Понятие и признаки договора

В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК, Кодекс) договору транспортной экспедиции посвящена глава 41 "Транспортная экспедиция" (ст. 801 - 806). Договор транспортной экспедиции по месту расположения регулирующих его норм, избранной законодателем схеме регулирования вытекающих из этого договора правоотношений, а также по его специфическим признакам, нашедшим отражение в ГК, представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор.

В соответствии со ст. 801 (п. 1) ГК под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку или получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено также осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение операций и услуг, предусмотренных договором.

С точки зрения общей характеристики всякого гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.

Консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора.

Договор транспортной экспедиции относится к категории гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг.

Экспедиция - один из видов деятельности по оказанию услуг. Вследствие этого она находится в общем ряду с другими договорами такого же характера - хранения, поручения, комиссии". К этому добавим, что в соответствии с действующим законодательством договор транспортной экспедиции, как и прочие названные договоры, является самостоятельным гражданско-правовым договором и, в силу этого, имеющиеся в ГК (глава 39) общие правила о договоре возмездного оказания услуг не подлежат применению к договору транспортной экспедиции (п. 2 ст. 779 ГК). В этом обнаруживается несомненное сходство договора транспортной экспедиции с договорами перевозки, хранения, поручения, комиссии, агентским договором и иными самостоятельными договорами о возмездном оказании услуг.

Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция рассматривается как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.

Принципиальное значение для определения места договора транспортной экспедиции среди иных гражданско-правовых договоров, направленных на возмездное оказание услуг, имеет выделение признаков указанного договора, которые в своей совокупности позволяют отграничить транспортную экспедицию от других сходных правоотношений.

1. Основным признаком договора транспортной экспедиции, выделяющим его из числа всех остальных договоров, относящихся к категории договоров о возмездном оказании услуг, является особенность предмета данного договора, которая заключается в том, что все услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчинены единой цели - обеспечению перевозки груза.

Для других договоров этой категории (об оказании услуг), как поименованных, так и непоименованных в ГК, характерны либо иная специальная цель, либо отсутствие такой специальной цели. Например, договор перевозки конкретного груза имеет своей целью доставку груза в пункт назначения и выдачу его управомоченному на получение груза лицу (п. 1 ст. 785 ГК); целью договора хранения является хранение переданной вещи и возврат ее поклажедателю в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК); договоры поручения (п. 1 ст. 971 ГК), комиссии (п. 1 ст. 990 ГК), агентский договор (п. 1 ст. 1005 ГК) не имеют своей специальной цели, а их общее предназначение состоит в обеспечении интересов представляемого лица (доверителя, комитента, принципала) и совершении юридических (поручение, комиссия), а также фактических (агентский договор) действий по поручению последнего.

2. Другим важным признаком договора транспортной экспедиции, позволяющим отграничивать указанный договор, в частности, от договоров поручения и комиссии, является наличие в обязательствах экспедитора обязанности совершать как юридические, так и фактические действия, направленные на обеспечение перевозки грузов.

3. Еще одна отличительная черта договора транспортной экспедиции кроется в особенностях его правового регулирования. Эти особенности состоят в том, что, во-первых, в ГК отсутствует закрытый перечень услуг, признаваемых обязательными для договора транспортной экспедиции; во-вторых, ГК допускает (а точнее говоря, прямо предусматривает) возможность принятия специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности, положения которого в части определения условий выполнения договора транспортной экспедиции объявляются приоритетными по сравнению с соглашением сторон. Аналогичной привилегией преимущественного (по отношению к условиям договора) применения наделяются также нормы иных федеральных законов и правовых актов, относящихся к транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК).

4. Чрезвычайно широкая сфера применения договора транспортной экспедиции, которая позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение для грузоотправителя или грузополучателя любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза. Именно такой подход обнаружил себя в судебно-арбитражной практике.

Когда экспедиционное поручение носит разовый характер, оно оформляется путем направления клиентом письма-заявки эк­спедитору. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима ему для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует не от своего имени, а от имени клиента)

В качестве основных услуг, предоставляемых экспедиторами на железнодорожном транспорте, перечисляются следующие виды дея­тельности:

- оформление документов, сдача и получение груза: заполнение транспортной железнодорожной накладной и комплекта перевозоч­ных документов; оформление переадресовки грузов; предъявление грузов к перевозке на местах общего и необщего пользования на стан­циях отправления; выдача груза на станциях назначения;

- завоз-вывоз грузов: доставка грузов от склада грузоотправителя до железнодорожной станции и от железнодорожной станции до скла­да грузополучателя автомобильным транспортом железной дороги или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора;

- погрузочно-разгрузочные и складские работы: погрузка и выгрузка железнодорожного состава и автомобильного транспорта; сортировка грузов; комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц; фор­мирование и расформирование пакетов; погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них; ремонт транспортной тары и упаковки и т.д.;

- информационные: уведомление грузополучателей об отправке грузов в их адрес; уведомление о продвижении груза и подхода их к станции назначения; слежение за продвижением груза от станции отправления до станции назначения; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю; информация грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза в порт; уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии его к месту назначения;

- по страхованию грузов: подготовка к заключению договора стра­хования грузов; оплата страховых взносов; оформление документов при поступлении страхового случая и получение страхового возмещения;

- платежно-финансовые: оформление и оплата провозных плате­жей, сборов и штрафов; проведение расчетных операций за перевоз­ку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и приста­нями и т.д.

В зависимости от особенностей перевозимых грузов и примене­ния новых типов подвижных составов, обеспечивающих транспорт­ное обслуживание повышенного качества, перечень экспедиторских услуг может быть расширен.

Так, согласно ГК, к обязанностям экспедитора отнесены:

- организовать перевозку груза,

- заключить от имени клиента или от своего имени договоры перевозки груза,

- обеспечить отправку и получение груза.

- получение документов, выполнение таможенных и иных формальностей,

- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка и т.п.

Кроме того, при транспортной экспедиции внешнеторговых гру­зов экспедитор обычно принимает на себя обязанности по оформле­нию договоров по страхованию груза.

При этом следует иметь в виду, что оказание подобных услуг (как основных, так и дополнительных) может осуществляться также пе­ревозчиком в тех случаях, когда обязанности экспедитора исполня­ются самим перевозчиком в соответствии с договором, заключенным между ним и грузоотправителем, грузополучателем.

Экспедиционные услуги подлежат обязательной сертификации. Объектами сертификации являются процессы предоставления услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъяв­ляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохран­ности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутству­ющие услуги, предоставляемые грузоотправителям, могут подвергать­ся добровольной сертификации.

Отказ экспедитора от обязательной сертификации экспедици­онных услуг, отрицательный результат сертификационных услуг влекут за собой приостановление или прекращение действия ли­цензии на осуществление транспортно-экспедиционной деятель­ности.

11 июня 2003 года Государственной Думой Российская Федерация принят Федеральный закон О транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Закон), которым определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов, а Высший Арбитражный Суд Российской Федерации опубликовал информационное Письмо от 5 августа 2003 года N С5-7/уз-886 О Федеральном законе "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции - экспедитором и клиентом (п.1.1.2)

Согласно статьи 2 Закона предусмотрено принятие Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Правила транспортно-экспедиционной деятельности должны утверждаться Правительством Российской Федерации. Ими должны определяться:

- перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

- требования к качеству экспедиционных услуг;

- порядок оказания экспедиционных услуг.

Такие Правила пока не приняты, а следовательно, не известно, какие документы должны подтверждать заключение договора транспортной экспедиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: