double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента.

М.Х. Мексон, М.Альберт, Ф.Хедоури.

Основы менеджмента

Тема «организация» является центральной для каждой дисциплины менеджмента, для каждой специальности. В данном пособии дается план и опорный конспект лекций при изучении данной темы в курсе «Менеджмент» для студентов неэкономических специальностей.

При изучении дисциплины «Менеджмент» студент должен обладать базовыми знаниями по следующим, ранее изученным предметам: «Обществознание», «Экономика», «Отечественная история», «Социология».

В данном пособии автор большое внимание уделяет контролю и закреплению полученных знаний, включено много практических заданий, позволяющих студентам развить свое образное мышление. Большинство заданий делается в группах, таким образом, на практике отрабатывается еще одна тема курса «Методы принятия управленческих решений».

Курс экономики является базовым для менеджмента, поэтому студенты изучали его ранее. В курсе экономика рассматривали термин предприятие (фирма) в системе рыночных отношений.

В менеджменте центральным звеном является организация.

В чем разница между этими значениями?

В соответствии с ГК РФ, ст.132. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. 2. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, предприятие представляет собой единый комплекс, включающий следующие составляющие: имущество (здание, оборудование, инвентарь, товарно-материальные запасы), экономику (взаимоотношения с поставщиками ресурсов, покупателями готовой продукции, эффективность работы предприятия), социальный аспект работы (трудовой коллектив, взаимоотношения с трудовым коллективом, профсоюзами). [1]
Свой имущественный комплекс предприятие использует для осуществления хозяйственной деятельности, получения прибыли, достижению поставленных ранее целей.

Теперь разберемся с термином организация.

Организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. В менеджменте рассматриваются организации, являющиеся юридическими лицами (см. признаки юридического лица из курса экономики.)

Вывод – при изучении менеджмента понятия «организация» и «предприятие» взаимозаменяемые. При изучении организации в менеджменте более подробно рассматривается социальные аспекты взаимодействия людей.

При изучении данной темы студент должен

Знать

-формулировки основных терминов темы.

-принципы классификации организаций

-факторы внешней и внутренней среды организации

-сущность организационного планирования, его этапы

- принципы установления целей организации

- требования к миссии и видению организации

- принципы построения дерева целей

- все виды организационных структур.

- принципы построения команды

- методы принятия коллективных управленческих решений.

Уметь

- применять знания, полученные ранее при изучении других дисциплин, в данной теме

- объяснить разницу между понятиями предприятие, организация, учреждение.

- своевременно выявлять изменения во внутренней и внешней среде организации

- определять, какая организация является коммерческой, а какая – нет.

-объяснить, зачем организации формировать миссию и видение

- определять разницу между линейными и функциональными связями

- выбрать необходимую организационную структуру для конкретной организации

- создать команду и работать в команде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: