Государственная система стандартизации

В нашей стране стандартизация практически охватывает все сферы деятельности и все отрасли народного хозяйства, на всех его уровнях от отдельных предприятий и его структурных подразделений до правительственных учреждений. Естественно, что проведение работ в таком масштабе должно отвечать определенным правилам. Основные из них содержаться в комплексе государственных стандартов "Государственной Системы стандартизации" (ГСС), которой присвоен первый номер. Комплекс стандартов регламентирует:

-основные цели и задачи стандартизации;

-организацию и методику проведения работ по стандартизации;

-порядок разработки, внедрения, обращения нормативно-технических документов по стандартизации и внесения в них изменений, а также государственного надзора и ведомственного контроля над их внедрением и соблюдением;

-объекты стандартизации, категории и виды стандартов;

-единые правила построения, изложения и оформления стандартов и их содержание.

Принципиальные методические и научно-технические основы Государственной системы стандартизации представлены на рис. 2.1.

2.2.1. Объекты, органы и службы стандартизации

Объектами стандартизации могут быть изделия промышленности или других отраслей народного хозяйства, единицы измерения, терминология и обозначения, методы измерений и испытаний, технические требования и характеристики изделий, технологические процессы, требования к технике безопасности и др. Показатели, нормы, характеристики, требования должны соответствовать передовому уровню науки, техники и производства. При этом с достигнутыми показателями продукции, производство которой освоено, предусматриваются более прогрессивные нормы и требования, чем обеспечивается опережающая стандартизация.

Органы и службы стандартизации у нас в стране состоят из общероссийских органов стандартизации и их служб, а также из служб стандартизации в отраслях.

Высшим органом по стандартизации в стране является Государственный комитет по стандартам (Госстандарт России).Он является приемником Госстандарта СССР органом государственного управления, осуществляющим руководство и несущим ответственность за состояние и дальнейшее развитие стандартизации и метрологии в России.

В систему Госстандарта России входят: научно-исследовательские институты, разрабатывающие научно-технические, правовые и экономические основы стандартизации, методы управления качеством продукции и государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, вопросы руководства организациями по стандартизации и международного сотрудничества, общетехнические стандарты;

Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ), являющийся основным структурным звеном автоматизированной информационно-управляющей системы стандартизации и качества, метрологии и информационного обслуживания;

Всероссийский институт повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации качества продукции и метрологии (ВИСМ);

Всероссийское объединение "Эталон", обеспечивающее изготовление и ремонт эталонной аппаратуры и высокоточных средств измерений;

Территориальные органы Госстандарта России, включающие республиканские управления, центры метрологии и стандартизации (ЦМС), лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой (ЛГН) свыше 400 предприятий и организаций.


Издательство стандартов с производственно-полиграфической базой и Центральной конторой по распространению стандартов с магазинами-коллекторами.

Общероссийскими службами (ОС) по стандартизации являются также головные и базовые (БОС) организации по стандартизации.

ОС изучают научно-технический уровень развития соответствующей отрасли, разрабатывают основные направления развития стандартизации, осуществляют научно-техническое и организационно-методическое руководство работами по стандартизации в соответствующих отраслях народного хозяйства, а также выполняют отдельные наиболее важные работы по стандартизации в пределах своей специальности.

Если в отрасли имеется несколько ОС, то одна из них может быть утверждена в качестве центральной головной организации (ЦГОС), которая осуществляет координацию работ головных организаций.

БОС во многом выполняет аналогичные перечисленным выше работы в целях координации работ по стандартизации не в отрасли, а по определенной группе продукции и обеспечения технического единства по этой продукции в различных отраслях народного хозяйства.

Для управления техническим прогрессом и качеством продукции все виды продукции, выпускаемые предприятиями, конкретно закреплены за соответствующими ОС и БОС.

Службы стандартизации предприятий и организаций являются основным звеном, проводящим в жизнь задачи стандартизации непосредственно в ходе проектирования, производства и эксплуатации продукции.

В научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных организациях основными задачами отделов стандартизации являются: проведение работ в области стандартизации, организация разработки стандартов и других документов по стандартизации, обеспечение соответствия устанавливаемых показателей и норм требованиям научно-технического прогресса, обороны и действующего законодательства, организация внедрения стандартов и других документов по стандартизации в организации, осуществление нормоконтроля разрабатываемой в организации технической документации.

Если на организацию возложены обязанности головной или базовой организации по стандартизации, то отдел дополнительно осуществляет научно-техническое и организационно-методическое руководство работами по стандартизации на прикрепленных предприятиях (организациях), руководствуясь положением о ОС или БОС.

На предприятиях создаются как самостоятельные подразделения, конструкторско-технологические отделы или бюро по стандартизации, которые подчиняются непосредственно главному инженеру. Их основными задачами являются:

-организация разработки ТУ и стандартов на производимую предприятием продукцию;

-обеспечение внедрения стандартов на предприятии; проведение работ по стандартизации и унификации продукции и технологии ее изготовления;

-осуществление нормоконтроля разрабатываемой предприятием технической документации.

В соответствии с задачами отдел (бюро) выполняет следующие основные обязанности:

-анализ технического уровня продукции;

-разработка планов стандартизации и контроль над их исполнением;

-научно-техническое и организационно-методическое руководство работой по стандартизации в подразделениях предприятия;

-определение с привлечением экономической службы технико-экономической эффективности от внедрения нормативно-технической документации по стандартизации;

-составление технических заданий на разработки документов по стандартизации и участие в их разработке;

-организация пересмотра стандартов предприятия, содержание которых не отвечает современным требованиям;

-регистрация документов по стандартизации, утвержденных предприятием;

-обеспечение подразделений предприятия необходимыми документами по стандартизации, внесение в них изменений, изъятие отмеченных;

-контроль над соблюдением систем технической документации, классификации и кодирования;

-организация учета применяемости унифицированных элементов изделий и контроль над уровнем унификации;

-участие в работе по аттестации продукции;

-нормоконтроль разрабатываемой предприятием техдокументации.

Стандартом установлена также структура служб стандартизации. В институтах предусматриваются отделы стандартизации, на заводах и в производственных объединениях по ремонту оборудования отделы или бюро по стандартизации; в производственных объединениях старшие инженеры по стандартизации. Отделы являются самостоятельными структурными подразделениями и подчиняются непосредственно заместителю директора или главному инженеру, а бюро и старшие инженеры по стандартизации входят в одно из подразделений и подчиняются соответствующему начальнику.

2.2.2. Нормативно-технические документы стандартизации

Нормативно-техническими документами (НТД) по стандартизации называют документы, устанавливающие нормы, правила или требования, обязательные для исполнения в определенных областях деятельности, разработанные в установленном порядке и утвержденные компетентными органами. К ним можно отнести стандарты, технические условия, методические указания, руководяще-технические материалы, руководящие нормативные документы и инструкций.

Государственная система стандартизации предусматривает только два таких документа - стандарты и технические условия.

Стандарты это НТД, устанавливающие комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Слово "стандарт" - это наименование документа, но интересно и толкование этого названия. С английского языка слово переводится как норма, образец или мерило, и эта тройственность хорошо отражает суть понятия. "Норма" по-латински означает "руководящее начало", "правило". Второе значение подчеркивает высокое качество, ведь образец должен быть самым лучшим. Поскольку норма может быть соблюдена лишь при использовании определенных измерений, то здесь и проявляется третье значение понятия стандарта как мерила.

Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы вещества и т.п.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера. В отдельных случаях стандарт может быть установлен не как документ, а как единица измерения или постоянная величина (например, ампер) или как предмет для физического сравнения (например, эталон метра, килограмма).

В дореволюционной России не было национальных стандартов. Это объяснялось наличием трех систем измерений (дюймовая, аршинная, метрическая) и большим количеством иностранных предприятий, использовавших техническую документацию своих головных фирм. К числу используемых технических документов относились и многочисленные немецкие, французские, бельгийские и др. нормали. После национализации предприятий на них длительное время продолжали действовать заводские нормали и на многие годы закрепились термины "нормаль" и "нормализация". Термины "стандарт" и "стандартизация" пришли из американской практики, где в двадцатые годы промышленная стандартизация достигла заметных успехов. Так стали одновременно употребляться термины "нормаль" и "стандарт". При этом нормали имели местное, заводское значение, стандарты - общесоюзное или ведомственное значение и соответственно обозначились ОСТ и ВЕСТ.

Первый ОСТ утвержден в сентябре 1925 г. К 1 августа 1928 г. были утверждены 323 ОСТа на основные размеры, типы и детали машин и механизмов, инструмент, приспособления, а также стандарты, устанавливающие единую систему допусков и посадок. Это позволило повысить уровень взаимозаменяемости, развить специализацию и кооперирование, внедрить принципы поточного производства.

Всего с 1926 по 1928 г.г. было утверждено 350 стандартов, с 1929 по 1932 г.г.-4493 с 1933 по 1937 г.г. 4685 и с 1938 по 1941 г.г. 3910.

За военный период было утверждено 2200 новых и внесены изменения в 1270 действующих государственных стандартов.

В 1933 г. деление стандартов на ОСТ и ВЕСТ было отменено и установлено деление на стандарты общегосударственного (ОСТ ВКС) и отраслевого "наркоматовского" (ОСТ НК) звания, ограниченных пределов действий (СТ) и нормали заводов.

В настоящее время все стандарты делят по сфере действия на международные, региональные и национальные. Национальные, в свою очередь, делят на категории по двум признакам:

1) по области распространения (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП);

2) по объектам стандартизации (ОМС, ОТС, СКП).

При этом государственные стандарты (ГОСТы) разделяют на системы, а стандарты на конкретную продукцию (СКП) разбивают на виды.

Отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятия (СТП), организационно-методические стандарты (ОМС) и общетехнические стандарты (ОТС) представляют в виде ограничительных, дополнительных или оригинальных.

Государственные стандарты устанавливают в основном нормы, параметры, размеры, требования, правила, показатели технического уровня и качества продукции, термины, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, необходимые для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных областей науки, техники, производства и культуры, а также требования к продукции массового и крупносерийного производства широкого многоотраслевого применения.

ГОСТы желательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями Российского, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства России. Такие стандарты утверждает Госстандарт России.

Отраслевые стандарты устанавливают: требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли; технологические нормы и типовые технологические процессы отраслевого применения; нормы, правила, требования, термины и обозначения, необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли. ОСТы желательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Республиканские стандарты устанавливают требования к той продукции, которая выпускается предприятиями республиканского и местного подчинения республики, за исключением продукции, относящейся к объектам государственной или отраслевой стандартизации.

РСТ желательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной республики независимо от их ведомственной подчиненности.

Стандарты предприятий устанавливают нормы, правила, требования, методы и другие объекты стандартизации, применяемые только на данном предприятии. На продукцию, которая изготавливается и поставляется другим предприятием, СТП не утверждается. СТП может устанавливать ограничение государственных, отраслевых или республиканских стандартов с учетом особенностей данного предприятия.

СТП обязательны только для данного предприятия (организации) и утверждаются его руководством.

При утверждении стандарта любой категории устанавливается дата, с которой наступает его действие, что является сроком введения стандарта. Следует различать его с другим понятием сроком внедрения стандарта, последнее является датой фактического завершения мероприятий, обеспечивающих выполнения требований, установленных стандартом. Планы указанных мероприятий составляются при разработке стандартов и утверждаются одновременно с ним. К сроку введения стандарта все мероприятия должны быть осуществлены, т.е. внедрение стандарта закончено. Стандарт считается внедренным, если установленные им нормы, показатели и требования применяются. Стандарт считается внедренным, если изделие соответствует всем установленным требованиям.

Номенклатура продукции, выпускаемой отечественной промышленностью, насчитывает сотни тысяч наименований. Отдельные изделия изготавливаются крупными сериями, другие мелкими или индивидуально. В этом случае целесообразно не вводить стандарты, а использовать технические условия (ТУ). Кроме того, иногда, исходя из условий эксплуатации, необходимо оговорить технические характеристики, не регламентированные соответствующими стандартами, или установить их по согласованию изготовителя. В этих случаях также применяются ТУ.

Технические условия являются неотъемлемой частью комплекса технической документации и содержат все требования к конкретным типам, маркам продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в конструкторской или другой технической документации. Требования, устанавливаемые в ТУ, не должны быть ниже требований действующих стандартов, распространяющихся на данную продукцию, и не должны противоречить требованиям стандартов и ТУ на исходную продукцию (изделия, материалы, вещества).

Перед утверждением ТУ согласовывают с организациями, которые в той или иной мере, в соответствии с выполняемыми функциями, призваны защитить интересы потребителя продукции: заказчиком, основным потребителем, базовой или головной организацией по стандартизации, а также с предприятием-изготовителем.

Утверждаются ТУ в зависимости от вида продукции и стадии производства главными управлениями и объединениями Российского подчинения; центральными и республиканскими общественными и кооперативными организациями; предприятиями, производственными объединениями. Утвержденные технические условия подлежат государственной регистрации. Сведения о ТУ и изменения к ним публикуются в месячных и годовых указателях технических условий.

За внедрением и соблюдением стандартов и технических условий осуществляют государственный надзор и ведомственный контроль.

Государственный надзор осуществляют на всех стадиях при разработке,испытании,производстве,хранении,транспортировании,применении и ремонте изделия.

Надзор проводят в соответствии с инструкцией по государственному надзору за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, метрологическим обеспечением и качеством промышленной продукции. Его осуществляют методом выборочных проверок, проводимых по планам государственного надзора. Проверки проводят должностные лица органов Госстандарта, имеющие квалификацию государственного поверителя; к ним могут привлекаться представители изготовителей и потребителей продукции, инспекций по качеству продукции и органов технического контроля.

Ведомственный контроль за качеством продукции, внедрением и соблюдением стандартов и технических условий осуществляют технические управления (ведомства). При его выполнении проверяют своевременное внедрение стандартов и соблюдение НТД, определяют технический уровень конструкторских и технологических документов, а также, соответствие параметров выпускаемой продукции ее НТД. При этом выявляют состояние средств измерений и испытаний и выполнение планов стандартизации.

На основании этих проверок и в соответствии с планами стандартизации Госстандарт России пересматривает совместно с управлениями и ведомствами действующие стандарты, заменяет в них устаревшие показатели или вводит новые стандарты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: