1. Абсолютный порог – минимальная интенсивность физического стимула, необходимая для возникновения ощущения.
2. Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его лучшего изучения.
3. Автокинетическое движение – иллюзия движения, создаваемая, например, неподвижной световой точкой в темной комнате. Эффект усиливается при отсутствии зрительного фона.
4. Автоматизм –действия, реализуемые без непосредственного участия сознания, происходящие «сами собой», без сознательного контроля.
5. Агнозия – состояние, при котором мозг не может расшифровать информацию, поступающую от нормально функционирующих органов чувств.
6. Ад – состояние сознания, имеющего инволюционное направление развития.
7. Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов, к условиям окружающей среды.
8. Актуализировать – перевести из состояния потенциального в состояние реального.
9. Альтруизм – качество, противоположное эгоизму. Действия, связанные со стремлением принести добро другим, без учёта своих интересов.
|
|
10. Амнезия – нарушение памяти.
11. Амфетамин – препарат, возбуждающий центральную нервную систему.
12. Аналитическая психология – одна из разновидностей глубинной психологии, созданная швейцарским психологом К. Юнгом, учеником З. Фрейда. Целью психического развития человека Юнг считал индивидуацию – творческую реализацию индивидом коллективного бессознательного, в котором запечатлен опыт предшествующих поколений.
13. Анима (по К.Юнгу) – женское начало.
14. Анимус (по К.Юнгу) – мужское начало.
15. Антиципация – способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действия.
16. Антропология – научная дисциплина, изучающая происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека в филогенезе и в зависимости от географических условий проживания.
17. Апатия – состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.
18. Апперцепция – свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего субъекта и от личных особенностей его психической деятельности.
19. Апраксия – нарушение движений у человека.
20. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, создатель первой психологической системы, изложенной им в трактате «О душе».
21. Архетип (по К.Юнгу) – форма и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение.
22. Ассимиляция – механизм интеграции новых стимулов, воздействий или данных в уже имеющуюся психологическую систему.
|
|
23. Ассоциативная психология – одно из направлений психологической мысли, согласно которому сложные психические образования (представления, мысли) возникают из простых (ощущений) посредством ассоциаций.
24. Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
25. Аутизм – погружение в мир личный переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью.
26. Аутогенная тренировка (АТ) – психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациента мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.
27. Афазии – нарушения речи.
28. Аффект – сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение, эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
29. Аффективный – относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия, связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, переживаниями.
30. Белый шум – сложная смесь звуковых волн всех частей, аналогичная белому цвету.
31. Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдаёт себе отчёта.
32. Бихевиоризм – направление в психологии XX в., пытающееся объяснить поведение человека в обход его сознания, психики, принимающее во внимание лишь связь реакций организма на стимулы внешней среды.
33. Бразифазия – замедленность речи.
34. Бред – идеи о суждении, не соответствующие действительности, доминирующие в сознании и не поддающиеся коррекции.
35. Бытие – внутренняя суть происходящих процессов в Мироздании.
36. Веды (санскр.) – «Откровения», священные писания индусов; (от корня вед, «знать» или «божественное знание»).
37. Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.
38. Вестибулярные ощущения – ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.
39. Влечение – инстинктивное желание, которое побуждает индивидуума действовать так, чтобы это желание удовлетворить.
40. Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-то объекте.
41. Внутренний человек –термин, используемый для обозначения нашей истинной и бессмертной Сущности или Высшего Я (Высшего Эго), а не той внешней и смертной формы, которую мы называем нашим телом.
42. Восприятие – процесс приема и переработки человеком информации, поступающей в мозг через органы чувств.
43. Высшее Я – высший Божественный Дух, осеняющий человека.
44. Вытеснение ( в психоанализе) – один из видов психологической защиты, когда неприемлемые для индивида мысли, переживания «изгоняются» из сознания в сферу бессознательного.
45. Галлюцинации – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека.
46. Генотип – генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная им от родителей.
47. Гештальт – устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей.
48. Гештальт – учтойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей.
49. Гештальтпсихология – направление в психологии, согласно которому структурная (системная) организация сложных психических образований определяет свойства и функции его частей.
50. Глубинная психология – ряд направлений психологии, придающий решающее значение в поведении глубинным, неосознанным самим человеком побуждениям и установкам.
|
|
51. Головной мозг – часть нервной системы, заключенной в черепную коробку, состоящая из большого мозга, мозжечка, варолиева моста и продолговатого мозга.
52. Гомеостаз – подвижное равновесное состояние какой-либо системы.
53. Гуманизм –отражает высокий уровень сознательного отношения человека к людям.
54. Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям, ищущее смысла и ценностей, творческое духовное начало.
55. Дебильность – относительно легкая степень врожденной умственной неполноценности.
56. Деменция – приобретенное слабоумие, значительное ослабление интеллекта у человека.
57. Деперсонализация – временная или постоянная утрата человеком своего личностного начала.
58. Деперсонализация – утрата ощущения личностного начала собственной психики.
59. Депрессия – состояние душевного равнодушия, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
60. Дифференциальный порог – минимальная разница между стимулами, которая может быть воспринята.
61. Дух – не обладающее формой и нематериальное бытие. В теософских учениях термин «дух» применяется только к тому, что относится непосредственно к вселенскому сознанию.
62. Духовное бытие – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех её областях.
63. Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его бессознательного, сознания и самосознания.
64. Женское начало – пассивное сознание духоматерии мироздания и бытия.
65. Закон Рибо – закон обратного хода времени в нашей психике.
66. Замыкание – тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.
67. Защита психологическая (в психоанализе) – устранение травм, напряжений, возникших из-за столкновения бессознательных побуждений с внутренней «цензурой» индивида, его сознанием.
|
|
68. Идентификация – отождествление себя с другими.
69. Имбецильность – средняя степень врожденной умственной неполноценности.
70. Импринтинг – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями, которые как бы включаются в действие определенным внешним стимулом.
71. Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность.
72. Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А.Адлером, учеником З. Фрейда. Психическое развитие определяется, согласно Адлеру, чувством неполноценности, которое формируется в детском возрасте и затем может быть преодолено через самоутверждение в творческих актах, в борьбе за власть, превосходство над другими.
73. Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов, окружающих его.
74. Инкогереция – крайняя бессвязность мышления, при которой речь представляет собой поток слов.
75. Инсайт – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
76. Интеллект – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных.
77. Интеракция – организация, взаимодействие между общающимися индивидами.
78. Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
79. Интроверсия ( по К.Юнгу) – тип установки, которую характеризует концентрация интересов исключительно на внутренних психических процессах.
80. Интроспекция – наблюдение за своей собственной психической активностью.
81. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, как результат «непосредственного усмотрения».
82. Инь (кит.) – женский принцип материи, оплодотворяемый мужским эфирным принципом Ян и оседающий после этого во Вселенную.
83. Истина объективная – абсолютная мысль в процессе своего эволюционного развития.
84. Истина субъективная – предельное состояние эволюционного развития сознания личности в каждой конкретной точке бытия.
85. Карма (санскр.) – единый Вселенский Закон, правящий безошибочно и, так сказать, слепо; Закон воздаяния; Закон причины и следствия.
86. Каузальная атрибуция – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
87. Кинесика – своеобразный алфавит телодвижений человека, помогающий полностью раскрыть смысловую сторону информации.
88. Кинестетические ощущения – ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения.
89. Когнитивная психология – направление в психологии XX в., задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
90. Когнитивный – имеющий отношение к познанию, мышлению.
91. Коллективное бессознательное – термин, введенный К. Юнгом для обозначения бессознательных психических явлений (архетипов), в которых запечатлен исторический опыт человечества.
92. Кома – бессознательное состояние с потерей чувствительности и подвижности. Причины: травмы, некоторые лекарства, наркотики.
93. Коммуникация – в широком смысле – общение.
94. Контраст – явление, при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа.
95. Конфабуляция – ложные воспоминания.
96. Концентрация –сосредоточенное, осознанное внимание на определённых видах умственной деятельности.
97. Лабильность – свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени; дебильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
98. Либидо (в психоанализе) – сексуальное влечение, в более широком смысле – влечение к жизни (Эрос).
99. Лимбическая система – группа структур промежуточного и переднего мозга, образующих кольцо в его центральной части, регулирует аффективное поведение.
100. Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
101. Логотерапия – разновидность психологической теории и клинической практики, разработанной В. Франклином. Согласно логотерапии, основной движущей силой в поведении личности ее развития является поиск человеком смысла своей жизни.
102. Любовь – предельное эволюционное развитие чувствознания сущности в конкретной точке бытия.
103. Материя – кристаллизованный Дух.
104. Медитация – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение сознанием в самого себя, в предмет, идею и пр., достигаемое на одном объекте путём устранения всех факторов, рассеивающих внимание как внешних (звук, свет), так и внутренних. Медитировать – значит упражняться, постоянно работать над развитием собственной личности.
105. Мезоморфный тип – морфологический тип, свойственный крупным, мускулистым и довольно сильным людям; этот тип соответствует энергичному и активному темпераменту.
106. Ментизм – неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, «вихрь идей».
107. Мотив – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность; 2) сознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.
108. Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определённых действий и определяющих их направленность и цели.
109. Мудрость – соединение сознания личности с сознанием индивидуальности, истины субъективной с истиной объективной.
110. Мужское начало – активное сознание Духоматерии мироздания бытия.
111. Музыкотерапия – метод использования музыки для лечения больных с расстройствами нервной системы. Лечение души, приведение в гармонию посредством музыки.
112. Мутизм – отказ от речи, нежелание общаться с окружающими.
113. Негативизм – демонстративное противодействие человека другим людям.
114. Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга.
115. Ненависть – предельное инволюционное развитие чувствознания сущности в конкретной точке бытия.
116. Неофрейдизм – направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолевать биологизм психоанализа З. Фрейда и ввести основные его положения в социальный контекст.
117. Общая психология – теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие и фундаментальные психологические закономерности, принципы и методы психологии.
118. Объем восприятия – максимальное количество объектов, которые могут быть восприняты в течение короткой экспозиции, не допускающей движений глаз или пересчета предметов.
119. Озарение –внезапное, мгновенно возникающее и вневыводимое из прошлого опыта новое понимание, постижение существующих отношений, задач, проблем и структуры ситуации в целом, посредством чего достигается осмысленное решение проблемы.
120. Олигофрения – врожденное слабоумие.
121. Оно (Ид) – один из компонентов структуры личности в психоанализе. Представляет собой неосознаваемое человеком средоточие в нем инстинктивных побуждений (сексуальных либо агрессивных).
122. Онтогенез – процесс развития индивидуального организма, формирование психики индивида.
123. Ориентировочная основа действия – система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
124. Относительное движение (двигательный параллакс) – видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных влево, если голова движется влево (и наоборот).
125. Память генетическая – память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.
126. Паралингвистическая система (экстралингвистическая система) – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, самого темпа речи.
127. Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
128. Персонифицировать – относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с собой.
129. Перцептивный – относящийся к восприятию.
130. Перцепция – восприятие, непосредственное отражение действительности.
131. Поле сознания (Р.Ассаджоли) – это анализируемые чувства, мысли, побуждения; неоднородно и имеет фокус, периферию и границу, за которой начинается область неосознанного.
132. Потребность – исходная форма активности живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. Потребность – движение жизненной энергии, порождаемое имеющимися противоположностями. Это процесс, направляемый и регулируемый врождёнными установками личности и установками, вырабатываемыми в онтогенезе.
133. Проксемика – специальная область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
134. Психика – субъективный образ («картинка») внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и процессов, сознательных и бессознательных.
135. Психоанализ – 1) направление в психологии, разработанное З. Фрейдом; 2) совокупность способов выявления (в лечебных целях) особенностей переживания и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
136. Психогенетика – наука, изучающая наследственный характер психических и поведенческих реакций, их зависимость от генотипа.
137. Психология – наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.
138. Психология духовная –раздел психологии, изучающий становление субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.
139. Психосинтез –совокупность способов, направленных на развитие целостной и гармоничной личности; соединение сознательной и бессознательной частей психики человека, эго и высшего Я.
140. Психосоматические расстройства – болезни организма на психологической почве.
141. Психофизический параллелизм – одно из истолкований соотношения психического и физического (физиологического), согласно которому они неотделимы друг от друга, но не связаны причинностно.
142. Рай – состояние сознания, имеющее эволюционное направление развития.
143. Реакция – ответ организма на какой-либо раздражитель.
144. Релаксация – произвольное и непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
145. Реминисценция – самопроизвольное припоминание материала, который был когда-то воспринят, а потом забыт.
146. Репрезентация – представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление в целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое.
147. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
148. Ригидность – особенность мышления, проявляющаяся в неспособности отказаться от привычных способов деятельности.
149. Самоактуализация –стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, слияние с Самостью.
150. Самовнушение – процесс и результат внушения, направленного на самого себя, адресованный самому себе, когда субъект и объект внушающего воздействия совпадают.
151. Самонаблюдение – наблюдение человека за своим внешним поведением и за внутренним планом собственной психической жизни, что способствует осознанию самого себя.
152. Самосознание (по К.Юнгу) – сознание собственной целостности. Полный отчёт себе в том, зачем и для чего он делает тот или иной выбор.
153. Самость ( по К.Юнгу) представляет собой не только центр, но и всю окружность, она заключает в себе и сознание, и бессознательное; она является центром этого универсума, подобно тому, как эго являет собою центр сознания. Самость – это наша жизненная цель, которую мы называем индивидуальностью.
154. Сверх-Я (Супер-Эго) (в психоанализе) – один из компонентов структуры личности, система моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям, предъявленным к «Я» (Эго) субъекта.
155. Сенсопатия – нарушение восприятия.
156. Сенсорный (экстра-сенсорный ) – связанный с работой органов чувств.
157. Синтез (соединение, сочетание, составление) – процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.
158. Сознание – процесс вникания субъекта во внутренний психический опыт, обдумывание и запоминание его, оценивание его значения для своей жизни.
159. Соматический – телесный, относящийся к телу.
160. Социальная ингибиция – торможение интеллектуальных процессов у человека из-за присутствия других людей, под их невольным влиянием.
161. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психические характеристики поведения и деятельности людей, включенных в социальные общности (группы).
162. Структура – совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта, обеспечивающих его целостность.
163. Сублимация (в психоанализе) – один из механизмов психологической защиты, снимающей напряжение в ситуации конфликта путем переключения энергии на процесс творчества, «уход» в шутку, остроумие и т.п.
164. Схема мышления – система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при решении качественно новых проблем.
165. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью.
166. Тест – стандартная психологическая методика, предназначенная для количественных оценок психологических качеств и функций человека.
167. Типология – система классификации людей по типам с учетом связи между их физическими и психологическими особенностями или по типам личности.
168. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, обеспечивающая целенаправленный характер деятельности.
169. Ученик –состояние сознания эволюционирующей индивидуальности, стремящейся к изменению структуры своего мышления в процессе взаимодействия с сознаниями, соответствующими более высококвалифицированным сферам бытия.
170. Учитель – состояние сознания эволюционирующей индивидуальности, стремящейся к закреплению и упорядочению структуры своего мышления в процессе взаимодействия с сознаниями, соответствующими более низким вибрационным сферам бытия.
171. Фасцинация – совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющее действие фильтров «доверия» и «недоверия».
172. Центральная нервная система – часть нервной системы человека, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.
173. Человек – это личный переход от великой целостности, не осознающей себя, к великой целостности, осознающей свою множественность в единстве.
174. Эго (Я) – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду. Являясь посредником между Оно и реальностью, Эго призвано наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ.
175. Эзотерический – скрытый, тайный, предназначенный исключительно для посвящённых.
176. Эйфория – состояние чрезмерной веселости, обычно не имеющее объективных предпосылок.
177. Экдоморфный тип – морфологический тип, свойственный полным людям с преимущественным развитием внутренних органов, которые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.
178. Экзотерический – внешний, народный, не представляющий тайны.
179. Экспериментальная психология – общее обозначение различных исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
180. Экстраверсия (по К.Юнгу) – тип установки, для которой характерна концентрация интересов исключительно на объектах внешнего мира.
181. Эктоморфный тип – морфологический тип, свойственный худощавым и крупным людям со слабо развитой мускулатурой; этот тип соответствует «церебральному» темпераменту.
182. Эмпатия – постижение эмоциального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
183. Эффект Зейгарник – явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются незавершенные действия.
184. «Я» – понятие, используемое для обозначения личностного начала человеческой психики.
4. 2. Дидактические тесты
Контроль или проверка результатов обучения – обязательный компонент учебного процесса. Он имеет место на всех стадиях обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела или программы дисциплины в целом. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной дисциплине.
Являясь составной частью обучения, контроль несет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в ряде заданий в зависимости от вида контроля: текущего, рубежного или итогового. Полнота, всесторонность, объективность дидактического контроля обеспечиваются набором различных его методов: устного, письменного, практического и т.д. В последние годы все чаще в арсенал контроля входят дидактические тесты, т.е. набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его студентами.
Представленные в пособии тесты могут быть использованы как для текущего контроля по отдельным разделам дисциплины, так и для итогового контроля по всем разделам в ходе проведения зачетов и экзаменов. Все они относятся к тестам открытой формы.
Методически тестовые задания могут выполняться разными способами:
а) с помощью преподавателя, который может последовательно зачитывать вопросы и варианты ответов на них, а студенты выбирают один из них и письменно заносят в свою рабочую тетрадь;
б) студенты самостоятельно выбирают правильный ответ (обводя кружком соответствующую букву) на распечатанном для каждого студента тестовом заданий.
в) самостоятельно, если есть компьютерный вариант дидактических тестов, ключи правильных ответов, система перевода балов в отметку. Предлагаются следующие критерии оценок знаний:
более 90 % правильных ответов – «отлично»;
более 75 % правильных ответов – «хорошо»;
более 55 % правильных ответов – «удовлетворительно»;
менее 50 % правильных ответов – «неудовлетворительно» («незачтено»).