Общая теория статистики

Тема №1

История возникновения статистики.

Предмет и метод статистической науки.

1.1 Общее представление о статистике и история её возникновения

Слово «статистика» в его современном значении впервые употребил немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1743 г., заимствовав его из итальянского языка. В Италии эпохи Возрождения получили распространение знания о политике, составившие специальную дисциплину, которая называлась ragione di stato или diciplina de statu. Слова stato и statu соответствовали понятию «государство» (отсюда немецкое Staat и английское state). Человека, искусного в политике, знатока разных государств называли statista. В Германии XVII в. было распространено словосочетание diciplina stattstica - статистическая дисциплина. Ахенваль, превратив прилагательное в существительное, ввел слово Statistica, означавшее сумму знаний, нужных купцам, политикам, военным и всем культурным людям. Этот термин использовался для определения совокупности знаний, которые характеризуют государственный строй, достопримечательности страны, ее благосостояние.

Но путь формирования статистики был и долог, и сложен. Он начался с зарождения хозяйственного учета.

Возникновение хозяйственного учета относится к глубокой древности и связано с образованием государства. Без определенного минимума сведений, получаемых учетом, государственная деятельность была бы невозможна. Так, нужны были сведения для набора войск и взимания налогов, важно было установить численность населения, состав земель, их качество, поголовье скота, иметь сведения о состоянии торговли и т. д. Способы получения таких данных были, например, такие. Чтобы подсчитать численность своей армии, персидский царь Дарий {522-486 гг. до н. э.) обязал каждого воина принести и положить в назначенное место камень. В Персии человека, занимающегося учетом, называли «глаза и уши царя».

Расширение представлений о мире вызвало потребность в описании государств. Одно из известных описаний принадлежит Аристотелю (384-322 до н. э.), который составил описание 157 городов и государств своего времени. «Величину государства, - писал Аристотель, - они измеряют количеством его населения; но скорее нужно обращать внимание не на количество, а на возможности»

Интенсивное развитие международной торговли в это время повлияло на формирование таможенной и описательной статистики. Однако описания стран были повествовательными и почти не содержали числовых характеристик.

Начиная с XVI в. из частнохозяйственного учета выделился в отдельную ветвь знания бухгалтерский учет. В XVI и XVII вв. ведение торговых книг настолько вошло в практику, что начали появляться работы по торговому счетоводству. Развитие первичного учета - простой регистрации фактов и бухгалтерского учета - внутрихозяйственного, аналитического - подготовили возникновение статистики.

В XVII в. в Западной Европе сложились определенные условия, которые привели к возникновению статистики. Это еще была не наука в современном понимании, а рационалистический взгляд на природу государства, теория не отделялась от практики, она была неразрывна с нею. В целом это был огромный шаг вперед. Формирование статистики стало возможно благодаря:

- широкому развитию первичного учета, накоплению массовых, описательных данных в области общественных явлений, которые можно было использовать для статистических обобщений;

- наличию слоев общества, которые могли формировать науку, в том числе социальную;

- повышению потребности в количественном измерении явлений и закономерностей общественной жизни, вызванных запросами практической деятельности - политической, экономической, административной и пр., а также наук, изучающих общество;

- развитию фундаментальных наук (в первую очередь философии, математики, права), которые позволили осознать необходимость статистики как орудия социального познания, раскрыть ее специфику, определить основные методологические принципы;

- изменению человеческого сознания, видения мира, формированию новых представлений о государстве и обществе.

Работы в области политической арифметики посвящены социально-экономическим вопросам. Они выявляли закономерности общественной, прежде всего экономической жизни. Измерительные методы считались обязательным условием исследования массовых учетных данных. Сам термин «политическая арифметика» свидетельствовал о приложении математики к политике, об измерении фактов социально-экономической жизни (слово «политика» было аналогично понятию «наука об обществе»).

Существенно иным был подход государствоведения. Статистика - государствоведение - базировалась на признании государства единственным источником наблюдения, единственным аппаратом наблюдения - чиновников, администраторов, управляющих, полицейских. Представители этого направления недооценивали математические средства познания. Измерительный характер статистики, по крайней мере на первых порах, не рассматривался как ее отличительная особенность. Количественные оценки трактовались как частный случай общего описания. Отсюда и другое название этого направления - описательная статистика.

Прогрессу статистической методологии способствовали работы представителей английской математической школы, в России – труды земских статистиков.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в нескольких значениях:

1) как отрасль знаний – наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной. Основными ее разделами является общая теория статистики, где рассматриваются наиболее общие критерии, категории, принципы и методы статистической науки; экономическая статистика, изучающая явления и процессы, происходящие в экономике; социальная статистика, изучающая социальные явления и процессы;

2) как отрасль практической деятельности – сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;

3) как совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность;

4) как отрасль, использующая методы математической статистики для изучения социально-экономических процессов и явлений.

1.2 Предмет статистики как науки и её категории

Таковым является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, или их содержанием, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Категории статистикиотражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

В статистике выделяют следующие основные категории:

1) Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковыми, например, являются совокупность домохозяйств, семей, совокупность предприятий.

Совокупности могут быть однородными и разнородными.

2) Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

3) Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

- признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например, возраст, стаж работы, размер заработной платы и т.д.

- признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. Такие признаки обычно называют атрибутивными. В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет).

4) Статистический показатель – это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения) и расчетными (средние величины).

5) Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями и процессами.

1.3 Организация статистической деятельности в Российской Федерации

Основной целью статистической деятельности является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации и её регионов. Наличие полной и объективной информации о происходящих процессах и явлениях всегда является необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и муниципальном уровнях.

В основу организации статистической работы в Российской Федерации положены следующие основные принципы:

- централизованное руководство статистическим учетом;

- единое организационное строение и единая методология на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- неразрывная связь статистических органов с органами власти и управления национальным хозяйством.

Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические и физические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства, подразделения, а также и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.

Сбор первичных статистических данных осуществляется по специальным формам федерального статистического наблюдения. Форма наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации, и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.

Общее руководство всей статистической деятельностью в Российской Федерации возложено на Федеральную службу государственной статистики (Росстат). В этих целях Росстат как федеральный орган исполнительной власти выполняет свои непосредственные функции и функции межотраслевого регулирования и координации в сфере государственной статистики в соответствии с Положением «О Федеральной службе государственной статистики» от 2.06.2008 г. №420, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.

Росстат, руководствуясь в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами Российской Федерации, призван обеспечивать органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, граждан и общественные организации официальной статистической информацией о социальном и экономическом положении и развитии страны.

Основные функции Федеральной службы государственной статистики следующие: организация проведения государственного статистического наблюдения по разрабатываемым им или согласованным с ними программам, формам, методикам; обеспечение сбора, обработки, хранения и защиты статистической информации; сопоставление основных социально-экономических показателей России с аналогичными показателями других стран; внедрение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства в области статистики и др.

Основными задачами Росстата являются разработка и реализация утверждаемых Правительством Российской Федерации федеральных годовых и долгосрочных программ, программ статистических работ, подготовка нормативно–правовых актов, регламентирующих разработку, утверждение и порядок применения унифицированной статистической методологии, организация сбора и обработки документированной статистической отчетности, публикация официальных статистических данных и др. Росстат выполняет указанные задачи через центральный аппарат, территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, образующие в совокупности систему государственной статистики.

Росстат выполняет возложенные на него задачи и функции непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Росстат выполняет функцию координации статистической методологии в целом по стране, взаимодействуя со статистическими службами соответствующих министерств и ведомств (органы ведомственной статистики) и другими статистическими службами, учреждаемыми по решению федеральных органов исполнительной власти, а также с общественными организациями.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Росстатом. Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается Росстатом совместно с субъектами официального статистического учета (ведомствами) и утверждается Правительством Российской Федерации.

Статистический учет начинается с регистра. Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата) обеспечивает полный учет субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Статистический регистр связан с налоговыми реестрами (через «одно окно») для актуализации и сверки субъектов хозяйствования. Сведения о зарегистрированных хозяйственных субъектах аккумулируются налоговыми органами в составе двух реестров: Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Основу системы сбора данных составляют периодическая отчетность предприятий,выборочные наблюдения и обследования. Существует довольно много различных форм статистической отчетности. Они различаются по типам предприятий, периодичности, виду запрашиваемой информации.

Росстат осуществляет активное сотрудничество со Статистической комиссией ООН, статистическими органами ЕЭК, ЭСКАТО, ЮНЕСКО, МОТ, а также МВФ, ОЭСР и другими международными организациями. Развертывается двухстороннее сотрудничество со статистическими органами Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швеции, США, Финляндии, странами СНГ и другими партнерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: