В. И. Ленин

Материя есть философская категория для обозначения объек­тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ко­торая копируется, фотографируется, отображается нашими ощу­щениями, существуя независимо от них.

<... > Говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение дово­дов модной реакционной философии. Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материа­лизма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в филосо­фии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его? Вопрос о том, принять или отвергнуть поня­тие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания, вопрос, который ставился и обсуждался с самого начала философии, воп­рос, который может быть переряжен на тысячи ладов клоунами-профессорами, но который не может устареть, как не может ус­тареть вопрос о том, является ли источником человеческого по­знания зрение и осязание, слух и обоняние. Считать наши ощу­щения образами внешнего мира – признавать объективную ис­тину – стоять на точке зрения материалистической теории по­знания, – это одно и то же.

Ленин В. И. Полн. собр. соч. – М., 1965-1975. – Т. 18. – С. 131–132.

Студент должен усвоить, что категория материи у Ленина составляет итог философского и естественно-научного развития учения о бытии. В свое определение Ленин включил только одно свойство материи – быть объективной реальностью, существовать независимо от органов чувств и сознания. Таким образом, философское определение материи никогда не устареет в смысле своего соответствия новым открытиям науки. Такое определение материи возникает из факта доверия нашим органам чувств и является положительным решением вопроса о познаваемости мира. Противоположность материи – сознание, определяется здесь как высшая форма отражения, присущего материи изначально. Итак, диалектический материализм стоит на позиции признания объективной реальности и способности наших чувств отражать ее в субъективных образах, в виде объективной истины. Это составляет также, по Ленину, материалистическую теорию познания, не противоречащую ни науке, ни здравому смыслу.

Контрольные вопросы

1. Что означает философская категория материи? Каков смысл понятия «объективное» в философии?

2. Что такое объективная истина?

3. Каково соотношение материалистической диалектики и здравого смысла?

4. Как можно определить ощущение в диалектическом материализме?

Домашнее задание

1. Составьте реферат по теме «Борьба материализма и идеализма в истории философии».

2. Сформулируйте основные проблемы, затронутые в данном фрагменте.

3. Обоснуйте положение материалистической теории познания об объективной истине и природе ощущений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: