Слово как обобщение

Тест. Идентификация разных изображений предмета.

Предъявляются серии картинок с разными изображениями (стилизациями) одних и тех же предметов. Просят найти среди них предмет, обозначаемый одним и тем же словом. Примечание. Проба проводится при условии, что отсутствуем предметная зрительная агнозия.

Основная патологическая симптоматика.

5. Неузнавание предметов одного и того же класса на разных по стилю рисунках.

6. Парагнозии в оценке класса предмета.

Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Не­способность находить предмет среди разных картинных изобра­жений свидетельствует о несформированности слова как обобщения, т.е. несформированности базисного компонента поня­тийного мышления. Это приводит к задержкам овладения лексикой в целом. По мере созревания речевой функции данная способность перестает быть серьезно значимой для состояния словаря. Кроме того, нарушения представления о классе предме­та весьма редки, что связано с его ранней заменой представлением о категории, сформированным уже под влиянием слова.

Область патологического функционирования в мозге. Незрелость ассоциативных путей между уровнями вторичных (зрительных) полей затылочной коры и третичного (фонематическо­го) поля височной коры левого полушария мозга, благодаря которым образуются обобщенно зрительные и вербальные ассо­циации, необходимые для овладения словом.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

1. Выработка представления об оптическом образе: а) еди­ничного, конкретного предмета; б) понятия класса предметов.

2 Детальный анализ отрабатываемых предметов, а затем их макетов и рисуночных изображений. Внимание детей фиксиру­ется на существенных (маркировочных) признаках. Особенно тщательно обыгрывается функциональный признак, т.е. для чего этот предмет нужен.

3. Предъявление разных вариантов одного и того же предме­та — реалистических, стилизованных, штриховых, теневых и т.п. с целью выработки его обобщенного образа. Внимание ребенка фиксируется на существенных (маркировочных) деталях, при­сутствующих во всех модификациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: