Учебно – методические рекомендации

Проблемную ситуацию можно создать при рассматривании вопроса что такое механика и зачем она нужна инженеру?

В этой связи перед обучающимися студентами можно поставить также вопросы: что является предметом механики? Считаете ли Вы, что вливание растворов в реактор и их перемешивание являются механическими движениями? Если да, докажите; неподвижно лежащая вещь подвергается ли механическому воздействию? Образование нового продукта в реакторе является ли результатом механического движения? К пружине один конец которой неподвижен прикреплена гиря, можно ли считать растяжение пружины механическим движением?

Здесь преподавателю наводящими вопросами и с участием студентов необходимо освежить в их памяти определение данное для теоретической механики; о существовании кроме механического движения и других; о земном притяжении, действующих на тело и постепенно привести их к правильному выводу.

Проблемную ситуацию можно рассмотреть при сопоставлении и теоретическом обобщении факторов путем абстрактного мышления. Основой любой науки, в том числе механики, являются факт. Факты – источник существования и развития науки. Перед обучающимися студентами здесь надо поставить вопрос: является ли абстрактное мышление источником развития механики?

В данном случае надо проявить преподавателю свое педагогическое умение, мастерство и активизировать мышление обучающихся студентов в направлении правильного применения аксиом статики в определении силы реакции и тем самым разрешить проблемную ситуацию.

Изучая одно из главных понятий статики – силы, можно рассматривать проблемную ситуацию по вопросу возникновения самой силы как меры механического взаимодействия материальных объектов. Речь идет о том, какие факторы обуславливают появлению силы. Надо с помощью наводящих вопросов, напоминаний из ранее изученного материала подвести обучающихся к правильному представлению о силе.

Нужно обучающихся буквально втянуть в обсуждение, разрешение поставленного вопроса. Надо, чтобы они задумались над возможным ответом, начали активно мыслить, а преподаватель должен в этом не только помогать обучающимся, но активизировать их к получению правильного ответа.

Материал настоящей лекции носит в основном описательный характер, сопровождается рисунками, для показа которых рекомендуется применение технических средств обучения. Возможно также использование слайдов и раздаточного материала, который готовится заранее и выдается каждому обучающемуся.

В сочетании с раздаточным материалом, используя кодоскоп, можно в процессе чтения лекции демонстрировать иллюстрации, давая необходимые пояснения. В связи с этим требуется тщательная методическая подготовка не только по изготовлению иллюстраций, но и по методике использования в процессе ведения занятий. Следует отметить, что раздаточный материал и демонстрацию его с помощью слайдов нужно применять к иллюстрациям требующим зрительного представления. В то же время не рекомендуется увлекаться большим объемом таких демонстраций ввиду незначительного участия самих обучающихся. Тем более, что по теоретической механике проводятся практические занятия.

Применительно к материалу настоящей лекции можно рекомендовать изготовление слайдов и раздаточного материала по определению сил реакции, применению аксиом в реальность. Ценность этого способа несомненна и заключается в активном участии обучающихся в процессе изготовления их.

Поскольку учебный материал данной лекции несет в себе достаточно много информации, насыщена новыми терминами и понятиями, есть необходимость проверить усвоения обучающимися этого материала в процессе ведения занятий. С этой целью можно воспользоваться любым устройством, позволяющим провести контроль усвоения обучающимися учебного материала.

Использование межпредметных и внутрипредметных связей можно рекомендовать по следующим вопросам: а) рассказывая об абсолютно твердом теле, используемого в самой теоретической механике и о деформируемом теле, применительно в сопротивлении материалов; б) при изложении вопроса о связях, наложенных на твердое тело; в)рассказывая о силах механического взаимодействия материальных объектов.

Необходимо при изложении этого материала усилить физическую сущность явления и тем самым создать у обучающихся более полное представление о рассматриваемых процессах.

При изложении учебного материала необходимо обратить внимание на его профессиональную направленность и воспитательное значение. Следует учитывать также необходимость изложения материала лекций с учетом возрастания сложности, диалектического развития процессов и явления. При изложении основных понятий, связанных со связями, наложенными на реальное тело необходимо обратить внимание на то, что все силы, которые действуют на тело находятся в полном взаимодействии, несмотря на специфические особенности каждой из них. Здесь ярко проявляется диалектическая сторона развития процесса. Необходимо также отметить важность курса теоретической механики в становлении инженера-машиностроителя, строителя, автомобилиста. Изучение этого предмета в целом имеет колоссальное практическое значение, не говоря уже о расширении общего кругозора и внутренней культуры обучающихся на основе полученных знаний. Надо обязательно подчеркнуть, что с приобретения этих знаний и затем использования их в практической деятельности начинается становление специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: