Традиционный подход к управлению

Включает несколько школ:

1. Школа научного управления (1885-1920). Основоположником этой школы является Тейлор. Менеджмент был признан научной дисциплиной, поэтому Тейлор считается основателем современного менеджмента. Тейлор сформулировал следующие принципы научного управления:

· Разработка оптимальных методов выполнения работы с учетом затрат времени, усилий и т.д. (научный подход к выполнению каждого элемента работы;

· Подбор обучения и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу (научный подход к подбору и обучению рабочих);

· Сотрудничество менеджеров с рабочими в области внедрения научной организации труда (кооперация с рабочими);

· Разделение ответственности за результаты работы между менеджерами и рабочими.

Важным вкладом школы научного управления является систематическое использование материального стимулирования с целью заинтересовать работников к повышению производительности труда.

2. Классическая или административная школа. (1920-1950). Основоположником является Файоль.

Вклад в теорию управления состоит в том, что он предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них функции: планирование, организация, координация, контроль и мотивация.

1. Планирование - это определение цели деятельности и средств, необходимых для их достижения, а также методов наиболее эффективных в конкретных условиях.

2. Организация – формирование структуры объекта, создание реальных условий для достижения запланированных целей.

3. Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.

4. Контроль – количественная и качественная оценка результатов работы.

5. Мотивация – побуждение работающих эффективно трудиться для достижения целей с помощью материального и морального стимулирования.

Файоль сформировал универсальные принципы: 1.Разделение труда. 2.Полномочия и ответственность. 3.Дисциплина. 4.Единоначалие. 5.Единство действий. 6.Подчинение личных интересов общим. 7.Вознаграждение персонала. 8.Централизация. 9.Скалярная цепь (цепь команд). 10.Порядок. 11.Справедливость. 12.Стабильность персонала. 13.Инициатива. 14.Корпоративный дух.

Следующим представителем этой школы был Макс Вебер – это немецкий юрист, социолог.

Макс Вебер: разработал теорию построения бюрократической организации. Основными элементами построения бюрократической организации являются: 1.Разделение труда. 2.иерархическая система распределения власти. 3.система правил и норм, определяющих права и обязанности работников. 4.Система правил поведения в конкретных ситуациях. 5.система письменных инструкций по действиям внутри организации.

3. Школа человеческих отношений (1913-1950).Основоположниками являются Фоллетт, Мэйо и Маслоу.

Известный теоретик менеджмента Фоллет впервые определила менеджмент как искусство добиваться результатов посредством действий других.Она считала, что для успешных взаимоотношений с рабочими менеджер должен быть лидером, признанным рабочими.

Элтон Мэйо – профессор школы бизнеса Гаварского университета в течение нескольких лет (20-30-е годы прошлого века) проводил так называемые хоуторнские исследования, задачей которых было определение влияния на производительность труда рабочих различных факторов, формирующих условия труда: освещенность, продолжительность перерывов и т.д.

Результаты исследований показали, что производительность труда не зависит от изменения различных факторов, а зависит от отношений в коллективе, а также от того в каких социальных условиях находится рабочий на работе и от отношений между рабочими и менеджерами.

Большой вклад в развитие школы человеческих отношений внес Маслоу, разработав теорию потребностей, в виде пирамиды, разделив на 5 групп.

Пирамида (сверху вниз): потребность самовыражения, пот-ть признания и самоутверждения, пот-ть принадлежности и причастности, пот-ть безопасности, физиологические пот-ти.

Согласно учению Маслоу, человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, поэтому управление должно осуществляться на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования.

4. Школа науки о поведении (1950 по настоящее время). Основоположником является Мак-Грегор.

Согласно теории Мак-Грегор существуют 2 типа управления х и у, отражающие 2 типа взглядов на сотрудников.

5. Школа науки управления (1950 по настоящее время) Количественный подход.

Представители этой школы использовали в теории управления такие количественные методики как исследование операций и построение моделей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: