Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ

Ответственность за ущерб в связи с перевозкой опасных и вредных веществ регулируется главой XIX КТМ, которая в основном воспроизводит положения глав I и II Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (далее - Конвенция 1996 г.). В связи с тем, что имплементация последней в правовую систему России осуществлена принятием внутригосударственного акта - КТМ, толкование и применение главы XIX надлежит осуществлять с учетом положений Конвенции 1996 г. При этом следует иметь в виду, что принципы Конвенции 1996 г. аналогичны принципам Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г.

Правила главы XIX КТМ применяются к внедоговорному причинению вреда. Грузовладелец не имеет права предъявить требования о возмещении ущерба в связи с утратой или повреждением груза, основывая их на нормах этой главы.

Правила главы XIX не применяются к ущербу от загрязнения нефтью, как он определен в главе XVIII. Поскольку нефть (в том числе нефть, указанная в подп.4 ст.316) также является опасным и вредным веществом, на нее распространяются правила возмещения ущерба, установленные главой XIX, за исключением ущерба от загрязнения, возмещение которого предусмотрено главой XVIII.

Основания ответственности собственника судна

Пунктом 1 статьи 327 установлена так называемая строгая ответственность за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в связи с их морской перевозкой на борту судна. Для возложения такой ответственности не требуется наличия вины. Потерпевшему достаточно доказать размер понесенного ущерба, а также существование причинной связи между инцидентом и причинением вреда. Ответственность возлагается на собственника судна. Субъектный состав и основания ответственности, предусмотренные главой XIX, идентичны субъектному составу и основаниям ответственности, установленным главой XVIII.

Глава XIX не устанавливает каких-либо ограничений в отношении перечня потерпевших. Им может быть любой субъект гражданского оборота.

Глава XIX не содержит исчерпывающего списка опасных и вредных веществ. Подпункт 3 п.2 ст.326 отсылает к нескольким документам, содержащим перечни опасных и вредных веществ, а также включает в них жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60 градусов по Цельсию. Указанные вещества с учетом некоторых исключений подпадают под действие главы XIX независимо от способа их перевозки (наливом, навалом, в упаковке). Если они перевозились в предыдущем рейсе наливом или навалом и на борту судна находятся их остатки, ущерб, причиненный ими, также подпадает под действия главы XIX КТМ.

Статьей 326 охватываются следующие виды ущерба, причиненные опасными и вредными веществами:

- смерть или повреждение здоровья любого лица на судне, перевозящем такие вещества;

- смерть или повреждение здоровья, причиненные вне судна, перевозящего такие вещества;

- утрата или повреждение имущества вне судна, перевозящего такие вещества;

- упущенная выгода в результате загрязнения окружающей среды;

- расходы на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты в связи с загрязнением окружающей среды;

- расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в отличие от Конвенции 1992 г. и главы XVIII КТМ глава XIX охватывает не только загрязнение, но и любой другой ущерб, причиненный опасным или вредным характером данных веществ, включая пожар, взрыв, токсичное воздействие.

Возмещение ущерба по нормам главы XIX происходит в связи с морской перевозкой груза.

Морская перевозка опасных и вредных веществ означает период с момента, когда опасные и вредные вещества поступили в любую часть судового оборудования при погрузке, до момента, когда они перестали находиться в любой части судового оборудования при выгрузке. В случае, если судовое оборудование не используется, данный период начинается и заканчивается соответственно, когда опасные и вредные вещества пересекают поручни судна.

Собственник судна несет ответственность за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, без вины. Однако статья 328 содержит исчерпывающий перечень оснований, освобождающих его от ответственности. Среди них:

- военные, враждебные действия, народные волнения;

- стихийные явления, исключительные по своему характеру, неизбежные и непреодолимые;

- действия или бездействие третьих лиц с намерением причинить ущерб;

- небрежность и неправомерные действия публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.

Перечень оснований, освобождающих собственника от ответственности, аналогичен перечню ст.317 КТМ. Отличительной особенностью является лишь освобождение собственника от ответственности при непредоставлении отправителем или любым другим лицом информации об опасном и о вредном характере погруженных на судно веществ. Бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на собственника судна.

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. При грубой неосторожности потерпевшего собственник судна может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом - в зависимости от степени вины. Если ущерб вызван частично действиями потерпевшего и частично - действием третьих лиц, собственник судна не отвечает перед потерпевшем в такой степени, в какой последний виновен в причинении вреда. Собственник судна освобождается от ответственности только в отношении потерпевшего, способствовавшего причинению вреда; в отношении всех остальных кредиторов он несет ответственность в полном объеме.

В п.2 ст.1083 ГК прямо предусмотрено, что при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Уменьшение размера возмещения вреда, причиненного гражданином - собственником судна, с учетом его имущественного положения КТМ не предусматривается.

Возложение направленной и "строгой" ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, на собственника судна в некоторой степени смягчаются правом на ее ограничение. Последний обязан возмещать убытки в полном объеме до тех пор, пока общая сумма требований не превысит установленного законом предела. Убытки сверх этой суммы возмещаются Международным фондом, образуемым в соответствии с главой III Конвенции, но также не свыше определенной суммы.

Ответственность ограничена суммами, указанными в ст.331 КТМ. Этот предел установлен исключительно для требований о возмещении ущерба, причиненного опасными и вредными веществами. Он является дополнительным и специальным по отношению к общему пределу ответственности судовладельца.

Ограничение ответственности происходит по каждому инциденту.

Размер ответственности собственника зависит от вместимости судна, исчисляемой в соответствии со ст.10 КТМ.

Общая сумма ответственности собственника не может превышать 100 миллионов расчетных единиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: