II. Аудиторная работа. 1. Разбор материала и работа с тестами (Крок-1)

1. Разбор материала и работа с тестами (Крок-1).

2. Решить ситуационные задачи.

1) У больного, принимающего цитостатики, на фоне приема небольших доз алкоголя наступило патологическое опьянение. Объясните особенности метаболизма лекарственных веществ при совместном приеме ингибиторов микросомальных ферментов печени.

2) Время действия, какого из двух препаратов будет больше, если известно, что одно из них связывается с белками крови?

3) Двум больным ввели одинаковое количество лекарственного вещества. Известно, что в анамнезе одного из них перенесенный гепатит. В организме какого больного и почему через 2 часа концентрация препарата будет выше?

4) При изучении фармакокинетики дигитоксина было выявлено, что он медлнно выводится из организма и после окончания курса лечения определяется в крови в течение 14 дней. Как называется данное явление?

5) Препарат практически не растворяется в воде и хорошо растворяется в липидах. Какой способ введения лекарственного средства, исходя из фармакокинетических свойств?

6) Барбитураты индуцируют микросомальные ферменты печени. Какую тактику дозирования необходимо выбрать для антибиотика, который применяется одновременно с барбитуратами?

7) Какое из двух веществ быстрее поступает в организм, если известно, что:

t1/2 a= 0,5 ч и t1/2 a= 2 ч;

k01 = 9,2 ч-1 и k01 = 0,2 ч-1;

8) Какое из двух веществ быстрее выводится из организма, если известно, что:

t1/2 = 4 ч и t1/2 = 8 ч;

kel =0,5 ч-1 и kel = 3 ч-1;

9) Какое из двух веществ лучше захватывается тканями из плазмы крови, если известно, что:

Vd = 1,2 л и Vd = 8 л;

10) Биодоступность какого из двух веществ выше, если известно, что:

F = 87 % и F = 27 %;

11) Какое из двух веществ быстрее выводится из организма, если известно, что:

Cl = 2,64 мл/ч и Cl = 8 мл/ч;

12) У кого из больных наиболее вероятно возникновение токсического эффекта аминазина в случае передозировки, если известно, что почечный клиренс составляет:

Cl = 50 мл/ч и Cl = 25 мл/ч;

13) Какое из веществ длительно пребывает в организме, если известно, что

MRT=8 ч; MRT=2 ч; MRT=81 ч; MRT=13 ч; MRT=68 ч.

Тема 8 - 9. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ.

ФАРМАКОДИНАМИКА.

ФАРМАКОТОКСИКОДИНАМИКА

I. Самостоятельная работа

Контрольные вопросы

1. ФАРМАКОДИНАМИКА лекарственных средств:

1) Виды действия — местное и резорбтивное: прямое и непрямое (косвенное) и, как вариант последнего, рефлекторное; специфическое и неспецифическое; главное и сопутствующее (побочное); желательное и нежелательное (отрицательное); неизбирательное и избирательное (селективное); обратимое и необратимое.

2) Типы механизмов действия лекарственных средств: взаимодействие с разными биологическими субстратами. Действие на рецепторы. Понятие об аффинитете, внутренней активности, комплементарности, агонистах, антагонистах, агонистах-антагонистах. Действие на ионные каналы, активность ферментов, транспортные системы, проницаемость мембран, синтез белка, гены и др.

3) Зависимость фармакологического эффекта от свойств лекарств (химическая структура, степень диссоциации, полярность, доза, качество). Виды доз. Широта терапевтического действия лекарств. Понятие о биологической стандартизации. Значение зависимости «концентрация (доза) — эффект».

4) Влияние состояния организма (возраст, пол, беременность, лактация, степень тяжести основного и сопутствующие заболевания, аллергологический статус, вредные привычки) на действие лекарств. Роль генетических факторов в развитии фармакологического эффекта. Понятие о фармакогенетике. Фармакогенетические подходы к прогнозированию терапевтической эффективности и токсичности лекарств.

5) Зависимость фармакологического эффекта от внешних факторов. Влияние среды обитания (климат, экология, условия работы), биологических ритмов. Понятие о хронофармакологии. Влияние субъективизма при назначении фармакотерапии. Понятие о клинической фармакологии. Требования, предъявляемые к современным лекарствам.

6) Действие лекарственных средств при их повторном введении и отмене — сенсибилизация; кумуляция и ее виды; толерантность (привыкание), тахифилаксия; лекарственная зависимость (пристрастие), ее фазы (психическая, физическая) и синдром абстиненции. Медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью. Понятие о синдромах «отмены» и «отдачи» («рикошета»).

7) Комбинированное действие лекарств — синергизм, антагонизм (антидотизм) и их виды. Понятие о полипрагмазии.

8) Несовместимость — фармацевтическая (физико-химическая), фармакологическая (фармакокинетическая, фармакодинамическая), физиологическая. Использование в медицинской практике.

2. ФАРМАКОТОКСИКОДИНАМИКА (см. тему № 44).

1) Понятие о безопасности, нежелательном (побочном) действии, реакции, явлении.

2) Нежелательное действие лекарственных веществ — органотоксичность, аллергические реакции, идиосинкразия, мутагенность, бластомогенность (канцерогенность), тератогенность, эмбриотоксичность, фетотоксичность. Передозирование абсолютное и относительное (токсические эффекты).

3) Понятие о фармакологическом надзоре.

Задания для самоконтроля. Выберите правильные ответы.

1. Лекарственные средства при взаимодействии с рецепторами образуют обратимые|обратимые| межмолекулярные связи, к|до| которым|каким| относятся?

A. Вандерваальсовые

B. Ковалентные

C. Ионные

D. Водородные

E. Дипольные

2. Десенситизация рецепторов приводит к|до| развитию:

A. Толерантности

B. Зависимости

C. Синергизму

D. Синдрома отмены

E. Несовместимости

3. Для оперативного вмешательства использована комбинация средств для наркоза. При этом окончательный эффект был арифметической суммой эффектов этих препаратов. Какой это тип взаимодействия лекарственных средств?

A. Потенцирование

B. Кумуляция

C. Антагонизм

D. Аддиция

E. Сенсибилизация

4. Как называется быстрое развитие ослабления фармакологического эффекта лекарственного средства при повторном введении?

A. Кумуляция

B. Сенсибилизация

C. Толерантность

D. Идиосинкразия

E. Тахифилаксия

5. Женщина|жена| перед родами в течение месяца|луны| принимала транквилизатор, что проявилось вспоследствие ослаблением сосательного рефлекса у новорожденного. Какое действие реализовалось при этом?

A. Тератогенное

В. Аллергическое

С. Канцерогенное

D. Эмбриотоксическое

Е. Фетотоксическое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: