Взрослые от 65 и старше

Профессия и карьера: адаптация к выходу на пенсию, поиск новых сфер общественно полезной деятельности.

Дом и семья: приспособление к меньшим доходам, организация нового образа жизни.

Развитие собственной личности: развитие компенсаторных способностей, осознание своих возрастных особенностей, пере ориентация системы ценностей.

Использование свободного времени: установление личностны связей, соответствующих возрасту и положению, поиск новы занятий (хобби), приобретение новых навыков отдыха, планирование сбалансированной программы отдыха.

Здоровье: адаптация к физической ослабленности, поддерживание физической и психической нормы, изменение диеты, регулярные медицинские осмотры, занятие физическими упражнениями, соответствующими возрасту, разумное использование медикаментов, приобретение умений преодоления стрессовых ситуаций, сохранение жизненных ресурсов.


Коллективная жизнь: работа по улучшению условий жизни пожилых людей, добровольное принятие на себя определенные обязанностей, поддержание связей с организациями.

Особенности обучения взрослых

Организация любого обучения в явном или неявном виде всегда основывается на определенных исходных позициях, которые проявляются в выборе целей, содержания, способов его структурирования и технологий взаимодействия обучающихся и преподавателей.

В современной науке об образовании различают два принципиальных подхода: педагогический, который большинству известен по школе и вузу, и андрагогический, который больше знаком слушателям системы повышения квалификации [6].

Умение учиться - сложный процесс, включающий комплекс знаний и навыков, которыми необходимо овладеть для успешного обучения. При этом каждый обучающийся должен иметь ясное представление о том, что такое:

• образование и обучение;

• процесс обучения и роли участников этого процесса;

• собственных потребностях и возможностях в обучении (психофизиологических, временных, бытовых, производственных);

• модели обучения;

• цели своего обучения;

• виды и формы обучения;

• методы обучения и самообучения;

• средства обучения;

• программы обучения;

• организация обучения.

Знание или хотя бы предварительное представление об указанных выше элементах педагогической системы и ее обеспечения позволяет взрослому человеку сознательно выбирать и выстраивать свою собственную траекторию учения, выступая при этом активным участником образовательного процесса. Именно это принципиально отличает педагогичесский и андрагогический подходы к процессам обучения и учения.

Каковы же особенности обучения взрослых, которые следует учитывать преподавателям и обучающимся в своей практической и учебной деятельности? Разные авторы выделяет разные параметры. Для более полной картины приведем несколько точек зрения.


Ноулз (Knowles M.S.) и др. (1984) различают традиционное преподавание и обучение (педагогику) и преподавание и обучение для взрослых (андрагогику) следующим образом.

Педагогика предполагает:

- обращение с учениками как с детьми, как с пустым сосудом, который учитель должен заполнить знаниями;

- подготовку учебного плана заранее, без обсуждения его целей и содержания с учениками;

- преподавание подготовленного курса, при этом ученик находится в постоянной зависимости от преподавателя на всех этапах обучения.

Андрагогика между тем предусматривает:

- обращение с учеником как со взрослым, как с коллегой учителя, как с человеком, который привносит в процесс обучения существенную долю своего предшествующего опыта обучения;

- обсуждение с учеником учебного плана и доступность учителя как консультанта в учебном процессе;

- определение результата обучения, согласованного с учеником, взаимоотношения с которым учитель строит на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями

Р.М. Смит например, выделяет шесть аспектов обучения взрослых.

Обучение:

1) происходит в течение всей жизни;

2) это естественный и личностный процесс;

3) включает в себя изменения в обучающемся человеке;

4) связано с развитием личности;

5) связано с опытом человека и его деятельностью;

6)у обучения есть также своя интуитивная сторона, т.е. оно может проходить частично и на подсознательном уровне.

СИ. Змеев описывает, следующие особенности андрагогики: 1. Взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

2.Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.

3. Взрослый обладает опытом, который может быть использован какпри его обучении, так и при обучении коллег.

4.Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5.Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.

6.У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).


7.Процесс обучения взрослого человека организован в виде совме стной деятельности обучаемого и обучающего.

Дж. Бернардин и Дж. Расселл приводят следующие характеристики взрослых как учащихся (перевод Н. Жаворонковой):

1. Восприятие себя.

Взрослые, в отличие от детей, считают себя способными самостоятельно определять направления собственного развития и хотят, чтобы окружающие признавали за ними такое право.

2. Практический опыт.

Взрослые, в отличие от детей, обладают практическим опытом, который они непременно привносят в учебный процесс. Если дети воспринимают свой опыт просто как то, что с ними произошло, то для взрослых их опыт определяет то, кем они являются. Имеющийся опыт позволяет взрослым сделать самостоятельный выбор относительно того, что и как они хотят изучать.

3. Готовность к обучению.

Взрослые осознают свои потребности в обучении и поэтому, в отличие от детей, за которых учитель принимает решения как по содержанию, так и по последовательности обучения, могут определить сами, что и в каком порядке они хотят изучать.

4. Временная перспектива.

Дети учатся "впрок", т.е. предполагается, что полученные знания будут востребованы ими в будущем. Взрослые, напротив, заинтересованы в немедленном применении изучаемого для решения своих актуальных практических проблем.

5. Опыт обучения.

Большинство взрослых, в отличие от детей, имеют разнообразный опыт обучения, и поэтому обладают сформировавшимися (пусть не всегда четко осознаваемыми) представлениями о том, каким образом должен быть организован процесс обучения, и могут отдать предпочтение определенному стилю обучения.

В качестве некоторого обобщения в таблице 1.1.1 приведем обобщенные сравнительные характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: