Раздел 2. Проблемы бытия

Бытие и небытие

Парменид

Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удается),

Ни изъяснить...

Ибо мыслить – то же, что быть...

Можно лишь говорить и мыслить, что есть; бытие ведь

Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.

То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает,

Ибо без бытия, о котором ее изрекают,

Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого

Сверх бытия ничего: судьба его приковала

Быть целокупным, недвижным.

Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. – М., 1989. – С. 296, 297.

Студенту должно быть ясно, что впервые в европейской философии онтологическая структура мира была выражена в понятии бытия у Парменида. Он впервые создал философское понятие бытия. Бытие есть, оно едино и вечно, неподвижно и не изменяется в отличие от предметов чувственно постигаемого мира. Парменид стал впервые доказывать положения своей философии: бытие есть, а небытия нет, потому что его нельзя ни познать, ни в слове выразить. Бытие в отличие от небытия познаваемо. Мысль о предмете тождественна самому предмету. Таким образом, онтология как философское учение о бытии уже у Парменида в ранней греческой философии оперирует понятием объективной, внешней по отношению к человеку и миру и в этом смысле абсолютной структурой.

Контрольные вопросы

1. Почему бытие есть, а небытия нет?

2. Каковы характеристики бытия?

3. Почему мышление тождественно бытию?

Домашнее задание

1. Составьте реферат по теме «Понятие бытия в философии элеатов».

2. Сформулируйте основные проблемы, затронутые в этом фрагменте.

3. Определите связь понятия бытия в философии Парменида с последующей традицией в западно-европейской философии.

Платон

Поэтому и всеприемлющая материя, чтобы полностью вместить виды, должна быть субстратом, совершенно их лишенным, не имеющим – ради восприятия видов – ни качества, ни вида. Как таковая, она не может быть ни телом, ни бестелесным, но – телом в возможности, в том смысле, в каком медь называется статуей в возможности, раз с принятием вида она будет статуей.

Идея у бога есть его мышленье, для нас она – первое умопостигаемое, в материи – мера, для чувственного космоса – образец, в себе – сущность. Вообще все возникающее по замыслу должно возникать в соответствии с чем-либо: до него (как в случае возникновения чего одного от другого, например, от меня – моего отражения) должен существовать образец. И хотя не для всего есть внешний образец, любой ремесленник всегда придерживается образца в себе самом, а его форму воспроизводит в материи.

В существовании идей можно убедиться и так. Ум ли, бог или вообще нечто мыслящее, – оно должно иметь мысли, причем мысли вечные и неизменные; а раз так – существуют идеи. В самом деле, раз материя по своему собственному смыслу лишена меры, она должна столкнуться с чем-то иным, лучшим, нематериальным, с мерами; но первое – верно; следовательно, верно и второе. А раз так, значит, идеи суть некие бестелесные меры. Кроме того, если этот космос таков не самопроизвольно, т. е. если он возник не только «из чего», но и «из кого», более того – «в уподобление чему», значит, то, в уподобление чему он возник, если иное, нежели идея? Итак, идеи должны существовать.

Если бог – тело, значит, он материальный, т. е. он вода, или земля, или воздух, или что-нибудь в таком роде. Но все такое не первоначально. Кроме того, если он будет материален, он окажется после материи. Поскольку это нелепо, нужно признать, что он бестелесен. Будь он телом, он был бы подвержен уничтожению, возникновению и переменам; но все это нелепо по отношению к нему.

Платон. Альбин // Платон. Диалоги. – М., 1986. – С. 447, 448, 450.

Студент должен усвоить основную категорию объективного идеализма Платона – категорию идеи, которая тесно связана с категориями мышления и бытия. Слово «идея» обладает значением образца, вида. Именно как виды идеи затем помещаются в бесформенную материю, придавая ей тем самым вид или качество. Идеи как образцы для возникновения чего-то предшествуют вещам. Идеи являются нашими мыслями как нечто первое, вечное и неизменное. Идеи противопоставляются телесному миру как нечто бестелесное, как мера, они предшествуют ему. Идеям уподобляется даже космос. Итак, суть объективного идеализма Платона выражается в абсолютном идеальном бытии идей как первых сущностей, по образцу и подобию которых сотворен мир материальных вещей. Материя при этом косная и бескачественная. Обратите внимание, что для Платона идеи просто лучше телесного.

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение материи и вида (идеи)?

2. Каково соотношение чувственного мира и образцов (идей)?

3. Как Платон доказывает первоначальность идеи по сравнению с материей, вещами?

4. Как Платон обосновывает свой философский идеализм посредством введения понятия Бога?

Домашнее задание

1. Составьте жизнеописание Платона.

2. Покажите, какое развитие в европейской философии получили представления Платона об идеях.

3. Составьте тест из трех утверждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: