Тема 10. Страхование как финансовая категория и финансовый институт

Страхование отражает потребность людей в защите их имущества и личности (жизни, здоровья, трудоспособности) от неблагоприятных последствий. Данная потребность возникла у людей в древнейшие времена как их реакция на стихийные опасности, наносящие вред их жизни, ущерб имуществу.

Первоначально страхование было некоммерческим и осуществлялось через соглашения и организации, которые не предусматривали в качестве основной цели извлечение прибыли и распределения ее между участниками соглашения, организации. Некоммерческое страхование удовлетворяло потребности в защите имущественных и личных (физических) интересов участников соглашения, членов страховой организации от оговоренных опасностей за счет совместных усилий.

С XIV в. в странах Европы страхование постепенно превращается в коммерческое, т.е. оно начинает осуществляться организациями, преследующими в качестве основной цели извлечение прибыли, и распределение ее между учредителями. Страховая защита клиентов становится для коммерческого страхования производством услуги, которая, будучи проданной по законам рынка, становится товаром и приносит прибыль страховщикам.

Страхование осуществляется преимущественно в двух формах — обязательной и добровольной.

Участниками отношений на страховом рынке в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» являются:

страхователи — дееспособные физические (граждане) и правоспособные юридические (фирмы, организации, учреждения) лица, у которых возникает осознанная и обеспеченная деньгами потребность в страховой защите их имущества, личности (своей или третьих лиц) и гражданской ответственности перед третьими лицами и которые заключили со страховщиком договор страхования и оплатили его страховыми взносами. В этом качестве страхователи являются живыми носителями спроса на страховые услуги, их покупателями;

страховщики — только юридические лица, прошедшие государственную регистрацию и по специальной лицензии занимающиеся страхованием. Этой характеристике соответствуют страховые фирмы, способные производить услуги по страховой защите интересов физических или юридических лиц, связанных с их (или третьих лиц) имуществом, личностью, гражданской ответственностью, и предлагающие эти услуги за деньги на страховом рынке России;

страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Обычно страховыми агентами являются бюро брачных знакомств, туристические агентства, юридические консультации и нотариальные конторы, которые наряду с услугами основной деятельности предполагают оформить те или иные договоры страхования.

Основные вопросы темы:

1. Экономическая сущность и функции страхования

История страхового дела. Понятие страхования. Страховой риск. Страховой случай. Функции экономической категории страхования.

2. Страховой рынок и его участники

Субъекты и объекты страховых отношений. Характеристика страхового рынка в РФ. Обязательное и добровольное страхование. Договор страхования.

3. Виды страхования

Социальное страхование. Имущественное страхование. Виды имущественного страхования. Страхование ответственности. Понятие риска. Страхование предпринимательских рисков.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается социально-экономическое содержание страхования?

2. Какова роль страхования в системе финансов?

3. Каковы функции страхования?

4. Какие виды страхования Вы знаете?

5. В чем заключаются организационные и правовые основы страхования?

6. Каковы основные принципы функционирования страхового рынка?

7. Каково современное состояние страхования в РФ?

8. Как происходит страхование предпринимательских рисков?

9. В чем состоит специфика социального страхования?

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 11. Финансы коммерческих организаций

Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

Финансовые отношения предприятий охватывают:

• отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;

• отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;

• отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;

• отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;

• отношения с инвестиционными институтами (фонды, компании) по размещению инвестиций, приватизации и др.;

• отношения с филиалами и дочерними предприятиями;

• отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы, дивидендов и др.;

• отношения с акционерами (не членами трудового коллектива);

• отношения с налоговой службой по уплате налогов и других платежей;

• отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

Финансовые отношения предприятий строятся на следующих принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности:

1) принцип хозяйственной самостоятельности обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью получения прибыли;

2) принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов;

3) принцип материальной заинтересованности характеризуется тем, что основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли;

4) принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности;

5) принцип обеспечения финансовых резервов означает, что формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов связано с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском.

Основные вопросы темы:

1. Финансы в деятельности коммерческой организации

Понятие финансов коммерческих организаций. Принципы функционирования финансов коммерческих организаций. Виды финансовых отношений коммерческой организации. Источники финансовых ресурсов коммерческих организаций, их структура. Виды финансовых ресурсов коммерческих организаций, основные факторы их роста.

2. Формы предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации

Понятие юридического лица. Понятие коммерческой и некоммерческой организации. Формы коммерческих организаций. Финансы хозяйственных товариществ. Финансы хозяйственных обществ. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место финансы предприятий занимают в финансовой системе страны?

2. Дайте определение финансов хозяйствующих субъектов?

3. Назовите источники финансовых ресурсов коммерческих организаций.

4. За счет каких основных источников формируются собственные средства коммерческой организации?

5. Какие принципы деятельности коммерческих организаций Вы знаете?

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 12. Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации обычно создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и т.д.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

· коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

· общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Основным отличием некоммерческой организации является то, что ее главной целью не является извлечение прибыли.

Некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на основании сметы доходов и расходов. Данный документ составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Основные вопросы темы:

1. Понятие и сущность некоммерческой организации

Понятие некоммерческой организации. Цели создания некоммерческих организаций. Формы некоммерческих организаций. Управление некоммерческой организацией.

2. Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Направления использования финансовых ресурсов в зависимости от источника их образования. Понятие сметы доходов и расходов. Доходная часть сметы. Расходы по смете. Механизм планирования объема финансовых ресурсов и направлений их использования в некоммерческих организациях.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое некоммерческая организация? В чем отличие некоммерческой организации от коммерческой?

2. Какие цели деятельности может указывать некоммерческая организация в своих учредительных документах?

3. Может ли некоммерческая организация заниматься предпринимательской деятельностью?

4. Каков порядок государственной регистрации некоммерческой организации?

5. Какая некоммерческая организация является фондом?

6. Что такое учреждение и для каких целей оно создается?

7. Для каких целей создаются ассоциации (союзы)?

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 13. Финансы индивидуальных предпринимателей

Финансы индивидуальных предпринимателей — это особое звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель вступает в финансовые отношения с государством, страховыми организациями, другими индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями, наемными работниками, инвесторами и совладельцами, а также участвует во внутрихозяйственных отношениях при формировании и использовании финансовых ресурсов самого хозяйства. Особенностью финансовых отношений индивидуального предпринимателя является их тесная связь с формированием и использованием семейного бюджета предпринимателя.

Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. При этом на граждан, осуществляющих эту деятельность, распространяются нормы гражданского права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из правовых актов. Поэтому финансы индивидуальных предпринимателей во многом схожи с финансами коммерческих организаций.

Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их деятельности, налогов и штрафных санкций за нарушение действующего законодательства.

Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать, с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.

Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса.

Страхование индивидуальных предпринимателей осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства могут полностью или частично компенсировать страховым организациям недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Кроме того, в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого бизнеса финансируются мероприятия по инфраструктурному обеспечению малого бизнеса: адресной финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей, консультационному обслуживанию и обучению предпринимателей, оказанию им широкого спектра услуг (прогнозно-аналитических, технологических и т.п.).

Основные вопросы темы:

1. Понятие финансов индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель. Сферы частного предпринимательства. Финансы индивидуальных предпринимателей.

2. Источники формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей.

Понятие финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей. Источники финансовых ресурсов предпринимателей. Направления использования финансовых ресурсов и индивидуальных предпринимателей.

3. Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей.

Поддержка индивидуальных предпринимателей. Особенности налогообложения ИП. Понятие, содержание и особенности финансов кредитных организаций. Принципы организации финансов кредитных организаций. Особенности организации и функционирования финансов Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие источники формирования финансов ИП Вы знаете?

2. В чем состоит государственная поддержка индивидуальных предпринимателей?

3. В чем особенности организации и функционирования финансов Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 14. Государственные и муниципальные финансы

В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней иерархии государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Возможны две трактовки понятия «государственные финансы».

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.

Во-вторых (второе значение понятия), под государственными финансами может пониматься совокупность элементов - финансовых институтов, их связей и алгоритмов взаимодействия в рамках сложной системы, обеспечивающих достижение поставленных целей на заданном множестве условий.

Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

• единства законодательной и нормативной базы;

• открытости и прозрачности;

• разграничения полномочий и предметов ведения;

• целевой ориентированности;

• научного подхода к реализации намеченных целей;

• экономичности и рациональности;

• управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях.

Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Подтверждением этому служит мировая практика, где высококонкурентная среда со значительными элементами планового начала, олицетворяемая государством, соседствует с частнокапиталистическим предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти.

Основные вопросы темы:

1. Понятие государственных финансов.

Экономическое содержание понятий государственные финансы. Роль государственных финансов в решении социально-экономических задач общества. Финансы федеральных и региональных органов власти. Местные финансы, их содержание и назначение.

2. Государственные и муниципальные финансы.

Понятие государственных и муниципальных финансов. Функции государственных и муниципальных финансов. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота. Принципы государственных и муниципальных финансов. Состав и структура доходов государства и их классификация. Источники формирования государственных доходов.

3. Государственное регулирование финансов.

Государственное регулирование финансов на макроуровне. Государственное регулирование финансов на микроуровне. Финансовая концепция. Монетаризм. Рестриктивная политика. Экспансионистская финансовая политика. Политика экономического роста.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается роль государственных финансов в решении социально-экономических задач общества?

2. Государственные и муниципальные финансы.

3. Какие доходы государства существуют?

4. В чем особенности рестриктивной политики?

5. В чем особенности экспансионистской финансовой политики?

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 15. Государственный бюджет

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода между предприятиями, отраслями экономики, регионами. Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны, т.е. бюджеты, например, субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты — в федеральный бюджет.

Консолидированный бюджет — это федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федераций (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федераций. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

С экономической точки зрения выделяют следующие группы расходов:

1. Капитальные расходы — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную иинвестиционную деятельность, включая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

2. Текущие расходы — часть расходов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях специфических для каждой страны, бюджетный дефицит вполне допустим.

В зависимости от соотношения, сложившегося между доходами и расходами бюджета, различают:

а) сбалансированные бюджеты (доходы равны расходам);

б) несбалансированные бюджеты:

• дефицитные (расходы больше доходов);

• профицитные (доходы больше расходов).

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:

1. Сокращение бюджетных расходов.

2. Изыскание источников дополнительных доходов.

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег.

4. Государственные займы.

Таким образом, можно сделать вывод, что для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.

Основные вопросы темы:

1. Экономическая сущность бюджета.

Понятие государственного бюджета. Роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. Понятия и определения Бюджетного кодекса.

2. Доходы и расходы бюджета.

Понятие доходов бюджета. Классификация доходов. Налоговые доходы. Виды налогов. Понятие расходов. Виды расходов. Расходы федерального бюджета. Расходы бюджетов субъектов РФ. Расходы местных бюджетов.

3.Понятие бюджетного дефицита.

Понятие сбалансированного бюджета. Понятие несбалансированного бюджета. Первичный и общий бюджетный дефицит. Структурный и циклический дефицит бюджета. Способы решения проблемы бюджетного дефицита.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое бюджет?

2. Какова роль бюджета в развитии общества?

3. Какова классификация доходов бюджета?

4. Назовите виды налогов.

5. Расходы бюджета.

6. Что понимают под бюджетным дефицитом?

7. Каковы способы решения проблемы бюджетного дефицита?

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 16. Бюджетная система страны

Неотъемлемым звеном финансовой системы государства явля­ется его бюджет, т.е. роспись денежных доходов и расходов на определенный срок, — это денежный фонд для решения общего­сударственных задач.

В любой стране ее бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы. Она объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджетная система страны представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом.

Общая структура бюджета включает:

а) по направлениям

• доходную часть;

• расходную часть;

б) по уровням управления

• федеральный бюджет;

• бюджеты субъектов Федерации;

• местные (муниципальные) бюджеты.

Бюджетное устройство — принципы организации и построения бюджетной системы. Организация бюджетной системы определяется формой государственного и административного устройства страны. По степени распределения властных полномочий между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) результативности, эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости), подразумевающего;

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджетов;

13) единства кассы.

Основные вопросы темы:

1. Бюджетная система страны, модели ее построения.

Понятие бюджетной системы. Структура бюджетной системы. Звенья бюджетной системы России. Субъекты бюджетных правоотношений. Бюджетная классификация. Принципы построения бюджетной системы.

2. Понятие бюджетного устройства.

Бюджетное устройство. Унитарное государство. Федеративное (объединенное, союзное) государство. Конфедеративное государство.

3. Бюджетный процесс.

Понятие бюджетного процесса. Бюджетный период. Финансовый год. Участники бюджетного процесса. Этапы бюджетного процесса. Получатели бюджетных средств. Бюджетная роспись.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура бюджетной системы?

2. В чем выражается особенность бюджетного регулирования в процессе взаимоотношений между местными бюджетами и другими уровнями бюджетов?

3. Каковы принципы построения бюджетной системы?

4. Понятие бюджетного устройства.

5. Назовите этапы бюджетного процесса.

6. что понимают под бюджетной росписью?

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 17. Внебюджетные фонды

Впервые внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. С расширением своих функций государство нуждалось во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

При укреплении централизованного государственного аппарата власти начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.

Внебюджетные фонды — это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

В соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включаются:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Основные вопросы темы:

1. Внебюджетные фонды, их специфические признаки.

История возникновения внебюджетных фондов. Понятие внебюджетных фондов. Классификация внебюджетных фондов. Задачи внебюджетных фондов.

2.Пенсионный фонд.

Задачи пенсионного фонда. Источники формирования и направления использования средств пенсионного фонда. Пенсионная реформа. Понятие трудовой пенсии. Виды пенсий. Негосударственные пенсионные фонды. Пенсионные фонды как профессиональные участники рынка ценных бумаг.

3.Фонд социального страхования.

История создания фонда социального страхования. Основные задачи фонда. Страховые тарифы. Источники формирования фонда. Основные направления использования средств фонда социального страхования. Коммерческая деятельность фонда социального страхования.

4. Фонд обязательного медицинского страхования.

История создания фонда обязательного медицинского страхования. Понятие медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования. Источники формирования средств фонда. Направления использования средств фондов обязательного медицинского страхования.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели создания внебюджетных фондов?

2. Назовите основные этапы реформирования пенсионной системы РФ.

3. Назовите источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ.

4. Назовите источники формирования средств Фонда социального страхования РФ.

5. Какие средства могут быть переданы в профессиональное управление из Пенсионного фонда РФ?

6. Назовите источники формирования средств фонда обязательного медицинского страхования.

7. Каковы направления использования средств фондов обязательного медицинского страхования?

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 18. Государственный и муниципальный кредит

Государственный и муниципальный кредит — это денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Заимствования государства или муниципальных образований — это займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства государства или органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займа другими заемщиками.

Займы призваны решать следующие задачи:

1. Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.

2. Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.

3. Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг).

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Государственный долг также подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг является суммой выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей — обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, особенно внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом не только определяет экономическую; независимость страны, но и обеспечивает сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

Управление государственным долгом предполагает контроль за двумя важнейшими показателями величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП(или в экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста. Простая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет больше возможностей выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Основные вопросы темы:

1. Сущность и назначение государственного и муниципального кредита.

Понятие государственного и муниципального кредита. Особенность финансовых отношений по поводу формирования государственного кредита. Функции государственного кредита.

2. Государственные займы, их классификация.

Объективная необходимость государственных заимствований. Классификация государственных займов.

3. Понятие государственного долга и управление им.

Понятие государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг. Капитальный и текущий государственный долг. Обслуживание государственного долга. Управление государственным долгом. Общая характеристика мероприятий в области управления долгом. Методы управления внутренним и внешним долгом.

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.

Тема 19. Роль финансов в развитии международного сотрудничества

Международные финансовые отношения отражают ключевые проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически взаимосвязано и взаимообусловлено.

По мере интернационализации хозяйственных связей неизмеримо возрастают потоки товаров, услуги капитала из одной страны в другую. Движение капитала выступает в форме мировых финансовых потоков, которые опосредуют движение товаров и услуг между конкурирующими субъектами глобального рынка. Кроме того они показывают состояние конъюнктуры на мировом финансовом и товарных рынках и служат ориентиром для принятия решений руководителями государств и корпораций.

Движение мировых финансовых (денежных) потоков происходит по следующим направлениям:

1. перераспределение части стоимости ВНП через бюджетный фонд в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации;

2. прямые иностранные инвестиции в основной и оборотный капитал конкретной страны;

3. операции с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами;

4. валютные операции;

5. операции на мировом рынке золота и драгоценных металлов;

6. валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг и др.

Таким образом, мировые финансы выражают систему денежных отношений, устанавливаемых государством при перераспределении стоимости совокупного валового продукта для выполнения своих функций, закрепленных в международном (публичном) и частном праве.

Объективная основа развития мирового финансового рынка – кругооборот функционирующего капитала: в одних сферах мирового хозяйства происходит высвобождение денежных ресурсов, в других - возникает потребность в них. Поэтому перераспределительные процессы в мировом хозяйстве происходят с помощью международных финансов.

Международные финансово-кредитные организации-институты созданы на основе многосторонних соглашений для регулирования международных экономических отношений, включая финансовые, кредитные и валютные отношения.

В состав таких организаций входят:

1. Международный валютный фонд (МВФ);

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

3. Банк для международных расчетов (БМР);

4. Всемирная торговая организация (ВТО);

5. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

6. Международная ассоциация развития (MAP) и др.

Основные вопросы темы:

1. Международные финансы как продукт мирохозяйственных связей.

Понятие международных финансовых отношений. Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Финансы и глобализация экономики.

2. Международные финансовые и кредитные институты.

Цели создания международных финансовых институтов. Международный валютный фонд (МВФ). Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Банк для международных расчетов (БМР). Всемирная торговая организация (ВТО). Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Международная ассоциация развития (MAP).

3. Валютный рынок.

Понятие валютного рынка. Операции, проводимые на валютном рынке. Понятие валютного курса. Факторы стабильности валютного курса. Валютная политика Банка России. Причины колебания валютного курса.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается понятие мировых финансов?

2. Какова роль финансов в развитии международного сотрудничества?

3. Назовите цели создания международных финансовых институтов.

4. Какие международные финансовые организации Вы знаете?

5. Какая валюта считается конвертируемой?

6. Что такое валютный курс?

7. Назовите основные этапы развития мировой валютной системы.

8. Какова роль золота в развитии мировой валютной системы?

9. Каким образом валютный курс рубля влияет на платежный баланс страны?

10.Каким образом валютный курс рубля влияет на экономику страны?

Основная литература:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

Дополнительная литература:

1. Архипов А.И. - под ред. Финансы. Электронный учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 416 с.

3. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.

4. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

5. Миляков Н.В. Финансы:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 462 с.

7. Чередникова А.О., Романова М.П. Финансы:Учебное пособие по дисциплине. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2011. - 247 с.


ТЕСТЫ

1. Внешним фактором, определяющим структуру денежного капитала на предприятии, является…

-рентабельность деятельности предприятия

-состояние российских и зарубежных рынков капитала

-открытость информации на предприятии

-взаимоотношения между собственниками и менеджерами

2. Для регулирующего финансового механизма характерно, что...

-государство принимает прямое непосредственное участие

-каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие налоги платить

-вся система отношений детально разрабатывается государством

-государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники

3. Источником внутренних ресурсов предприятия, направляемым на финансирование инвестиций, является (являются)…

-выручка от реализации продукции

-дебиторская задолженность

-оборотные средства

-прибыль

4. К государственным финансовым ресурсам, полученным в порядке перераспределения, относятся…

-государственные кредиты

-доходы от деятельности государственных унитарных предприятий

- налоги

-доходы, полученные за счет эмиссии ценных бумаг

5. При реализации дисконтной и ломбардной политики Центральный Банк осуществляет регулирование…

- потоков наличных денег

-безналичных расчетов банковских клиентов

-ликвидности кредитных организаций

-рентабельности финансовых учреждений

6. Пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территории – это…

- диагональное распределение

- горизонтальное выравнивание

-вертикальное выравнивание

- контурное распределение

7. Система обязательных контрольных действий по документальной проверке законности, целесообразности и эффективности совершаемых в проверяемом периоде финансово- хозяйственных операций - это…

-проверка

-ревизия

-надзор

-обследование

8. Совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства, называется …

-финансовой системой

-финансовой политикой

-финансовыми ресурсами

-финансами

9. Способ финансового планирования, предполагающий разработку нескольких вариантов плановых расчетов для того, чтобы выбрать из них наиболее соответствующий определенным критериям отбора, называется…

-способом оптимизации плановых решений

-расчетно-аналитическим

-балансовым

-нормативным

10. Финансовая система в РФ является…

-трехуровневой

-четырехуровневой

-одноуровневой

-двухуровневой

11. В настоящее время в Российской Федерации функционируют государственные внебюджетные фонды __________ направленности.

-экологической

-экономической

-социальной

-инновационной

12. В результате вторичного распределения национального дохода образуются…

-доходы предприятий сферы материального производства

-доходы фермеров, крестьян

-доходы учреждений образования

-доходы в виде заработной платы рабочих материального производства

13. В состав территориальных финансов РФ входит…

- территориальный фонд обязательного медицинского страхования

-пенсионный фонд

-фонд социального страхования

-фонд занятости

14. Разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере называется …

финансово-бюджетным федерализмом

-бюджетной классификацией

- бюджетной системой

- бюджетным правом

15. Через проверку действующих потребностей и возможностей бюджетополучателей проявляется ________________ функция бюджета.

-контрольная

-стимулирующая

-социальная

-накопительная

16.В ___________ форме кредит непосредственно выдается заемщику без опосредствующих звеньев.

-скрытой

-явной

-косвенной

-прямой

17. Внешним источником финансирования деятельности предприятия является…

-резервный капитал

-амортизация

-добавочный капитал

-заемный капитал

18. Субъектами финансовых отношений выступают…

-хозяйствующие субъекты определенных форм собственности

-государство, предприятия, население

-только домашние хозяйства

-только государство и хозяйствующие субъекты

19. Формой государственного кредита, при которой привлечение средств происходит путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, называется...

-государственное финансирование

-государственный займ

-самофинансирование

-выдача гарантий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: