Техники составления матрицы

К началу 40‑х годов наиболее распространенным методом составления матрицы корреляций была так называемая R‑техника, когда много людей в одной и той же ситуации отвечают на один или несколько тестов. Результаты факторно‑аналитических исследований с использованием R‑техники позволяли идентифицировать только те черты, которые являются общими для многих людей.

Критика Оллпорта, активно защищавшего концепцию индивидуальных или уникальных черт, побудила Кэттелла задуматься о разработке способов полного и объективного изучения отдельных случаев. В результате этих размышлений появилась P‑техника, при использовании которой один и тот же человек отвечает на два или более тестов в различных ситуациях, и из этих данных составляется корреляционная матрица. Применяемая Кэттеллом Р‑техника позволяет получить 30 или более переменных, относящихся к одному человеку более чем в 100 ситуациях. В начале испытания новой техники этим человеком была вторая жена Кэттелла, которая, естественно, в конце концов очень устала от продолжавшихся 9 недель ежедневных тестирований в «разных неудобных условиях, требуемых экспериментом» (Cattell, 1974b, p. 106).

Если использовать только Р‑технику, велика вероятность ошибочного выбора обследуемых людей, поэтому в дополнение к ней Кэттелл разработал дифференцированную dR‑технику, при использовании которой в корреляционную матрицу входят переменные, полученные из тестирования большого количества людей в двух различных ситуациях. P‑техника является хорошим методом исследования единичного случая, на отсутствие которой сетовал Оллпорт, но факторы, обнаруженные с помощью этой техники, принадлежат только одному человеку, таким образом невозможно обобщение результатов тестирования. С другой стороны, dR‑техника допускает обобщение, но здесь используются только два момента времени, по крайней мере в один из которых возможно влияние какого‑нибудь неординарного события, то есть dR‑техника не застрахована от ошибок в выборе ситуаций. P и dR техники должны использоваться вместе для определения общих состояний (common states) или шаблонов настроений (mood patterns).

Исследуя разные факторы, необходимо использовать различные техники. Так, понятие состояния (state) относится к временным изменениям в поведении, появляющимся в результате изменений в окружающей среде. Примеры психологических состояний – радость, гнев, страх, беспокойство. В число физиологических состояний входят ритм сердца, температура тела и кровяное давление. Колебания этих поведенческих и физиологических состояний наиболее достоверно вычисляются с помощью применения P и dR техник. С другой стороны, черта (trait) – это относительно постоянное свойство или расположение, или, как определял Кэттелл (1979–1980), «то, от чего зависит, что человек будет делать в конкретной ситуации» (том 1, с. 14). Черты лучше выявляются традиционной R‑техникой.

Для измерения черт Кэттелл разработал несколько вариантов опросника 16PF: «Личностный опросник для дошкольников» (PSPQ), предназначенный для работы с детьми 4–6 лет; «Личностный опросник для школьников младших классов» (ESPQ), то есть для детей 6–8 лет; «Детский личностный опросник» (CPQ) для тестирования детей 8–12 лет и «Личностный опросник для старшеклассников» (HSPQ) для работы с молодыми людьми 12–18 лет. В этих опросниках детям или молодым людям предлагается альтернатива, например: «Ты так же хорошо умеешь писать диктанты, как другие дети, или другие пишут лучше, чем ты?» или «Тебе больше нравится играть со своими игрушками или с другими ребятами?». Дополнительно был разработан «Клинический аналитический опросник» (Clinical Analysis Questionnaire, CAQ), результаты по которому записываются в виде стэнов (stens), то есть целых величин, измеряемых по 10‑разрядной шкале, где каждая величина изменяется от 0 до 10 (см. рис. 26.1).

Рис. 26.1 Психологический профиль 24‑летней женщины, составленный по результатам теста CAQ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: