Типы финансовой политики государства

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929—1933 гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.

В настоящее время к финансовой политике ученые относятся по-разному. Крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. По их мнению, финансовая политика является составной частью фискальной политики государства. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты понимают под финансовой политикой совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Теоретики марксизма придерживаются той точки зрения, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, и в первую очередь общественно-политическим строем страны.

Таким образом, отсутствует единая четкая трактовка финансо­вой политики как отдельного субъекта или единицы совокупного целого.

С развитием капиталистических отношений происходило изменение в понимании финансовой политики, методов ее осуществления и ее предназначения в конкретный временной период. Это вызвано различными требованиями. Например, во время Великой депрессии 1929—1933 гг. концепция А. Смита была неприменима.

При всем многообразии существующих подходов, используемых странами при разработке финансовой политики, сегодня выделяются три основных типа, представляющих практический интерес.

1. Финансовая политика, основанная на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823), называется классической.

Основоположник Адам Смит (1723—1790), вошедший в историю провозглашением своего знаменитого принципа «невидимой руки», суть которого заключалась в том, что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, «преследуя собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Данная политика предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов включала косвенные и имущественные налоги. Органом управления было министерство финансов.

Основные принципы А. Смита заключались в следующем:

• рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и предложения товаров и услуг.

• предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объеме;

• государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.

Следствием соблюдения этих принципов явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые в основном были направлены на военные цели, управление государственным долгом.

2. Во времена Великой депрессии 1929—1933 гг. была разработана регулирующая финансовая политика, в основу которой была положена экономическая теория. Дж. М Кейнса (1883—1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования го­сударством циклического развития экономики.

Основные положения его концепции:

• активная роль государства в экономике;

• финансирование государственных предприятий;

• создание новых рабочих мест;

• снижение уровня безработицы;

• оживление предпринимательской деятельности.

Эти финансовые механизмы приводили к увеличению государственных расходов, что вою очередь, вызывало дополнительный спрос на денежные средства.

Исходя из ее основных концепций, основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, в результате чего происходят рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Основным механизмом регулирования становятся подоходный налог, использующий прогрессивные ставки, а также государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

Стоит обратить внимание на то, что в условиях регулирующей политики основополагающими инструментами становятся подо­ходный налог и система государственного кредита. Посредством налогообложения обеспечивается изъятие доходов в виде сбережений, что способствовало сбалансированности государственного бюджета.

Практическую значимость кейнсианская финансовая политика продемонстрировала в 30—60-е годы XX века. Она способствовала достижению достаточно высоких темпов экономического роста, созданию новых рабочих мест.

3. В странах с административно-командной экономикой, например в СССР, применялась планово-директивная финансовая политика.

Основатель – В.И.Ленин (1870—1924). В своих трудах он разработал основные теоретические положения развития плановой экономики, а также принципы научного управления экономикой.

Основные положения развития плановой экономики следующие:

· активная роль государства в экономике;

· государственное централизованное распределение финансовых средств между отраслями, предприятиями;

· составление пятилетнего плана в рамках государства с разбивкой по годам;

· установление плановых показателей, для каждой отрасли, предприятия;

· государственный контроль за использованием денежных средств.

Такая политика базируется на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Контроль и регулирование денежных доходов населения осуществлялись при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.

Местные органы власти ограничивались в финансовых ресурсах за счет введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов — 10-15% за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы Великой Отечественной войны, в период восстановления народного хозяйства после войны.

В процессе выработки и претворения в жизнь финансовой политики обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Таким образом, можно сделать вывод, что совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Использование того или иного типа финансовой политики напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране — особенности и задачи конкретного этапа развития экономики страны, исторические и национальные особенности, интересы правящих партий, социальных групп населения. Рассмотрим особенности каждого типа финансовой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: