Международная стандартизация

История международной стандартизации по существу начинается с учреждения в 1906 г. Международной электротехнической комиссии (МЭК).

К моменту своего 75-летия (1981 г.) членами МЭК являлись 44 страны, в которых проживает 80% населения земного шара и потребляется 95% мировой электроэнергии; число выпущенных стандартов составило около 1500 документов.

МЭК тесно сотрудничает с Международной организацией по стандартизации (ИСО). Эти организации имеют подобную организационную структуру (рис. 2.14) (технические комитеты и подкомитеты), выступают единым фронтом по методическим вопросам.

Россия вступила в МЭК в 1914 г., СССР - в 1921 г. Деятельность Советского комитета МЭК является неотъемлемой частью работ организации.

СССР возглавлял международные секретариаты многих технических органов МЭК, для участия в работе целевых комитетов и подкомитетов они были закреплены за рядом министерств и ведомств СССР, согласно специально утвержденному перечню.

МЭК охватывает электротехническую и радиоэлектронную отрасли промышленности, частично приборостроение, а ИСО - все прочие области народнохозяйственной жизни, в частности, машиностроение.

В 1926 г. в Праге (Чехословакия) была создана Международная ассоциация из национальных организаций по стандартизации 20 стран, сокращенно обозначавшаяся ИСА.

С началом второй мировой войны деятельность ИСА прекратилась. После окончания войны в Лондоне 14 октября (ныне - это международный день


стандартизации) 1947 г. фактически была оформлена новая организация ИСО, принят ее устав (конструкция) и эмблема.

В уставе ИСО записано: "Целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности".

ИСО, являясь международной организацией, пользуется консультативным статусом первой категории при ООН, что официально закрепляет ее главенствующую роль в области мировой международной стандартизации.

Представитель ИСО осуществляет связь, как с Генеральным секретарем ООН, так и с различными специализированными организациями, заинтересованными в вопросах стандартизации, в частности с Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН.

Первоначально в состав ИСО вошли 25 национальных организаций по стандартизации, в том числе и Советского Союза, которая в документах Организации для краткости указывается как GOST (ГОСТ).

Число стран - членов ИСО постоянно растет, достигнув к 35-летию существования организации (1982 г.) 89 участников, которые в общей сложности производят более 90 % мировой промышленной продукции.

Координация работ между ИСО и МЭК осуществляется специальным комитетом, в состав которого входят представители обеих организаций.

Разработка международных стандартов ИСО (МС ИСО) осуществляется техническими комитетами. Международные стандарты аккумулируют коллективный опыт стран в области стандартизации и служат организационно-технической основой их сотрудничества в самых различных областях науки, техники, экономики, промышленности. Соответствие товаров показателям МС ИСО, несмотря на юридическую необязательность последних, в большинстве стран становится обязательным условием при ведении переговоров о подписании контрактов на поставку.

Россия явилась преемником Советского Союза, участвует в работах международной организации по стандартизации ИСО с момента ее создания.

Широкое использование МС ИСО позволяет получать значительный. экономический эффект внутри страны за счет сокращения сроков и расходов на необходимые при самостоятельной разработке стандартов научно-исследовательские и аналитические работы.

Весьма значительны работы по международной стандартизации проводились в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Главной задачей СЭВ являлось содействие планомерному развитию стран - членов СЭВ путем координации их народнохозяйственных планов в целях подъема благосостояния народов, ускорения технического прогресса и др. Основой экономического развития являлось социалистическое разделение труда на базе развития специализации и кооперирования. Успешное осуществление этой задачи, равно как и научно-техническое сотрудничество и обмен передовым опытом, невозможно без широкого развития работ по стандартизации основополагающих норм, правил, документов, изделий, процессов, методов испытаний и контроля, без унификации конструкций машин и приборов. Начало планомерным совместным работам по стандартизации положено в 1962 г., когда созданы Постоянная комиссия СЭВ по сотрудничеству в области стандартизации и Институт СЭВ по стандартизации.

Стандарты СЭВ по своему уровню должны были устанавливать технические нормы и требования, обеспечивающие научно-технический прогресс (т.е. отвечать принципу опережающей стандартизации), предусматривать уровень качества продукции с учетом лучших мировых образцов, быть полностью увязанными с соответствующими международными стандартами или рекомендациями ИСО и базироваться, как правило, на опыте тех стран - членов СЭВ, которые имеют наиболее высокие показатели по уровню и качеству соответствующих видов продукции.

Стандарты СЭВ в ряде случаев являлись ограничительными по отношению к МС ИСО и включали лишь необходимые и достаточные для промышленности стран - членов СЭВ нормы, показатели, типоразмеры изделий и т.п. Этим достигалась определенная унификация со всеми вытекающими положительными последствиями. Стандарты СЭВ по сравнению с МС ИСО обладали значительно большей мобильностью в части их совершенствования путем замены устаревших показателей на более прогрессивные или расширения границ действия на основе многолетней апробации в промышленности наиболее развитых социалистических стран. В отдельных случаях на основе опыта промышленного производства социалистических стран с учетом мировой практики создавались СТ СЭВ, еще не имеющие аналогов в ИСО.

Таким образом, обеспечивалась техническая совместимость и взаимозаменяемость продукции, изготовленной по стандартам СЭВ, с продукцией по МС ИСО.

За период 1974-1980 гг. разработано и учреждено около 2000 стандартов СЭВ, причем примерно половина из них - в области машиностроения. По плану основных направлений развития стандартизации на 1981-1985 гг. предусматривалась разработка и внедрение более 130 крупных комплексов стандартов. Начиная с 1980 г. по линии СЭВ ежегодно разрабатывалось более 900-1000 нормативно-технических документов.

В настоящее время, в связи с упразднением Совента Экономической взаимопомощи, все эти работы практически остановлены.
3. КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

3.1. Качество машин и его показатели

Удовлетворение потребностей экономики нашей страны в промышленной продукции идет по двум путям: экстенсивному, который характеризуется увеличением количества выпускаемой продукции без ее совершенствования, и интенсивному, заключающемуся в повышении потребительской полезности и отдачи каждой единицы продукции.

В период научно-технической революции, которая отличается резким ростом производительности общественного труда, экстенсивные методы должны уступать интенсивным, среди которых центральное место принадлежит улучшению качества продукции.

Качество продукции - один из важнейших показателей деятельности предприятия. Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности применительно к ее назначению (ГОСТ 15467 - 70).

Повышение качества продукции дает значительный экономический эффект. Он особенно велик в машиностроении, которое призвано вооружать новой техникой все отрасли экономики России.

Качество машин зависит от совместного действия многих внутрипроизводственных и внезаводских факторов. К их числу относятся:

1) инженерные, определяющие технический уровень, надежность и другие показатели конструкции выпускаемого оборудования, а также технологические и контрольные процессы его изготовления;

2) производственные, какими являются технологический уровень и состояние (в частности, точность) наличного технологического оборудования и оснащения;

3)снабженческие, определяющие сортамент и качество поставляемых предприятию конструкционных материалов и комплектующих изделий;

4)квалификационные, к которым относится квалификация занятых в производстве исполнителей, контролеров и других заводских работников;

5)организационные, характеризующие состояние технологической дисциплины, соблюдение принципов и методов научной организации труда, степень внедрения ритмичной работы и т.д.;

6) экономические, к их числу относятся уровень цен на продукцию машиностроения и потребляемые им материалы и комплектующие изделия, порядок кредитования и финансирования и др..

На рис. 3.1 изображена схема формирования качества машины, в которой участвуют многие из перечисленных факторов.


Нельзя сказать, что качество продукции – это проблема современного производства. Задолго до настоящего времени в России, Петр Первый активно участвовал в повышении качества Тульской оружейной фабрики.

Однажды оказалось, что некоторые изделия этой фабрики были выпущены с браком, и это известие дошло до Петра. Сильно раздосадованный он издал указ:

“Повелеваю хозяина Тульской оружейной фабрики Корнилу-Белоглаза, - писал преобразователь Руси, - бить кнутом и послать на работу в монастырь, по неже он, подлец, осмелился войску государеву продавать негодные пищали и фузеи.

Старшего oldermena (старейшину) Флора-Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья”.

Разделавшись с виновниками брака, было издано указание на будущее:

“Приказываю ружейной канцелярии переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей.

Пусть дьяки и подьячие смотрят как старейшины клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверять смотром и стрельбой.

А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся.

Буде заминка в войске приключится, особливо при сражении, по недосмотру дьяков и подьячих, бить оных кнутами по оголенному месту:

Хозяину – 25 кнутов и пени по червонцу за ружье;

Старейшину - бить до бесчувствия;

Старшего дьяка – отдать в унтер-офицеры;

Подьячего – лишить воскресной чарки водки сроком на один год”.

В современном машиностроении повышение качества продукции осуществляется по двум направлениям. Во-первых, совершенствуется качество выпускаемой продукции в рамках ранее освоенной техники без ее принципиального изменения; во-вторых, создаются новые виды продукции, основанные на использовании принципиально новых конструктивных идей и рабочих процессов, на применении новых материалов и т.д.

Между этими двумя направлениями существует тесная связь. Вначале в ходе технического прогресса в результате коллективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ многих организаций, институтов и предприятий создается принципиально новая техника, приходящая на замену старой. Новая техника сразу дает большой экономический эффект. Такой эффект, например, был получен народным хозяйством нашей страны при вытеснении паровозов тепловозами; поршневых авиационных двигателей реактивными; челночных ткацких станков пневморапирными и т.д. Затем начинается период текущего совершенствования этой техники. Постепенно накапливаются научно-технические разработки, позволяющие сделать следующий шаг в техническом прогрессе, создав принципиально новую и более эффективную технику.

Таким образом, технический прогресс представляет собой сочетание двух направлений в развитии машинной техники: крупных, часто революционных, и текущих, связанных с совершенствованием уже выпускаемых машин. Поэтому повышение их качества в любом направлении можно рассматривать как проявление и действие технического прогресса.

Действие технического прогресса в производстве машин можно пояснить с помощью рис. 3.2. Использование достижений науки и техники, а также передового опыта позволяет предприятию совершенствовать технологию и организацию производства и на этой основе повышать качество выпускаемой продукции. В результате увеличивается объем реализации продукции, повышается производительность труда, снижается себестоимость, растут фондоотдача, сумма прибыли и рентабельность.

Не нужно думать, что улучшение качества является только нашей внутренней, отечественной проблемой. Аналогичная проблема сейчас стоит перед всеми индустриально развитыми странами, не говоря уже о странах с меньшим промышленным потенциалом.

Качество продукции как экономическая категория. Качество продукции имеет различные аспекты - экономический, технический, социологический, правовой и др. Из всех этих аспектов нас в данном случае более всего интересует экономический.

Экономический аспект обязывает изучать качество продукции с точки зрения общественной полезности и в его сопоставлении с затратами общественного труда как в сфере производства, которое создает продукцию определенного уровня качества, так и в области ее потребления.

В отличие от технических дисциплин экономическая наука исследует не самопотребления той или иной потребительной стоимости, а его результат, не сами свойства продукции, а только то, в какой мере они удовлетворяют общественную потребность. Вот почему необходимо исходить из связи качества с категорией потребительной стоимости, характеризующей общественную полезность продукции. В свою очередь, продукция имеет и стоимость, определяемую количеством необходимого общественного труда, который нужно затратить на ее производство.

По этому поводу К. Маркс писал: " Так как товар покупается покупателем не потому, что он имеет стоимость, а потому, что он есть "потребительная стоимость" и употребляется для определенных целей, то само собой разумеется: 1) что потребительные стоимости "оцениваются", т.е. исследуется их качество (точно так же, как количество их измеряется, взвешиваается и т.п.); 2) что когда различные сорта товаров могут заменить друг друга для тех же целей потребления, тому или иному сорту отдается предпочтение и т.п. и т.д.".

В трудах Ф. Энгельса подчеркивается необходимость сопоставления полезной продукции и затрат на ее производство для государственного плани


рования экономики в условиях социализма. В "Анти-Дюринге " Энгельс писал о том, что общество должно знать, сколько труда требуется для производства каждого предмета потребления. Оно должно сообразовать свой производственный план со средствами производства. Этот план определяется, в конечном счете, взвешиванием и сопоставлением полезных эффектов различных предметов потребления друг с другом и с необходимыми для их производства количествами труда.

Улучшение качество продукции обычно связано с дополнительными затратами труда. Отсюда возникает вопрос о соотношении между величиной дополнительных затрат труда на повышение качества и получаемым в результате эффектом. Рассмотрим два наиболее характерных случая.

В одном случае изделие после повышения его полезных свойств обеспечивает экономию общественного труда и поэтому имеет общественную потребительную стоимость. В другом случае повышение полезных свойств достигается в результате столь больших дополнительных затрат, что улучшенные полезные свойства изделия не могут оправдать увеличения его стоимости. Подобное изделие, не отвечая потребностям общества, не имеет общественной потребительной стоимости.

Отсюда можно сделать практический вывод: качество продукции нельзя рассматривать и оценивать в отрыве от экономических результатов ее производства и эксплуатации. Машина, отличающаяся высокими техническими параметрами, такими, как производительность, КПД, надежность, степень автоматизации и т.п., но неэкономичная в производстве или в эксплуатации, не должна рекомендоваться к внедрению. В задачу конструкторов и технологов, поэтому входит создание оборудования не только с улучшенной (по сравнению с существующими аналогами) технической характеристикой, но также с экономической эффективностью, обеспечивающей рост производительности общественного труда.

Внедрение машинной техники, улучшение качества которой достигнуто в результате чрезмерно высоких затрат, имеет отрицательные последствия. Они заключаются, в частности, в значительном повышении цен на оборудование, при котором рост цен обгоняет рост производительности оборудования. Подобное положение нетерпимо и противоречит смыслу и цели улучшения качества продукции как источника повышения эффективности общественного производства.

Только на основе совместного решения этих двух задач - совершенствования качества техники и реализации обусловленного им положительного экономического эффекта - технический процесс получает возможность свободного и беспрепятственного развития.

При рассмотрении качества машин как экономической категории необходимо остановиться также на методах определения уровня качества.

Уровень качества продукции в стране зависит от многих изменяющихся во времени условий. К ним следует отнести в первую очередь объем и качество конструкционных материалов, имеющихся в данный период, наличие трудовых ресурсов, производственных мощностей и т.д.

Проектируя с учетом этих и некоторых других условий уровень качества продукции, необходимо стремиться к его оптимизации.

В большинстве случаев оптимальный уровень качества должен быть максимально достижимым при данном состоянии производственной науки и практики. Это касается многих изделий, качество (особенно надежность) которых гарантирует безопасность людей, например, космических и авиационных аппаратов, транспортного оборудования, бесперебойность эксплуатации больших, в частности энергетических, систем, сохранность ценных грузов и т.д. В этих случаях задача сводится к нахождению наиболее экономичных способов производства и эксплуатации изделий максимально достижимого качества.

Однако для многих изделий необходимо найти оптимальное качество из многих или нескольких возможных его значений. Так, изделия народного потребления длительного пользования, например холодильники, стиральные машины, телевизоры и др., должны обладать оптимальным качеством. Легко себе представить, что при современном уровне конструирования этих изделий и при нынешнем развитии технологических процессов их изготовления можно создать такой совершенный холодильник, приобретение которого окажется не по средствам для большинства покупателей. Аналогичное положение имеет место в отношении многих видов оборудования и материалов производственного назначения.

В этих случаях для определения оптимального уровня качества изделия следует установить зависимости между несколькими - только важнейшими - его качественными характеристиками, с одной стороны, и суммой капитальных (единовременных) и текущих затрат на производство и эксплуатацию этого изделия - с другой стороны.

Подобные зависимости определяются для нескольких вариантов заданного уровня качества изделия одного функционального назначения. Сравнивая эти варианты, находим тот из них, который характеризуется минимальной суммой затрат. Именно такой вариант можно считать оптимальным.

Поскольку при определении оптимального уровня качества продукции принимаются во внимание изменяющиеся во времени факторы, категория оптимального качества данного вида продукции является динамической моделью.

Качество продукции и стандартизация. Всю совокупность действующих в машиностроении государственных стандартов можно подразделить на два вида: к одному из них относятся стандарты, содержащие требования к качеству продукции; другой образуют стандарты, предназначенные для сокращения необоснованного и избыточного многообразия материальных и организационных факторов производственного процесса.

Оба вида стандартов существенно влияют на качество продукции, первый - непосредственно, второй - косвенно, через упорядочение и регламентацию материальных и производственных факторов.

Единичные показатели качества машин. Система показателей необходима для отражения и решения в плане многих экономических вопросов. Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать улучшение качества исходного сырья и материалов, совершенствование технологии, повышение роли операций по доводке готовой продукции и подготовке ее к потреблению. Следует настойчиво искать такие показатели, которые усилят воздействие плана на повышение технического уровня производства и качества продукции. Показатель качества машины - это количественное выражение одного или нескольких свойств машины применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации. Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание новой науки - квалиметрии. Последняя занимается разработкой правил и приемов для сбора и обработки исходных данных при определении количественных показателей качества, устанавливает требования к точности их вычислений, к составу показателей качества при его планировании и т.д. В квалиметрии широко используются математические методы, в частности статистические. Это объясняется тем, что многие показатели качества (например, безотказность и долговечность) имеют вероятностный характер.

Квалиметрия как научная дисциплина, была сформирована советскими специалистами, и в первую очередь сотрудниками ВНИИС Госстандарта СССР. Показатели качества подразделяются на единичные и комплексные.

Здесь мы рассмотрим только единичные показатели. Каждый из них относится к одному из свойств машины. Например, двигатель внутреннего сгорания характеризуется следующими единичными показателями: мощностью в л.с., частотой вращения в об/мин, удельным расходом топлива в г/л.с., моторесурсом в часах и др.

Единичные показатели являются наиболее широко применяемыми. Они используются в работе конструкторов и технологов при освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при технологическом контроле их производства, а также в некоторых других целях. Классификация единичных показателей машин приведена в табл. 3.1.

Представленные здесь показатели в свою очередь подлежат дальнейшей дифференциализации. Например, безотказность характеризуется показателями средней наработки до первого отказа, гамма-процентным ресурсом и др.; показатели конструктивной стандартизации и унификации - показателями повторяемости, применимости и т.д.

Как следует из табл. 3.1, все единичные показатели машин подразделяются на эксплуатационные показатели технического уровня и производст


венно-технологические (показатели технологичности). Первые характеризуют машину как объект эксплуатации в соответствующей отрасли экономики; вторые определяют ее производственно-технологическую характеристику в условиях завода - изготовителя. Те и другие могут быть техническими и экономическими.

Все технические показатели рассматриваются в соответствующих технических курсах и во многих опубликованных работах. Поэтому здесь о них даются только самые краткие сведения.

Начнем с эксплуатационных показателей (показателей техническогоуровня). К группе технических относятся показатели назначения, надежности, эргономики, эстетики и патентно-правовые.

Показатели назначения характеризуют степень соответствия машины ее целевому назначению, конструктивное исполнение и основные размеры, устойчивость к внешним, например механическим, тепловым, климатическим и другим воздействиям, к нагрузкам и т.д.

Примеры показателей назначения (дополнительно к содержащимся в табл. 3.1) - производительность компрессора, мощность привода металлорежущего станка, расход электроэнергии на единицу работы насоса, грузоподъемность и вылет стрелы крана, объем ковша экскаватора, скорость ленточного конвейера и т.п.

К показателям надежности относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Номенклатура показателей надежности, методы их расчета и экспериментального определения приведены в соответствующих стандартах.

Безотказностью называется свойство машины выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки в конкретных условиях и режимах эксплуатации этой машины.

Показателями безотказности являются вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, гарантийная наработка.

Долговечность машины характеризует ее сроки службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта, модернизации или списания.

Показателями долговечности являются ресурс, гамма-процентный ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капитального ремонта, межремонтный срок службы, срок службы до списания, ресурс до первого капитального ремонта.

Ремонтопригодность - свойство машины, заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей при техническом обслуживании и ремонте.

К показателям ремонтопригодности относят вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, удельную трудоемкость технического обслуживания, среднюю трудоемкость ремонтов, показатели средней и относительной стоимости технического обслуживания и ремонтов и др.

Сохраняемость - свойство машин сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации.

Показателями сохраняемости являются срок сохраняемости, средний срок сохраняемости, гамма-процентный и медианный сроки сохраняемости.

Одним из основных показателей эксплуатационной надежности многих ремонтируемых видов продукции, например автомобилей, вагонов, тепловозов, электровозов, является расход сменных частей на единицу работы, выполняемой этими видами продукции, например расход сменных частей на 100 км пробега легкового автомобиля, на 100 га мягкой пахоты, выполняемой трактором и т.д.

Эргономические показатели характеризуют машину в системе человек--машина и учитывают ее приспособленность к антропометрическим, биомеханическим, физиологическим и инженерно-психологическим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах.

Основные термины в области эргономики и номенклатура эргономических показателей оформлены стандартами.

Соответствие машины требованиям технической эстетики характеризуется:

-композиционной целостностью формы (внешняя гармония формы, целостность композиции, соответствие современному стилю, красота цветовых сочетаний);

-функциональной целесообразностью формы (соответствие формы изделия и его отдельных элементов конкретному назначению и характеру использования, приспособленность формы к выполняемой функции и ее информационная выразительность);

-товарным видом машины, определяемым качеством наружной поверхности (качество выполнения стыков и соединений, прочность и качество декоративного покрытия), качеством внутренней отделки (чистота изготовления и обработки), качеством надписей и обозначений (графические достоинства, четкость исполнения, соразмерность надписей, указателей, фирменных знаков, символов и т.п.).

Показатели патентно-правовые характеризуют количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данной машине, т.е. определяют степень ее защиты принадлежащими отечественным предприятиям и организациям авторскими свидетельствами в России и патентами за рубежом (с учетом значимости отдельных технических решений).

Одновременно с показателем патентной защиты определяется показатель патентной чистоты. Этот показатель характеризует возможность беспрепятственной реализации изделий как у нас в стране, так и за рубежом.

Изделие обладает патентной чистотой в отношении данной страны, если оно не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированные в этой стране.

Мы закончили краткое рассмотрение технических показателей эксплуатационной характеристики машины. Теперь переходим к ее экономическим показателям (табл. 3.1).

Капиталовложения в машину являются единовременными затратами эксплуатационников. Они включают цену машины, а также издержки по ее транспортировке к месту установки, монтажу и наладке.

Себестоимость единицы продукции или работы, выполняемой с помощью данной машины, является сумма издержек (заработная плата персонала по обслуживанию машины, стоимость электроэнергии, сумма амортизационных отчислений и другие статьи эксплуатационных расходов), отнесенных к единице продукции или работы.

Прочие экономические показатели привлекаются в зависимости от требований, которые предъявляются новой машине. Наиболее часто используются показатели производственной мощности и производительности, которые могут существенно меняться в процессе внедрения машины. Во всяком случае, эти показатели применяются дополнительно к двум первым - сумме капиталовложений эксплуатационников и себестоимости единицы продукции или работы.

Теперь перейдем к рассмотрению производственно-технологических показателей (показателей технологичности). Производственно-технологические показатели характеризуют затраты общественного труда на производство единицы продукции (машины, прибора и т.п.) и свидетельствуют о степени соответствия конструкции машины производственно-техническим условиям ее изготовления при заданном масштабе выпуска изделий.

Вопросы технологичности конструкций машин рассмотрены в соответствующих государственных стандартах.

Как видно из табл. 3.1, к группе показателей технологичности относятся: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, блочность (сборность), показатели конструктивной стандартизации и унификации.

Показатель трудоемкости служит для определения количества труда, затрачиваемого на изготовление единицы продукции (или выполнение единицы работы).

Необходимо различать следующие разновидности показателя трудоемкости, используемые при обосновании или анализе технологичности конструкций новых изделий: общую, структурную, удельную и относительную.

Общая трудоемкость характеризует суммарные затраты труда на изготовление единицы продукции.

С помощью структурной трудоемкости определяются затраты труда по профессиям или по цехам предприятия, например токарей, литейщиков, сварщиков и т.д.

Удельная трудоемкость рассчитывается как отношение общей трудоемкости к одному из показателей назначения машины, например, к 1 т или к 1 кг ее массы, к 1 м3 емкости ковша экскаватора, на 1пог.м. длины ленточного конвейера и т.д.

Наконец, относительной трудоемкостью является отношение трудоемкости проектируемого изделия к принятой для сравнения трудоемкости.

Если, например, машина ранее выпускалась общей трудоемкостью 1000ч и это было наилучшим достижением в данной отрасли, а вновь осваиваемая машина с аналогичными показателями имеет проектную (или фактическую) трудоемкость 800ч, то относительная трудоемкость будет равна =0,8

С помощью показателя материалоемкости определяется количество конструкционных материалов, израсходованных (или подлежащих израсходованию) на производство единицы продукции.

По аналогии с трудоемкостью показатель материалоемкости может иметь следующие разновидности: общую, структурную, удельную и относительную.

Общая материалоемкость характеризует суммарную затрату материалов на изделие, причем этот показатель может иметь два выражения: по общей массе машины (за вычетом массы комплектующих изделий) и по массе материалов, израсходованных на производство машины, включая все виды отходов и потерь.

Структурная материалоемкость характеризует затраты отдельных видов материалов:

- удельная - затраты материалов на единицу одного из показателей назначения машины;

-относительная рассчитывается по отношению к аналогичному показателю, принятому для сравнения.

Энергоемкость характеризует затраты энергии на единицу продукции, выраженные в кВт/ч., в кг. пара, единицах других энергоносителей.

Показатели энергоемкости также могут иметь различные разновидности подобно рассмотренным выше показателям трудоемкости и материалоемкости. Однако они используются значительно реже - только при обосновании и анализе технологичности в энергоемких производствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: