Претензии и иски. Исковая давность

Согласно статья 402 КТМ: «Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту».

Статья 402 и изданные в ее развитие правила подлежат применению также для удостоверения соответствующих обстоятельств в пунктах перевалки груза с морского судна и на морское судно, если такие обстоятельства могут служить основанием для ответственности лиц, участвующих в смешанных перевозках, при условии, что общими правилами гражданского законодательства не предусмотрено иное.

Коммерческий акт составляется для удостоверения:

- несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;

- повреждения груза или багажа;

- обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;

- возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.

Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 5 КТМ.

Несоответствие наименования груза (багажа) данным, приведенным в перевозочном документе, означает расхождение этих данных с обычно используемым в производстве и торговом обороте наименованием объекта, выступающего в качестве груза (багажа).

Несоответствие между массой и количеством мест груза (багажа) в натуре и данными, приведенными в перевозочном документе, может означать обнаружение как меньшего, так и большего количества массы либо числа мест груза (багажа) по сравнению с указанной в перевозочном документе массой или числом мест груза (багажа).

Повреждение груза (багажа) означает потерю этим грузом (багажом) товарного качества и, соответственно, ценности. При этом повреждение только тары и упаковки, не повлекшее за собой повреждения самого груза (багажа), не признается обстоятельством, нуждающимся в его удостоверении коммерческим актом, исключая случаи повреждения тары и упаковки, обнаруженные при перевалке груза, следующего в смешанном сообщении.

Возвращение перевозчику похищенного груза (багажа) является действием лица, в распоряжении которого находился соответствующий груз (багаж), изъятый у перевозчика без законных на это оснований.

Коммерческий акт признается одним из наиболее важных, но не бесспорных доказательств существования обстоятельств, перечисленных в п.2 ст.402. При возникновении спора относительно этих обстоятельств коммерческий акт оценивается судом, арбитражным или третейским судом с учетом всех других имеющихся в деле доказательств (АПК, п.2 ст.59; ГПК, п.2 ст.56).

При составлении актов используются бланки стандартных форм. Ими являются: для коммерческих актов - бланк КЭ-44, для актов общей формы - бланк КЭ-14 (Правила составления актов, приложения 1 и 2). Для составления актов на наливные грузы используется бланк формы КЭ-16 (Правила составления актов, п.1.8).

Составление актов-извещений в настоящее время производится по стандартной форме КЭ-3.4.

Статья 403 КТМ устанавливает, что: «До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии».

Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее.

Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Термин "претензия", упоминаемый в ст. 403 главы XXV КТМ, означает требование об уплате определенной денежной суммы, обращенное к лицу, которое квалифицируется заявителем претензии в качестве должника.

Предъявление и рассмотрение претензии представляет собой особый порядок разрешения спора между сторонами, предшествующий его направлению на рассмотрение компетентного юрисдикционного органа. Наличие такого порядка обеспечивает возможность добровольного удовлетворения требования должником, что существенно снижает расходы сторон, связанные с ведением дела. Соблюдение этого порядка, даже если не был получен положительный для кредитора результат, содействует выявлению существа спора и тем самым ускорению его разрешения юрисдикционным органом.

Предъявление претензии может производиться в обязательном и необязательном порядке, которые отличаются друг от друга последствиями, наступающими при их несоблюдении. При нарушении обязательного порядка предъявления требования, являющегося предметом претензии, его рассмотрение в юрисдикционном органе исключается (п.3 ст.4 АПК; п.2 ст.129 ГПК).

Обязательный порядок предъявления претензии предусматривается федеральным законом. Он может быть установлен и договором сторон.

Претензия предъявляется в письменной форме.

К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных документов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза.

Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения. В случае, если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претензию, она считается принятой к рассмотрению.

Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или ее отклонении.

Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока.

Исковая давность

Сроком исковой давности является установленный законом "срок для защиты права лица, право которого нарушено" (ст.195 ГК). С истечением этого срока указанное выше лицо утрачивает право требовать от юрисдикционного органа защиты нарушенного или оспариваемого права.

Требование о защите нарушенного или оспариваемого права принимается к рассмотрению юрисдикционными органами независимо от истечения срока исковой давности (п.1 ст.199 ГК).

Сам по себе факт пропуска срока исковой давности не является основанием для принятия юрисдикционным органом решения об отказе в иске, если на такой пропуск не сослался ответчик (п.2 ст.199 ГК).

Ссылка ответчика на пропуск истцом срока исковой давности должна быть сделана до вынесения юрисдикционным органом решения по делу.

Закон (ст.205 ГК) предусмотрел возможность восстановления юрисдикционным органом, рассматривающим соответствующее дело, пропущенного срока исковой давности по требованию истца-гражданина. Основанием для восстановления пропущенного срока исковой давности является признание причин такого пропуска уважительными.

К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, применяется годичный срок исковой давности (ст. 408 КТМ).

Указанный срок исчисляется по требованиям:

возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата;

возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, за исключением договора морского страхования, а также из столкновения судов и осуществления спасательных операций, применяется двухгодичный срок исковой давности.

По требованиям, возникающим из общей аварии, срок исковой давности исчисляется со дня составления диспаши (подп.2 п.2 ст.409). Сроки исковой давности по регрессным требованиям, предусмотренным ст.313, исчисляются со дня уплаты соответствующей суммы (п.3 ст.409).

Иски о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ погашаются в течение трех лет со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать о причинении такого ущерба.

К требованиям, по которым сроки исковой давности КТМ не предусмотрены, применяются общие сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством Российской Федерации, если по таким требованиям международным договором Российской Федерации не установлены иные сроки.

В случае, если исчисление суммы требования зависит от расчетов по общей аварии, течение срока исковой давности приостанавливается на время со дня вынесения диспашером постановления о наличии общей аварии и до дня получения диспаши заинтересованным лицом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: