Потребительской кооперации

В Республике Беларусь торговое обслуживание сельского населения

в основном осуществляется потребительской кооперацией, которая в

настоящее время обслуживает более 40 % населения и занимает около 15

% в розничном товарообороте республики. Торговая сеть насчитывает

свыше 11,4 тыс. магазинов, что составляем более 32 % их общего

количества в республике, 400 автомагазинов.

Основными задачами потребительской кооперации являются:

• всемерное развитие и совершенствование розничной торговли на

селе;

• расширение и укрепление экономических связей между городом и

деревней

• осуществление

закупок

и

заготовок

сельскохозяйственной

продукции и оказания содействия в реализации их излишков;

• организация

производства

продуктов

питания

и

непродовольственных товаров массового спроса за счет местных сырьевых

ресурсов.

Для

выполнения

этих

задач

разработана

Программа

совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005—

2010 годы, в которой предусмотрены конкретные мероприятия по

развитию товарооборота и материально-технической базы, увеличению

объемов заготовок и переработки сельскохозяйственной и дикорастущей

продукции, придорожного сервиса, совершенствованию управления и

государственной поддержки потребкооперации.

Потребительская кооперация представляет собой многоотраслевую

структуру,

которая

включает

оптовую

и

розничную

торговлю,

общественное питание, производство, заготовительную деятельность,

транспорт, поэтому организационно-хозяйственные звенья здесь шире, чем

в государственной торговле. Основными из них являются:

• потребительские общества, имеющие в своем составе магазины,

кафе и столовые, автомагазины;

• областные союзы потребительских обществ (облпотребсоюзы) —

осуществляют руководство и контроль в своем регионе;

• республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз),

осуществляющий общее руководство и контроль за деятельностью всей

потребительской кооперации республики.

В настоящее время основным звеном в потребительской кооперации

являются районные потребительские общества (райпо). В состав райпо

могут входить филиалы, коопунивермаги, отдельные крупные магазины,

объединения общепита и другие хозяйственные структуры.

Так как собственность в потребкооперации является коллективной и

неделимой, то с целью ее сохранности многие действующие предприятия

получили статус унитарных или обособленных филиалов.

Потребительские общества могут иметь различные организационно-

правовые формирования:

• потребительские общества без филиалов и унитарных предприятий;

• потребительские общества с филиалами и без унитарных

предприятий;

• потребительские общества без филиалов, но в их составе имеются

унитарные предприятия;

• потребительские

общества

с

филиалами

и

унитарными

предприятиями.

В каждом потребительском обществе разрабатывается свой устав,

которым определяются задачи и деятельность общества.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность построения торговли?

2. Назовите

признаки

организационного

построения

торговли

республики?

3. В чем заключается принципы организационного построения

торговли?

4. В чем заключаются функции Совета Министров в управлении

торговлей?

5. В чем заключаются функции Министерства торговли Республики

Беларусь?

6. Какие виды контроля Вы знаете?

7. Назовите органы контроля и их функции?




double arrow
Сейчас читают про: