Соглашения между транспортными организациями

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК).

Как уже отмечалось, к сожалению, предусмотренный ГК закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках до настоящего времени не принят. В условиях создавшегося вакуума в правовом регулировании соответствующих отношений транспортные организации в своей практической деятельности продолжают руководствоваться Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, которые были утверждены 17 - 24 апреля 1956 г. (с последующими изменениями и дополнениями) Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР по поручению Совета Министров СССР.

Несмотря на определенные сомнения в юридической силе данного нормативного акта после введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ, необходимо подчеркнуть, что на практике, указанные Правила сохраняют свое действие.

С точки зрения формально-правовой юридическая сила Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 1956 г. подтверждена Верховным Судом РФ, рассмотревшим гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" на § 116, 125, 126, 129 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (нормы о порядке расчетов).

Взаимоотношения транспортных организаций разных видов транспорта, возникающие при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, в соответствии со ст. 788 ГК должны регулироваться федеральным законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Поэтому Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 1956 г., которые не относятся к числу правовых актов Правительства СССР, а скорее являются ведомственным нормативным актом, утвержденным транспортными министерствами и ведомствами, формально-юридически утратили силу задолго до принятия новых транспортных уставов и кодексов, а именно: с 1 марта 1996 г., когда была введена в действие часть вторая Гражданского кодекса РФ, в том числе ст. 788 ГК, требующая регулирования соответствующих правоотношений на уровне федерального закона.

Справедливости ради подчеркнем, что регламентация взаимоотношений транспортных организаций, складывающихся при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, устаревшим ведомственным нормативным актом, пусть и довольно сомнительным с точки зрения его юридической силы, все же предпочтительней, нежели абсолютный правовой вакуум в правовом регулировании указанных отношений. Понимая это, в дальнейшем мы не будем подвергать сомнению юридическую силу Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 1956 г.

В связи с изложенным следует признать, что в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, новым транспортным уставам и кодексам, а также разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ о практике их применения, сохраняют свое значение и инструктивные указания Государственного арбитража СССР от 30 июля 1976 г. N И-1-23 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении" которые (в соответствующей части) могут применяться сегодня арбитражными судами при разрешении споров данной категории.

Таким образом, в настоящее время при отсутствии федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках грузов взаимоотношения транспортных организаций различных видов транспорта, возникающие при прямых смешанных перевозках грузов, и в частности соглашения между ними, заключаемые в целях регламентации порядка организации таких перевозок, регулируются: ГК, транспортными уставами и кодексами (гл. V УЖТ РФ и гл. XIV КВВТ), а также Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении 1956 г.

Узловые соглашения

Условия работы железнодорожных станций, портов, иных участвующих в прямом смешанном сообщении организаций определяются соответствующими узловыми соглашениями, заключаемыми на пятилетний срок. Однако в случае изменения технического оснащения либо технологии работы порта или железнодорожной станции узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия. Порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 66 УЖТ РФ, п. 2 ст. 112 КВВТ).

Согласно Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (§ 39) в узловых соглашениях применительно к местным условиям предусматриваются:

- порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;

- места передачи грузов;

- сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;

- порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;

- фронт загрузки и погрузки вагонов;

- в необходимых случаях - расписание подачи железной дорогой вагонов в порты (на пристани) под загрузку и под разгрузку;

- порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п.;

- порядок подачи и уборки вагонов с хозяйственными грузами, прибывающими в адрес порта (пристани);

- место оформления документов; другие вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций.

Транспортные уставы и кодексы, а также Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении не содержат каких-либо правил о порядке заключения узловых соглашений.

На наш взгляд, узловые соглашения между транспортными организациями различных видов транспорта следует отнести к тем гражданско-правовым договорам, заключение которых для участников соответствующих правоотношений является обязательным. Отсюда следуют два вывода.

Во-первых, при отсутствии в транспортном законодательстве специальных правил, определяющих порядок заключения узловых соглашений, должны применяться содержащиеся в ГК (ст. 445) нормы о заключении договора в обязательном порядке. Поэтому если один из контрагентов уклоняется от заключения узлового соглашения, другая заинтересованная сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить указанный договор.

Во-вторых, отнесение узловых соглашений к числу договоров, заключаемых в обязательном порядке, означает, что разногласия по отдельным условиям узловых соглашений, возникающие между сторонами при их заключении, могут быть переданы заинтересованной стороной на разрешение арбитражного суда, в том числе и при отсутствии соглашения сторон о таком порядке урегулирования указанных разногласий. В этом случае условия узлового соглашения, вызвавшие разногласия, определяются в соответствии с решением арбитражного суда (ст. 446 ГК).

Итак, в современных условиях регулирование процесса перевозки грузов обеспечивается целой системой договоров, каждый из которых регламентирует свою сферу правоотношений.

В частности, если речь идет о перевозке груза в прямом смешанном сообщении, то складывающиеся при этом правоотношения регулируются договорами, предметом которых являются:

- действия перевозчика и грузоотправителя по подаче транспортных средств под погрузку и предъявлению грузов к перевозке (договоры об организации перевозок грузов,

- договоры об эксплуатации подъездного пути и о подаче и уборке вагонов,

- договоры, заключаемые путем согласования перевозчиком заявки грузоотправителя на подачу транспортных средств).

А также:

- реальными договорами на перевозку конкретных партий грузов в прямом смешанном сообщении;

- договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов, заключаемыми между транспортными организациями (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов).

Исходя из такого подхода и строилась система правового регулирования правоотношений, связанных с перевозками грузов, которая была воплощена в гл. 40 ГК, включающей в себя нормы, регламентирующие в равной степени все названные виды договоров перевозки.

В этой системе договорного регулирования перевозок грузов наряду с договорами, непосредственно опосредующими процесс перемещения (доставки) грузов, достойное место отводится также договорам, преследующим иную цель, а именно: регламентировать организацию работы по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке, их перевалке с одного вида транспорта на другой и т.п.

В этом смысле все указанные договоры носят организационный характер и могут именоваться организационными договорами.

К числу таких организационных договоров относятся и узловые соглашения, заключаемые между транспортными организациями различных видов транспорта. Данное обстоятельство не ставит узловые соглашения в подчиненное положение по отношению, скажем, к договорам перевозки конкретного груза или договорам об организации перевозок грузов. Каждый из этих договоров имеет свою "нишу" в системе правового регулирования отношений, связанных с перевозками грузов, и свой предмет регулирования.

Исполнение обязательств по узловым соглашениям

Существо обязательств, вытекающих из узловых соглашений, сводится к организации работы транспортных организаций различных видов транспорта по подаче транспортных средств под погрузку (если груз доставлен в пункт перевалки контрагентом) или выгрузке, принятию грузов, их перевалке на другой вид транспорта для доставки получателю, указанному в транспортной накладной на перевозку груза в прямом смешанном сообщении. Порядок исполнения указанных обязательств подробно и детально урегулирован транспортными уставами и кодексами, а также Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 1956 г.

С учетом существующего дифференцированного регулирования отношений, связанных с выполнением обязательств, возникающих из узловых соглашений, указанные обязательства можно условно разделить на обязательства: по объему перевалки грузов; по передаче грузов с одного вида транспорта на другой; по расчетам за выполненные работы по перевалке грузов.

Объемы перевалки грузов определяются в узловых соглашениях в виде среднесуточной или сгущенной на данные конкретные сутки нормы перевалки.

Согласно Правилам перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (§ 47) подача порожних вагонов под загрузку или груженых вагонов под разгрузку производится в пределах среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы перевалки грузов.

Железные дороги и порты (пристани) при наличии грузов, подлежащих перевалке, имеют право сгущать подачу вагонов или предъявлять грузы в пределах удвоенной среднесуточной нормы перевалки. Сгущение подачи вагонов и предъявление грузов в размере более двухсуточной нормы, а также в течение двух суток и более подряд допускается только по соглашению начальника станции с начальником порта (пристани).

Вагоны, поданные в таких случаях без предварительного согласования с портом (пристанью) и последним не загруженные, в выполнение нормы перевалки грузов за текущие сутки не засчитываются, а простои этих вагонов в ожидании загрузки (разгрузки) портами (пристанями) не оплачиваются.

О предстоящем сгущении подачи вагонов и предъявлении грузов должно быть сделано предупреждение не позднее чем за 24 часа до момента подачи вагонов или предъявления грузов. Железные дороги обязаны восполнять неподачу вагонов, а порты (пристани) - недопредъявление грузов при недогрузе их в отдельные дни первой или соответственно второй половины месяца в последующие дни данной половины месяца.

Учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно как в отношении грузов, передаваемых с железнодорожного транспорта на внутренний водный или иной транспорт, так и в отношении грузов, передаваемых с иного вида транспорта на железнодорожный транспорт. Формы учетных карточек и порядок их согласования устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 77 УЖТ РФ, п. 5 и 6 ст. 112 КВВТ).

Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении предусмотрено, что начальники железнодорожных станций и портов (пристаней) перевалки ведут совместно учет выполнения объемов перевалки грузов с железнодорожного на водный транспорт и обратно, а также с речного транспорта на морской и обратно. Карточка составляется начальником станции, а по грузам, передаваемым с морского транспорта на речной и обратно, - начальником порта (пристани) перевалки.

Учетные карточки ежедневно подписываются совместно начальником станции и порта (пристани) перевалки, а при передаче с морского на речной транспорт и обратно - соответственно начальником порта и представителем пароходства. Учетные карточки составляются:

- одна - на все грузы, передаваемые с водного на железнодорожный транспорт или с речного на морской,

- другая - на все грузы, передаваемые с железнодорожного на водный транспорт или с морского транспорта на речной.

Об отказе или уклонении от подписи учетной карточки составляется акт, копия которого вручается стороне, отказавшейся от подписи карточки. Сторона, возражающая против записей в карточке, может вносить в нее перед своей подписью необходимые оговорки (§ 50 Правил).

Подача вагонов под загрузку и разгрузку в крупные перевалочные порты (на пристани) с суточной подачей не менее 50 порожних или 50 груженых вагонов должна производиться железными дорогами по расписанию, с указанием в узловом соглашении количества вагонов и времени их подачи. Подача вагонов по расписанию может осуществляться также в порты (на пристани), обрабатывающие в среднем в сутки менее 50 вагонов, в тех случаях, когда по единому технологическому процессу работы станции и порта (пристани) перевалки будет признано целесообразным установление такого порядка подачи вагонов.

В остальных случаях подача вагонов в перевалочные порты (пристани) под загрузку и разгрузку должна производиться железными дорогами в течение всех суток по согласованным суточным заявкам портов (пристаней) с уведомлением станцией порта (пристани) за два часа до подачи и с учетом нормы одновременной загрузки и разгрузки вагонов, определенной узловым соглашением.

Указанные нормы одновременной загрузки и разгрузки вагонов по каждому участку порта (пристани) и по каждому отдельному подъездному пути с учетом специализации причалов, а также открытых и закрытых складов по родам грузов устанавливаются в узловом соглашении исходя из наличия фронтов загрузки и разгрузки. Что касается размера фронтов загрузки и разгрузки, то они определяются в узловом соглашении следующим образом: на открытых немеханизированных складских площадях - исходя из протяженности путей в пределах складских площадок; у закрытых складов - количеством рабочих дверей; на механизированных открытых участках - в зависимости от длины путей, количества и производительности механизмов (§ 40 Правил).

В обязанности железной дороги входит подача вагонов по заявкам (порожние вагоны) и по разнарядкам (груженые вагоны) порта (пристани) с расстановкой их непосредственно к местам погрузки и выгрузки. Вагоны, поданные с нарушением сроков подачи или без уведомления, принимаются портом (пристанью) с момента их фактической подачи к местам погрузки-выгрузки.

Погрузка или выгрузка считается законченной с момента готовности к уборке с мест погрузки или выгрузки всей поданной в пределах установленного фронта партии вагонов с одинаковым сроком на загрузку или разгрузку. О времени готовности к уборке всей партии вагонов порт (пристань) извещает железнодорожную станцию. Время подачи вагонов и время готовности вагонов к уборке указываются в ведомости подачи и уборки вагонов на основании уведомления порта (пристани) о готовности вагонов к уборке и памятки приемосдатчика (§ 45 Правил).

Исполнение обязательств, вытекающих из узловых соглашений, по передаче грузов от одного вида транспорта к другому удостоверяются в специальных документах - передаточных ведомостях.

Согласно Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (§ 34 - 36) передаточные ведомости составляются сдающей стороной в четырех экземплярах, из которых два экземпляра предназначаются для водного и два - для железнодорожного транспорта.

Железнодорожная станция, порт (пристань) не вправе отказываться от приема передаточных ведомостей и грузов в пределах среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы перевалки грузов. На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны расписаться и наложить штемпели календарным днем предъявления этих ведомостей. В тех случаях, когда грузы не передаются одновременно с предъявлением передаточных ведомостей, их фактический прием и передача удостоверяются подписями агентов обеих сторон на ранее предъявленных передаточных ведомостях с наложением на них вторых календарных штемпелей сдающей и принимающей сторон.

Исполнение транспортными организациями обязательств по передаче грузов, вытекающих из узловых соглашений, осуществляется следующим образом. В соответствии со ст. 69 УЖТ РФ и ст. 107 КВВТ передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах.

Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки по требованию стороны, принимающей грузы, при передаче их с одного вида транспорта на другой на вагонных весах железными дорогами, на товарных местах портами. Взвешивание грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, проводится стороной, осуществляющей в пункте перевалки погрузку, выгрузку передаваемых грузов, в присутствии представителя транспортной организации, сдающей груз.

Тарные и штучные грузы, принятые для перевозки как в крытом, так и в открытом железнодорожном подвижном составе в соответствии со стандартом или с их массой, указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с транспорта одного вида на транспорт другого вида без взвешивания в соответствии с количеством мест и в таком же порядке выдаются грузополучателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием.

При передаче грузов, перевозимых в контейнерах, одновременно осуществляется проверка состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств.

В случае обнаружения при передаче груза недостачи веса или грузовых мест против транспортной накладной, повреждения (порчи) груза, неверного наименования груза сдающая сторона с участием принимающей стороны составляет коммерческий акт. Копию коммерческого акта сдающая сторона обязана передать принимающей стороне до оформления передаточной ведомости для приложения ее к перевозочным документам. В этом случае в передаточной ведомости указываются номер коммерческого акта и дата его составления.

При наличии повреждения, признаков вскрытия тары или утраты груза по требованию принимающей стороны производятся вскрытие неисправных мест и проверка содержимого. Сдающая сторона упаковывает вскрытые места своими средствами. Если в связи с этой неисправностью ранее уже был составлен коммерческий акт и при проверке груза не выявлены расхождения с данными этого коммерческого акта, об этом делается только отметка в передаточной ведомости и в ранее составленном коммерческом акте. Новый коммерческий акт составляется лишь при выявлении таких расхождений.

Коммерческие акты, составленные в перевалочных пунктах в связи с недостачами или излишками грузов, подлежат выдаче грузополучателям только в том случае, если эти недостачи или излишки подтверждаются при выдаче груза получателю и если недостача превышает норму расхождения в показаниях весов и норму естественной убыли для данной партии груза по совокупности перевозки всеми видами транспорта на всем протяжении пути, включая нормы убыли, установленные для перевалки.

Уплата провозных платежей и сборов за перевозку и перевалку грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, производится грузоотправителями и грузополучателями.

Вместе с тем и транспортные организации различных видов транспорта, участвующие в прямых смешанных перевозках, производят между собой расчеты за перевозки грузов в прямом смешанном сообщении по счетам, выставляемым на основании передаточных ведомостей в порядке последовательности передачи груза с одного вида транспорта на другой. Такие счета составляются транспортными организациями за каждую истекшую пятидневку. В счете должны быть указаны: номера передаточных ведомостей, пункты перевалки и суммы, причитающиеся соответствующей транспортной организации по всем передаточным ведомостям за пятидневку (§ 125, 126 Правил).

Ответственность за нарушение узловых соглашений

Невыполнение обязательств, вытекающих из узловых соглашений, влечет применение к соответствующим транспортным организациям мер имущественной ответственности. Непосредственно транспортными уставами и кодексами установлена ответственность в виде штрафа за невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (ст. 78 УЖТ РФ, п. 3 ст. 114 КВВТ). По своему размеру указанный штраф аналогичен неустойке, установленной ТУЖД, которая подлежит взысканию с грузоотправителя и железной дороги в случае невыполнения принятых заявок на перевозки грузов (ст. 94 УЖТ РФ).

Железные дороги, порты освобождаются от уплаты указанного штрафа, если невыполнение среднесуточной нормы перевалки грузов в отдельные дни имело место вследствие следующих причин: непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке, выгрузке грузов, а также аварий в транспортных организациях; прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке; перевыполнения или восполнения в течение соответственно первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов (ст. 78 УЖТ РФ, п. 4 ст. 114 КВВТ).

Ненадлежащее выполнение обязательств, вытекающих из узловых соглашений, может повлечь для транспортных организаций дополнительные негативные последствия. В частности, за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой или перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности их подачи под погрузку, выгрузку или перевалку по причинам, зависящим от портов, с последних взимается плата за пользование вагонами или контейнерами в соответствии с тарифным руководством (ст. 78 УЖТ РФ).

В случае простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, железная дорога уплачивает штраф в размере 0,06 установленного законом минимального размера оплаты труда за каждую тонну не перегруженного с указанного судна груза за каждые сутки в отдельности. Величина штрафа за сверхнормативный простой рефрижераторного судна возрастает в два раза, а несамоходного судна, напротив, снижается в два раза (п. 6 ст. 114 КВВТ).

За несохранность груза, перевозимого в прямом смешанном сообщении, до передачи его в пунктах перевалки имущественная ответственность лежит на сдающей стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

При установлении вины железных дорог, организаций внутреннего водного транспорта или иных видов транспорта в утрате, недостаче, повреждении (порче) груза ответственность несут соответствующие транспортные организации (ст. 79 УЖТ РФ, п. 1 и 2 ст. 114 КВВТ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: