ПРЕДИСЛОВИЕ 9
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ 12
1.1. Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов 12
1.2. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика 17
1.3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов 19
Основные выводы 21
Основные понятия 23
Вопросы для самопроверки 24
Вопросы для обсуждения 24
Задачи и тесты 24
Литература 25
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 26
2.1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход) 26
2.2. Функция полезности. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия потребителя и их свойства. Предельная норма замещения 28
2.3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии 35
|
|
2.4. Графическая интерпретация равновесия потребителя 37
2.5. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривые «доход-потребление» и типология экономических благ. Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые Энгеля. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса 39
2.6. Эффект дохода и эффект замещения 44
2.7. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса 48
Основные выводы 50
Основные понятия 53
Вопросы для обсуждения 53
Вопросы для самопроверки 54
Задачи и тесты 54
Литература 55
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ 56
3.1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры 56
3.2. Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма 61
3.3. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Принцип максимизации прибыли 64
3.4. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли 69
3.5. Совершенная конкуренция и эффективность 72
Основные выводы 76
Основные понятия 78
Вопросы для самопроверки 78
Вопросы для обсуждения 78
Задачи и упражнения 78
Литература 79
ГЛАВА 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ 80
4.1. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии 80
4.2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста 84
4.3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония 91
4.4. Чистая монополия и эффективность 95
4.5. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия 100
Основные выводы 104
Основные понятия 105
Вопросы для самопроверки 106
|
|
Вопросы для обсуждения 106
Задачи и упражнения 107
Литература 108
ГЛАВА 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 109
5.1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 109
5.2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде 111
5.3. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции 114
5.4. Дифференциация и специализация продукции как методы конкурентной стратегии фирм – монополистических конкурентов 117
5.5. Реклама и стимулирование сбыта – факторы завоевания конкурентного преимущества 119
Основные выводы 123
Основные понятия 123
Вопросы для самопроверки 124
Вопросы для обсуждения 124
Задачи и тесты 124
Литература 125
ГЛАВА 6. ОЛИГОПОЛИЯ 126
6.1. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии 126
6.2. Типология моделей олигополии 127
6.3. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса 139
6.4. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии 140
6.5. Олигополия и эффективность 144
6.6. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти 145
6.7. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь 149
Основные выводы 157
Основные понятия 158
Вопросы для самопроверки 159
Вопросы для обсуждения 159
Тесты и задачи 159
Литература 160
ГЛАВА 7. РЫНОК ТРУДА 161
7.1. Рынки ресурсов 161
7.2. Структура рынка ресурсов 168
7.3. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования 170
7.5. Рынок труда при несовершенной конкуренции 178
7.6. Заработная плата. Формы и системы заработной платы 181
7.7. Особенности рынка труда в Республике Беларусь 189
Основные понятия 195
Вопросы для самопроверки 195
Вопросы для обсуждения 196
Задачи и тесты 196
Литература 198
ГЛАВА 8. РЫНОК КАПИТАЛА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ 199
8.1. Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал 199
8.2. Рынок ссудного капитала и ссудный процент 203
8.3. Спрос на инвестиции. Дисконтирование и понятие чистой приведенной стоимости 206
8.4. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг 208
8.5. Особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 216
8.6. Предпринимательская способность как фактор производства и экономическая прибыль как разновидность факторного дохода 218
8.7. Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли 220
Основные выводы 223
Основные понятия 225
Вопросы для самопроверки 226
Задачи и тесты 226
Литература 227
ГЛАВА 9. РЫНОК ЗЕМЛИ 228
9.1. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы 228
9.2. Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата 230
9.3. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента 232
9.4. Земельные отношения в Республике Беларусь 238
Основные выводы 240
Основные понятия 241
Вопросы для самопроверки 241
Вопросы для обсуждения 242
Задачи и тесты 242
Литература 243
ГЛАВА 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ 245
10.1. Частичное и общее экономическое равновесие 245
10.2. Конкурентное равновесие и эффективность 248
10.3. Экономическая эффективность и социальная справедливость 259
10.4. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования 264
10.4.1. Рыночная власть 264
10.4.2. Неполная информация 265
10.4.3. Внешние эффекты 266
10.4.4. Общественные блага 266
Основные выводы 267
Основные понятия 269
Вопросы для самопроверки 270
Вопросы для обсуждения 270
|
|
Задачи и тесты 270
Литература 271
ГЛАВА 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ 272
11.1. Сущность внешних эффектов 272
11.2. Формы проявления внешних эффектов и их последствия 274
11.3. Интернализация внешних эффектов 281
11.4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике 288
11.5. Формирование эколого-экономического механизма природопользования 293
Основные выводы 299
Основные понятия 300
Вопросы для самопроверки 301
Вопросы для обсуждения 301
Задачи и тесты 301
Литература 303
ГЛАВА 12. Информация, неопределенность и риск в экономике 304
12.1. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Несовершенная информация на рынках. Неопределенность 304
12.2. Выбор в условиях неопределенности. Поведенческие модели выбора 307
12.3. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Рыночные сигналы и их роль в преодолении информационной асимметрии 318
12.4. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого 324
Основные выводы 329
Основные понятия 333
Вопросы для самопроверки 333
Вопросы для обсуждения 334
Задачи и тесты 334
Литература 336
ГЛАВА 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА 338
13.1. Сущность общественных благ 338
13.2. Классификация смешанных общественных благ 341
13.3. Особенности спроса на общественные блага 347
13.4. Производство общественных благ: возможности рынка и государства 352
Основные выводы 360
Основные понятия 361
Вопросы для самопроверки 361
Вопросы для обсуждения 362
Задачи и тесты 362
Литература 364
ГЛАВА 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 365
14.1. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен 365
14.2. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования 370
14.3. Группы специальных интересов. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Поиск политической ренты 376
14.4. Политико-экономический цикл 383
14.5. Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательства в экономику 389
|
|
Основные выводы 392
Основные понятия 395
Вопросы для самопроверки 395
Вопросы для обсуждения 396
Задачи и тесты 396
Литература 398
ГЛОССАРИЙ 399