Содержание. 1. 1. Предмет микроэкономики

ПРЕДИСЛОВИЕ 9

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ 12

1.1. Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов 12

1.2. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика 17

1.3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов 19

Основные выводы 21

Основные понятия 23

Вопросы для самопроверки 24

Вопросы для обсуждения 24

Задачи и тесты 24

Литература 25

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 26

2.1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход) 26

2.2. Функция полезности. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия потребителя и их свойства. Предельная норма замещения 28

2.3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии 35

2.4. Графическая интерпретация равновесия потребителя 37

2.5. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривые «доход-потребление» и типология экономических благ. Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые Энгеля. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса 39

2.6. Эффект дохода и эффект замещения 44

2.7. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса 48

Основные выводы 50

Основные понятия 53

Вопросы для обсуждения 53

Вопросы для самопроверки 54

Задачи и тесты 54

Литература 55

ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ 56

3.1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры 56

3.2. Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма 61

3.3. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Принцип максимизации прибыли 64

3.4. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли 69

3.5. Совершенная конкуренция и эффективность 72

Основные выводы 76

Основные понятия 78

Вопросы для самопроверки 78

Вопросы для обсуждения 78

Задачи и упражнения 78

Литература 79

ГЛАВА 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ 80

4.1. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии 80

4.2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста 84

4.3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония 91

4.4. Чистая монополия и эффективность 95

4.5. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия 100

Основные выводы 104

Основные понятия 105

Вопросы для самопроверки 106

Вопросы для обсуждения 106

Задачи и упражнения 107

Литература 108

ГЛАВА 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 109

5.1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 109

5.2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде 111

5.3. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции 114

5.4. Дифференциация и специализация продукции как методы конкурентной стратегии фирм – монополистических конкурентов 117

5.5. Реклама и стимулирование сбыта – факторы завоевания конкурентного преимущества 119

Основные выводы 123

Основные понятия 123

Вопросы для самопроверки 124

Вопросы для обсуждения 124

Задачи и тесты 124

Литература 125

ГЛАВА 6. ОЛИГОПОЛИЯ 126

6.1. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии 126

6.2. Типология моделей олигополии 127

6.3. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса 139

6.4. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии 140

6.5. Олигополия и эффективность 144

6.6. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти 145

6.7. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь 149

Основные выводы 157

Основные понятия 158

Вопросы для самопроверки 159

Вопросы для обсуждения 159

Тесты и задачи 159

Литература 160

ГЛАВА 7. РЫНОК ТРУДА 161

7.1. Рынки ресурсов 161

7.2. Структура рынка ресурсов 168

7.3. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования 170

7.5. Рынок труда при несовершенной конкуренции 178

7.6. Заработная плата. Формы и системы заработной платы 181

7.7. Особенности рынка труда в Республике Беларусь 189

Основные понятия 195

Вопросы для самопроверки 195

Вопросы для обсуждения 196

Задачи и тесты 196

Литература 198

ГЛАВА 8. РЫНОК КАПИТАЛА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ 199

8.1. Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал 199

8.2. Рынок ссудного капитала и ссудный процент 203

8.3. Спрос на инвестиции. Дисконтирование и понятие чистой приведенной стоимости 206

8.4. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг 208

8.5. Особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 216

8.6. Предпринимательская способность как фактор производства и экономическая прибыль как разновидность факторного дохода 218

8.7. Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли 220

Основные выводы 223

Основные понятия 225

Вопросы для самопроверки 226

Задачи и тесты 226

Литература 227

ГЛАВА 9. РЫНОК ЗЕМЛИ 228

9.1. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы 228

9.2. Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата 230

9.3. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента 232

9.4. Земельные отношения в Республике Беларусь 238

Основные выводы 240

Основные понятия 241

Вопросы для самопроверки 241

Вопросы для обсуждения 242

Задачи и тесты 242

Литература 243

ГЛАВА 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ 245

10.1. Частичное и общее экономическое равновесие 245

10.2. Конкурентное равновесие и эффективность 248

10.3. Экономическая эффективность и социальная справедливость 259

10.4. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования 264

10.4.1. Рыночная власть 264

10.4.2. Неполная информация 265

10.4.3. Внешние эффекты 266

10.4.4. Общественные блага 266

Основные выводы 267

Основные понятия 269

Вопросы для самопроверки 270

Вопросы для обсуждения 270

Задачи и тесты 270

Литература 271

ГЛАВА 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ 272

11.1. Сущность внешних эффектов 272

11.2. Формы проявления внешних эффектов и их последствия 274

11.3. Интернализация внешних эффектов 281

11.4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике 288

11.5. Формирование эколого-экономического механизма природопользования 293

Основные выводы 299

Основные понятия 300

Вопросы для самопроверки 301

Вопросы для обсуждения 301

Задачи и тесты 301

Литература 303

ГЛАВА 12. Информация, неопределенность и риск в экономике 304

12.1. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Несовершенная информация на рынках. Неопределенность 304

12.2. Выбор в условиях неопределенности. Поведенческие модели выбора 307

12.3. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Рыночные сигналы и их роль в преодолении информационной асимметрии 318

12.4. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого 324

Основные выводы 329

Основные понятия 333

Вопросы для самопроверки 333

Вопросы для обсуждения 334

Задачи и тесты 334

Литература 336

ГЛАВА 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА 338

13.1. Сущность общественных благ 338

13.2. Классификация смешанных общественных благ 341

13.3. Особенности спроса на общественные блага 347

13.4. Производство общественных благ: возможности рынка и государства 352

Основные выводы 360

Основные понятия 361

Вопросы для самопроверки 361

Вопросы для обсуждения 362

Задачи и тесты 362

Литература 364

ГЛАВА 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 365

14.1. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен 365

14.2. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования 370

14.3. Группы специальных интересов. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Поиск политической ренты 376

14.4. Политико-экономический цикл 383

14.5. Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательства в экономику 389

Основные выводы 392

Основные понятия 395

Вопросы для самопроверки 395

Вопросы для обсуждения 396

Задачи и тесты 396

Литература 398

ГЛОССАРИЙ 399



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: