ТЕСТ 2 Поздняя античность и патристика

1. Один из столпов александрийской школы, этот фи­лософ происходил из еврейской семьи, а свои философские произведения редактировал в форме комментария к «Пяти­книжию» Моисея. В его сочинениях слились еврейские преда­ния и греческая стоическая философия:

а) Филон;

б) апостол Павел;

в) Валентин;

г) Маркион.

2. В их картине мира постоянно взаимодействуют два взаимоисключающих начала, восходящих к миру высшего ду­ховного зона (Христа) и греховного зона (демиурга). Это:

а) ессеи;

б) манихеи;

в) гностики;

г) богомилы.

3. Согласно Василиду, «сначала от нерожденного отца родился Нус, а от него Логос-Суждение, а от Суждения –...»:

а) Мудрость и Сила;

б) Сила и эманации;

в) ангелы и первое небо;

г) первое и все другие небеса.

4. Для гностика Василида «духовные избранники» про­тивопоставляются язычникам, т.е.:

а) «психики» – «пневматикам»;

б) «плотские» – «психикам»;

в) «соматики» – «пневматикам»;

г) «пневматики» – «соматикам».

5. Официальная христианская церковь к концу II в. по отношению к гностикам заняла следующую позицию:

а) сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию;

б) вела ожесточенную борьбу;

в) постепенно восприняла их символику;

г) включила гностические обряды в церковный культ.

6. Материя – это тьма, обязанная своим существова­нием полному угасанию света божественного первоединства, – считали:

а) Плотин, неоплатоник;

б) Мани, родоначальник манихейства;

в) Василид, гностик;

г) Цельс, апологет.

7. Плотин считал, что Единое – это источник бытия, всего сущего в мире. Это чистое и простое единство, исклю­чающее множественность, а также:

а) мысль;

б) дух;

в) воля;

г) абсолют.

8. «Эманация» в неоплатонизме – это:

а) творение бытия Богом;

б) непрерывное излучение Единым из себя всего бытия;

в) световое излучение Единого, которое можно описать в терминах натурфилософии;

г) единовременное истечение Единого в природу.

9. Теоретической основой попытки Юлиана Отступ­ника отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию признается:

а) манихейство;

б) гностицизм;

в) неоплатонизм;

г) апологетика.

10. В эпоху упадка античной философской мысли ос­новные ее мировоззренческие итоги были подведены в док­трине:

а) эпикуреизма;

б) стоицизма;

в) кинизма;

г) неоплатонизма.

11. Главным логиком в направлении неоплатонизма был:

а) Плотин;

б) Прокл;

в) Порфирий;

г) Платон.

12. Апологеты во II в. н. э.:

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;

в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

г) рассматривали противоположность духа и материи.

13. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;

б) «Верую, потому что нелепо»;

в) «Божественное и дьявольское постоянно борются меж­ду собой»;

г) «Ищите и обрящете».

14. «Стромата» (буквально – «цветные ковры») – это произведение, включающее в себя множество цитат из трудов греческих философов для реабилитации греческой фи­лософии в глазах христиан. Оно было собрано:

а) Юлианом Отступником;

б) Юстином Мучеником;

в) Филоном Александрийским;

г) Климентом Александрийским.

15. Стремясь объединить христианство с неоплато­низмом, он впервые предпринял философско-аллегорическое истолкование Библии:

а) Климент Александрийский;

б) Аммоний Саккас;

в) Плотин;

г) Ориген.

16. Пресвитер Арий в начале IV в. в Александрии про­должал традиции:

а) Юстина Мученика;

б) Оригена;

в) Филона Александрийского;

г) Климента Александрийского.

17. Арий объявил Иисуса Христа:

а) единосущным богу-отцу;

б) подобносущим богу-отцу;

в) неединосущим богу отцу;

г) разносущим с богом-отцом.

18. Учение Ария, так называемое арианство, в резуль­тате жестокой борьбы в лоне церкви по вопросам основ хри­стианской теологии:

а) легло в основу никейского символа веры;

б) было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью;

в) было частично принято церковью и естественно вошло в христианскую теологию под названием субордина-циализма;

г) было не принято церковью, но поддержано императо­ром Константином.

19. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога выше Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог.

20. Один из отцов церкви, Григорий Нисский (325-394):

а) попытался разработать систему правоверного богосло­вия;

б) опроверг догмат Троицы;

в) обосновал положение о том, что разум выше веры;

г) доказал тождество сущности (усии) и ипостаси.

21. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейст­ва, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов за­падной церкви:

а) Иероним Блаженный;

б) Амвросий Медиоланский;

в) Аврелий Августин;

г) Василий Кессарийский.

22. Согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита:

а) ангелы существуют на ступени серафимов и херувимов;

б) архангелы – на уровне господства и силы;

в) власть – на уровне херувимов и престолов;

г) начала – на уровне архангелов и ангелов.

23. В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия:

а) монахи находятся на уровне епископов;

б) оглашенные – на уровне священников и дьяконов;

в) члены христианской общины – на уровне разумных существ;

г) епископы – на уровне священников и дьяконов.

24. Манлий Северин Боэций (480-524) в своем завер­шающем произведении «Об утешении философией» проде­монстрировал:

а) решающее на него влияние христианской идеологии;

б) влияние на него платоновского диалога «Тимей»;

в) влияние аристотелевой концепции познавательной спо­собности человеческого ума;

г) влияние на него неоплатоника Порфирия.

25. С точки зрения Аврелия Августина, время – это только:

а) прошлое;

б) будущее;

в) настоящее;

г) вечность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: