Жилин ГК.
Методическое пособие
к изучению курса и выполнению
практических заданий по дисциплине
«Исследование операций в транспортных системах»
по профессиональному направлению
подготовки 0701: «Транспортные технологии»
(для очной и заочной форм обучения)
Мариуполь 2008 г.
УДК б56. 3.001.6З: 629.1.098:681.31 (076)
Методическое пособие к изучению курса и выполнению практических заданий по дисциплине «Исследование операций в транспортных системах» по профессиональному направлению подготовки 0701: «Транспортные технологии». /Разработал Г. К. Жилин г. Мариуполь, ПГТУ, 2008 г.
В Методическом пособии по дисциплине «Исследование операций в транспортных системах» содержится изложение теоретических принципов организации операционных исследований, применительно к задачам совершенствования транспортных технологий, и методика решения типичных операционных задач транспорта, с примерами организации исследований, постановкой и решением задач по оптимизации транспортных технологий. При этом использована модульная схема организации курса, с выдачей индивидуальных заданий по модулям.
|
|
Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения по профессиональному направлению подготовки 0701: «Транспортные технологии»
Разработал: доцент кафедры
«Технологии международных
перевозок и логистики»
доцент, канд. техню наук Жилин Г. К.
Рецензент: доц. канд. техн. наук. Гусев Ю. В.
Ответственный за выпуск:
заведующий кафедрой
«Технологии международных
перевозок и логистики»
проф. доктор техн. наук Губенко В.К.
Предисловие
Содержание курса и рекомендации
по его изучению
Дисциплина «Исследование операций» относится к категории теоретических, но всё внимание здесь сосредоточено на решении практических проблем. Математические модели в исследовании операций применяются широко, но, как правило, использовать без переделки классическую модель математики невозможно, поскольку реальная среда, которая моделируется, значительно сложнее и ситуативно богаче.
Поскольку проблемы в различных областях деятельности человека отличаются друг от друга, то вполне понятно, что «исследование операций в транспортных системах» ориентировано на транспортную отрасль.
Название дисциплины «Исследование операций» (ИСО) имеет «военное происхождение». ИСО фактически сложилось как обобщение новой практики разработки военных операций в армиях Великобритании и США в период второй мировой войны. Тогда к этому делу были привлечены гражданские специалисты и учёные из разных областей знаний. Они образовали так называемые «группы исследования операций». Указанные группы, в среде которых были широко представлены не только физики и математики, но и лингвисты, историки, географы и т.д., не только помогли, но и развязали множество проблем, с которыми военные бы никогда сами не справились.
|
|
По мнению самих военных, «операционисты» значительно повысили интеллекуальный уровень военных операций на основе методологии системного подхода и моделирования ситуаций. При этом они предоставляли целое поле количественных и качественных экспертных оценок по формируемым идеям.Опыт не был забыт.
После второй мировой войны практика операционных исследований была закреплена и продолжена в консалтинговых фирмах, которые работали по заказам многочисленных организаций на коммерческой основе. И здесь практика операционистов оказалась плодотворной, в чём не последнюю роль сыграла хорошо поставленная реклама и система коммуникаций.
Они обеспечили формирование процедурной инфраструктуры операционной деятельности в виде матричной структуры организации исследований, основанных на временном привлечении, (без отрыва от основной работы), любых, необходимых для решения конкретных задач специалистов.
Р. А. Акоф и М Сасиени /1/ так определяют назначение ИСО:
«Целью исследования операций является разработка систематического и рационального подхода, которое позволяет получить наилучшее в опрелелённом смысле решение, на основе использования информации, которая имеет непосредственное отношение к рассматриваемой задаче».
Содержание курса разделено на три содержательных модуля:
Модуль № 1 - включает задачи «Раздела первого», который охватывает
распределительные модели, построенные на математической базе линейной алгебры и линейного программирования.
Модуль № 2 - построен на материалах «Раздела второго», и посвящен использованию методов сетевого планирования и управления, с целью поиска оптимальных стратегий для эффективной деятельности организаций.
Модуль № 3 - включает разделы третий и четвёртый, которые охватывают операционные задачи оптимизации транспортных вероятностных процессов. Теоретической базой здесь служат математические модели теории вероятностей, включая теорию массового обслуживания.