В Республике Беларусь торговое обслуживание сельского населения
в основном осуществляется потребительской кооперацией, которая в
настоящее время обслуживает более 40 % населения и занимает около 15
% в розничном товарообороте республики. Торговая сеть насчитывает
свыше 11,4 тыс. магазинов, что составляем более 32 % их общего
количества в республике, 400 автомагазинов.
Основными задачами потребительской кооперации являются:
• всемерное развитие и совершенствование розничной торговли на
селе;
• расширение и укрепление экономических связей между городом и
деревней
• осуществление
закупок
и
заготовок
сельскохозяйственной
продукции и оказания содействия в реализации их излишков;
• организация
производства
продуктов
питания
и
непродовольственных товаров массового спроса за счет местных сырьевых
ресурсов.
Для
выполнения
этих
задач
разработана
Программа
совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005—
2010 годы, в которой предусмотрены конкретные мероприятия по
развитию товарооборота и материально-технической базы, увеличению
объемов заготовок и переработки сельскохозяйственной и дикорастущей
продукции, придорожного сервиса, совершенствованию управления и
государственной поддержки потребкооперации.
Потребительская кооперация представляет собой многоотраслевую
структуру,
которая
включает
оптовую
и
розничную
торговлю,
общественное питание, производство, заготовительную деятельность,
транспорт, поэтому организационно-хозяйственные звенья здесь шире, чем
в государственной торговле. Основными из них являются:
• потребительские общества, имеющие в своем составе магазины,
кафе и столовые, автомагазины;
• областные союзы потребительских обществ (облпотребсоюзы) —
осуществляют руководство и контроль в своем регионе;
• республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз),
осуществляющий общее руководство и контроль за деятельностью всей
потребительской кооперации республики.
В настоящее время основным звеном в потребительской кооперации
являются районные потребительские общества (райпо). В состав райпо
могут входить филиалы, коопунивермаги, отдельные крупные магазины,
объединения общепита и другие хозяйственные структуры.
Так как собственность в потребкооперации является коллективной и
неделимой, то с целью ее сохранности многие действующие предприятия
получили статус унитарных или обособленных филиалов.
Потребительские общества могут иметь различные организационно-
правовые формирования:
• потребительские общества без филиалов и унитарных предприятий;
• потребительские общества с филиалами и без унитарных
предприятий;
• потребительские общества без филиалов, но в их составе имеются
унитарные предприятия;
• потребительские
общества
с
филиалами
и
унитарными
предприятиями.
В каждом потребительском обществе разрабатывается свой устав,
которым определяются задачи и деятельность общества.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность построения торговли?
2. Назовите
признаки
организационного
построения
торговли
республики?
3. В чем заключается принципы организационного построения
торговли?
4. В чем заключаются функции Совета Министров в управлении
торговлей?
5. В чем заключаются функции Министерства торговли Республики
Беларусь?
6. Какие виды контроля Вы знаете?
7. Назовите органы контроля и их функции?






