ГЛАВА 3. Указы Президента Российской Федерации

Указы Президента Российской Федерации

27 мая 1996 года N 784

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 09.09.2000 N 1622,

от 05.08.2002 N 846)

В целях совершенствования деятельности Войск гражданской обороны Российской Федерации, в соответствии со статьей 80 и частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, по предложению Правительства Российской Федерации и впредь до принятия федерального закона о гражданской обороне постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федерации, структуру и состав органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Войск гражданской обороны Российской Федерации (в мирное время).

2. Считать необходимым по согласованию с субъектами Российской Федерации реорганизовать штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, являющиеся подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Порядок реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям устанавливается председателем Правительства Российской Федерации, являющимся по должности начальником гражданской обороны Российской Федерации.

3. Установить, что военнослужащие Войск гражданской обороны Российской Федерации могут проходить военную службу в соответствии со штатами и в пределах установленной численности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

4. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 09.09.2000 N 1622.

5. Установить численность военнослужащих Войск гражданской обороны Российской Федерации, проходящих военную службу в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при проведении реорганизации в соответствии с пунктом 2 настоящего Указа в пределах общей численности Войск гражданской обороны Российской Федерации.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

27 мая 1996 года

N 784

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 27 мая 1996 г. N 784

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВОЙСКАХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указа Президента РФ от 05.08.2002 N 846)

I. Общие положения

1. Войска гражданской обороны Российской Федерации <*> (далее именуются - Войска гражданской обороны) являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

--------------------------------

<*> Здесь и далее под Войсками гражданской обороны Российской Федерации понимаются соединения, воинские части и организации Войск гражданской обороны Российской Федерации.

Войска гражданской обороны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.

Войска гражданской обороны в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, директивами и распоряжениями начальника гражданской обороны Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере деятельности Войск гражданской обороны, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом Войск гражданской обороны Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, которые объявляются приказами министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и доводятся до Войск гражданской обороны в установленном порядке.

II. Задачи войск гражданской обороны

2. Основными задачами Войск гражданской обороны являются:

1) в мирное время:

а) в повседневной деятельности:

осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны в готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения Войск гражданской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности;

накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально - технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;

участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;

участие в научно - исследовательских и опытно - конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ;

б) при необходимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами действий соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны;

ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры;

проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;

обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

2) в военное время:

ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.

III. Применение Войск гражданской обороны

3. Применение Войск гражданской обороны в мирное время осуществляется министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющимся по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом по штатам военного времени - на основании распоряжения Президента Российской Федерации.

4. Вопросы, связанные с участием Войск гражданской обороны в выполнении задач территориальной обороны и защите объектов экономики страны от высокоточного оружия, проведении маскировочных мероприятий в городах и на коммуникациях, решаются в соответствии с планами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и командования военных округов.

5. Порядок мобилизационного развертывания и приведения в боевую готовность Войск гражданской обороны определяется соответствующими планами, утверждаемыми министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Поставку мобилизационных ресурсов Войскам гражданской обороны обеспечивает Министерство обороны Российской Федерации.

При внезапном вооруженном нападении на Российскую Федерацию или возникновении крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий отмобилизование Войск гражданской обороны и приведение их в высшие степени боевой готовности проводятся по решению Президента Российской Федерации, организуются начальником гражданской обороны Российской Федерации и осуществляются министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Порядок выполнения возложенных на Войска гражданской обороны задач определяется настоящим Положением, а также:

в военное время - Планом гражданской обороны Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации;

в мирное время - планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами действий соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны.

7. Основы действий Войск гражданской обороны по защите территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время определяются уставом Войск гражданской обороны Российской Федерации, который согласовывается с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждается министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

8. Соединения, воинские части и организации Войск гражданской обороны, привлекаемые в мирное и военное время для проведения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, могут передаваться в оперативное подчинение руководителей работ в соответствии с планами гражданской обороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. Привлечение Министерством обороны Российской Федерации и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации Войск гражданской обороны к участию в войсковых учениях производится по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

10. Организационно - штатную структуру соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны в пределах установленной численности утверждает министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основной структурной единицей Войск гражданской обороны, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является отдельная бригада гражданской обороны.

Дислокацию Войск гражданской обороны в соответствии с планом дислокации войск и сил флота в установленном порядке определяет министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинские должности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления замещаются в установленном порядке военнослужащими Войск гражданской обороны в соответствии со штатами в пределах установленной численности.

IV. Организация деятельности Войск гражданской обороны

11. Руководство Войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации через начальника гражданской обороны Российской Федерации.

Управление Войсками гражданской обороны осуществляет министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющийся по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации:

соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны, дислоцированными на территориях регионов Российской Федерации, - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.

12. Полномочия министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющегося по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации, в части управления Войсками гражданской обороны определяются Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

13. В войсках гражданской обороны для рассмотрения важнейших вопросов их деятельности функционирует военный совет, который по должности возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(п. 13 в ред. Указа Президента РФ от 05.08.2002 N 846)

V. Комплектование и подготовка Войск гражданской обороны

14. Комплектование Войск гражданской обороны офицерами общевойсковых, тыловых, медицинских, финансовых, юридических специальностей и офицерами специальной связи проводится за счет выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и других образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации на договорной основе.

Комплектование Войск гражданской обороны сержантами и солдатами осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Законами Российской Федерации "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе".

Выделение призывных ресурсов для Войск гражданской обороны осуществляется по заявкам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Правительство Российской Федерации на основании соответствующих указов Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу.

В мирное время, учитывая специфику задач, Войска гражданской обороны подлежат комплектованию по должностям, определяющим боевую готовность, гражданами Российской Федерации, имеющими 1-ю и 2-ю степень пригодности к военной службе по медицинским показаниям.

Перечень должностей, замещаемых сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту, утверждает министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Войска гражданской обороны комплектуются также гражданским персоналом. Штатную численность гражданского персонала устанавливает Правительство Российской Федерации, а перечень должностей, замещаемых гражданским персоналом, - министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Деятельность гражданского персонала в Войсках гражданской обороны регламентируется трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственной службе.

15. Боевая подготовка в Войсках гражданской обороны организуется и проводится в соответствии с организационно - методическими указаниями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программами и планами боевой и специальной подготовки личного состава, утверждаемыми министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подготовка сержантов и солдат - специалистов, а также граждан, пребывающих в запасе (резерве), для Войск гражданской обороны в мирное (военное) время проводится в учебных (запасных) соединениях и воинских частях Войск гражданской обороны, а также учебных (запасных) соединениях и воинских частях Министерства обороны Российской Федерации по заявкам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на договорной основе.

Подготовка граждан, пребывающих в запасе, к военной службе, а также их переподготовка проводятся на учебной материально - технической базе соединений и воинских частей Войск гражданской обороны в соответствии с Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605, приказами и директивами министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Воспитательная работа в Войсках гражданской обороны, информационное обеспечение и организация досуга военнослужащих и членов их семей осуществляются командирами (начальниками) и их заместителями (помощниками) по воспитательной работе.

VI. Обеспечение Войск гражданской обороны

16. Финансирование Войск гражданской обороны осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Государственные инвестиции в капитальное строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе жилых домов и других объектов, предназначенных для Войск гражданской обороны, предусматриваются Министерством экономики Российской Федерации в государственном оборонном заказе.

Войска гражданской обороны освобождаются от передачи (отчисления) жилой площади в жилых домах, построенных ими за счет средств федерального бюджета или других источников финансирования, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

17. Специальное, тыловое и материально - техническое обеспечение Войск гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке и по нормам, установленным для Вооруженных Сил Российской Федерации.

18. Закупку и поставку вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, специальных приборов, средств и имущества для обеспечения деятельности Войск гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне", Федеральными законами "О государственном оборонном заказе", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных Законов.

Капитальный ремонт вооружения и военной техники Войск гражданской обороны производится за счет средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

19. Организация и выполнение воинских перевозок Войск гражданской обороны осуществляются в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации, за счет средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

20. Обеспечение Войск гражданской обороны в военное время осуществляется в порядке и на условиях, определяемых руководством по обеспечению деятельности Войск гражданской обороны Российской Федерации в военное время, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, объявляемыми приказами министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

21. Военнослужащие Войск гражданской обороны носят форму одежды и знаки различия, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для военнослужащих Войск гражданской обороны устанавливается отличительный знак - равносторонний голубой треугольник в круге оранжевого цвета, - предусмотренный пунктом 4 статьи 66 Дополнительного протокола N 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.

Правила ношения указанного знака устанавливает министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

22. Военнослужащие Войск гражданской обороны по вопросам прохождения военной службы, денежного и других видов довольствия, пенсионного обеспечения и социальной защиты пользуются всеми правами и льготами, установленными законодательством Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Страхование военнослужащих, привлекаемых к решению задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих".

Утверждены

Указом Президента

Российской Федерации

от 27 мая 1996 г. N 784

СТРУКТУРА И СОСТАВ

ОРГАНОВ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАДАЧИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И

ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВОЙСК

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (В МИРНОЕ ВРЕМЯ)

┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐

│ Структурные единицы │ Количество │

├───────────────────────────────────────┼────────────────────────┤

│Министерство по делам гражданской│ │

│обороны, чрезвычайным ситуациям и│ │

│ликвидации последствий стихийных│ │

│бедствий │ 1 │

│ │ │

│Региональные центры по делам│ │

│гражданской обороны, чрезвычайным│ │

│ситуациям и ликвидации последствий│ │

│стихийных бедствий │ 9 │

│ │ │

│Органы, специально уполномоченные│ │

│решать задачи гражданской обороны,│ │

│задачи по предупреждению и ликвидации│ │

│чрезвычайных ситуаций, в составе или│ │

│при соответствующих органах│ │

│исполнительной власти субъектов│в соответствии с Планом│

│Российской Федерации и органах местного│гражданской обороны│

│самоуправления <*> │Российской Федерации │

│ │ │

│Соединения Войск гражданской обороны│12 - в 1996 году │

│(отдельные бригады) │16 - в 1997 году │

│ │21 - в 1998 году │

│ │23 - в 1999 году │

│ │25 - в 2000 году │

│ │ │

│Воинские части и организации Войск│в соответствии с Планом│

│гражданской обороны │гражданской обороны│

│ │Российской Федерации │

└───────────────────────────────────────┴────────────────────────┘

<*> Структура и состав согласовываются с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Приложение

к Указу Президента

Российской Федерации

от 27 мая 1996 г. N 784

ГРАФИК

ПОЭТАПНОГО УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ВОЙСК ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(тыс. человек)

  1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Общая численность Численность военнослужащих 28,9 23,8 35 30 45 40 50 45 55 50

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно - спасательных работ, связанных с тушением пожаров, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Преобразовать до 1 января 2002 г. Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

2. Установить, что:

Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения;

до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Федеральным законом "О пожарной безопасности", Законом Российской Федерации "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно - курортного и пенсионного обеспечения;

до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий распространяется действие пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 г. N 2101 "О форме одежды и знаках различия для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания внутренней службы";

назначение на должность и освобождение от должности высшего начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий производятся Президентом Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. Правительству Российской Федерации до 1 января 2002 г.:

представить проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, направленных на реализацию настоящего Указа;

внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты соответствующих федеральных законов;

решить в установленном порядке организационные, финансовые, материально - технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Ввести с 1 января 2002 г. в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительно должность заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Увеличить с 1 января 2002 г. штатную численность центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на 208 единиц (для лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы указанного Министерства) и содержать эту численность в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание Государственной противопожарной службы этого Министерства.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

9 ноября 2001 года

N 1309

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ

СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(в ред. Указа Президента РФ от 28.08.2003 N 991)

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а также в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в количестве 1039 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 140 лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется - Государственная противопожарная служба) и 310 военнослужащих войск гражданской обороны.

3. Разрешить иметь в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 10 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя и одного статс-секретаря, коллегию в количестве 19 человек и, наряду с другими подразделениями центрального аппарата, 13 следующих департаментов по основным направлениям деятельности Министерства: гражданской защиты, управления в кризисных ситуациях, предупреждения чрезвычайных ситуаций и научно-технической политики, организационно-мобилизационный, войск гражданской обороны и спасательных формирований, кадров и профессиональной подготовки, инвестиций и эксплуатации основных фондов, материально-технического обеспечения и вооружения, финансово-экономической деятельности, федеральной поддержки территорий, международного сотрудничества, правового обеспечения, управления делами, а также Главное управление Государственной противопожарной службы.

4. Установить, что личный состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий состоит из:

военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы;

лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы;

федеральных государственных служащих;

лиц, замещающих должности, не относящиеся к государственной службе.

5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 953 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст. 4042).

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

21 сентября 2002 года

N 1011

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 21 сентября 2002 г. N 1011

ПОЛОЖЕНИЕ

О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(в ред. Указа Президента РФ от 28.08.2003 N 991)

I. Общие положения

1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

2. МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В систему МЧС России входят региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется - Государственная противопожарная служба); войска гражданской обороны; Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации; образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России.

(в ред. Указа Президента РФ от 28.08.2003 N 991)

Для решения гуманитарных задач из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

4. МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

5. МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, эмблему и флаг.

II. Основные задачи МЧС России

6. Основными задачами МЧС России являются:

1) реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

2) осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации;

3) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

4) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;

5) осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

III. Основные функции МЧС России

7. МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает предложения по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также в области пожарной безопасности;

2) организует разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования в части, касающейся компетенции МЧС России, и вносит их в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) осуществляет контроль за разработкой и реализацией федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;

4) организует работу по предупреждению пожаров и их тушению, руководит деятельностью Государственной противопожарной службы, координирует деятельность ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также объединений пожарной охраны;

5) является органом государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии;

6) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

7) осуществляет координацию деятельности и взаимодействия компонентов военной организации при решении задач обеспечения обороноспособности и безопасности государства в области гражданской обороны;

8) участвует в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

9) участвует в разработке Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, обеспечивает осуществление мероприятий в части, касающейся гражданской обороны и оперативного оборудования территорий;

10) организует по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планирование действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, организует в установленном порядке подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

11) обеспечивает боевую и мобилизационную готовность войск гражданской обороны, органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

12) осуществляет по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации текущее и перспективное планирование мобилизационного развертывания войск гражданской обороны и воинских частей Государственной противопожарной службы в военное время;

13) определяет потребность войск гражданской обороны, Государственной противопожарной службы и поисково-спасательных формирований МЧС России в специалистах и организует их подготовку в образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях, осуществляет в установленном порядке подготовку кадров для соответствующих органов иностранных государств, а также для ведомственной и добровольной пожарной охраны, объединений пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности;

14) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке органы управления, спасательные центры, отдельные бригады, воинские части и подразделения войск гражданской обороны, органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы, в том числе территориальные, поисково-спасательные учреждения и организации МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации их комплектование личным составом, производит тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организует их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения;

15) координирует в установленном порядке деятельность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также организует и проводит в установленном порядке аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

16) организует финансовое обеспечение региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войск гражданской обороны; Государственной противопожарной службы; поисково-спасательных учреждений и иных находящихся в ведении МЧС России организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

17) осуществляет обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, спасателей, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

18) осуществляет в пределах своей компетенции предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

19) организует работу по предупреждению пожаров и их тушению в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на особо важных и режимных объектах;

20) в установленном порядке создает, реорганизует и ликвидирует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями подразделения Государственной противопожарной службы, содержащиеся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций;

21) участвует в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

22) разрабатывает и представляет в установленном порядке проект плана гражданской обороны, вносит в установленном порядке предложения о введении в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;

23) устанавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, представляет в установленном порядке предложения по уточнению перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне;

24) создает и поддерживает в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны МЧС России, участвует в создании и контролирует работу территориальных систем оповещения гражданской обороны, осуществляет контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

25) осуществляет методическое руководство и контроль при решении вопросов создания гражданских организаций гражданской обороны, а также методическое руководство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке гражданских организаций гражданской обороны и обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

26) организует в установленном порядке разработку федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне;

27) осуществляет организационно-методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также контроль в этой области;

28) осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также контроль в этой области;

29) участвует в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;

30) осуществляет на федеральном уровне управление единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также руководство функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

31) осуществляет методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

32) организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной документации в области соблюдения требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, осуществляет надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ);

33) устанавливает порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов, участвует в установленном порядке в декларировании безопасности гидротехнических сооружений, в пределах своей компетенции дает заключения по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;

34) участвует в установленном порядке в экспертизе деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, а также в пределах своей компетенции в работах по сертификации, стандартизации и метрологии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

35) ведет в установленном порядке реестр подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта);

36) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организует и координирует работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, а также разработку и внедрение в установленном порядке показателей степени риска на объектах экономики и территориях;

37) является в установленном порядке государственным заказчиком по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения;

38) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;

39) осуществляет методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контроль за осуществлением мероприятий в этой области;

40) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

41) организует в установленном порядке подготовку должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

42) участвует в подготовке работников мобилизационных органов;

43) осуществляет методическое руководство, координацию и контроль при решении вопросов в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, касающихся подготовки населения;

44) осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

45) согласовывает в установленном порядке номенклатуру и нормы накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также размещение этих материальных ценностей на территории Российской Федерации;

46) участвует в подготовке предложений по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласовывает предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по выпуску из государственного резерва этих материальных ценностей;

47) организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения, разработку методик оценки последствий чрезвычайных ситуаций, а также участвует в выработке мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях;

48) подготавливает в установленном порядке предложения о финансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и участвует в осуществлении контроля за использованием выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;

49) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывает и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об оказании за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;

50) осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

51) является государственным заказчиком по проектированию и строительству для федеральных нужд объектов, связанных с основной деятельностью МЧС России (включая создание, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение зданий, сооружений и их комплексов), осуществляет ремонт и эксплуатацию основных фондов указанных объектов;

52) разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по управлению государственной собственностью, находящейся в оперативном управлении МЧС России;

53) организует деятельность авиации МЧС России, а также сил МЧС России во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

54) осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также поддержку международных гуманитарных проектов, программ и операций;

55) организует в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирование и доставку гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств, а также эвакуацию граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

56) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также участвует в развитии специальной связи;

57) участвует в пределах своей компетенции в предупреждении террористической деятельности и ликвидации последствий террористических актов;

58) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

59) информирует население через средства массовой информации и по иным каналам о положении в области защиты от чрезвычайных ситуаций и мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, приемах и способах защиты населения, проводит пропаганду в области пожарной безопасности;

60) организует поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

(пп. 60 введен Указом Президента РФ от 28.08.2003 N 991)

61) организует и осуществляет надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также руководит деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации.

(пп. 61 введен Указом Президента РФ от 28.08.2003 N 991)

IV. Полномочия МЧС России

8. МЧС России в пределах своей компетенции:

1) издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

2) проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

3) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;

5) привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

6) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;

7) определяет перечень должностных лиц органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и должностных лиц органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и организует их деятельность;

8) осуществляет в установленном порядке полномочия, связанные с деятельностью МЧС России за рубежом;

9) осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, заказчиком которых является МЧС России;

11) заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи.

V. Руководство МЧС России

9. МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

10. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Россий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: