От лицедейства — к стукачеству

В чем не откажешь нашему расколу, так это в умении манипулировать сознанием верующих. Весьма занимательная история, как УПЦ-КП утверждала себя в Украине. Действительно, если УАПЦ имела хоть недавние, но исторические корни, то филаретовцы основали свою церковь на полном плагиате идей УАПЦ. Они даже поначалу руководствовались ее уставом и именовали себя УАПЦ — Киевский патриархат. Конечно, название грешило ужасной тавтологией, поскольку УАПЦ тоже являлось отнюдь не китайским, а Киевским патриархатом, и Мстислав носил титул патриарха Киевского.

Замечательной находкой (в смысле политической интриги) следует признать исчезновение (никто не припомнит когда) из аббревиатуры (УАПЦ-КП) буквы «А». Этим филаретовцы убили сразу нескольких зайцев. Во-первых, являясь совершенно идентичной по своим идеям УАПЦ организацией, УПЦ-КП избавилась от непонятного народу и сто раз заклейменного Филаретом слова «автокефалия». Во-вторых, страшный удар был нанесен по УАПЦ: ведь смысл этой разбросанной по миру и возрождаемой в Украине церкви как раз и состоял в создании независимого Киевского патриархата. А он, пожалуйста, уже и создан! Причем не изгнанником, а гонителем! Недаром Мстислав требовал привлечь к уголовной ответственности организаторов УПЦ-КП.

В-третьих, и в главных, этим названием определялась конфронтационная оппозиция к исторической церкви Украины — УПЦ. В стране как бы появились две равнозначные украинские православные церкви: одна — Киевский патриархат (своя, национальная), а вторая — Московский патриархат (чужая), так как УПЦ имела статус автономной, а не автокефальной церкви.

Разумеется, свой истинный, а не мифологический статус филаретовцы предпочитали не афишировать. А он был определен Вселенским патриархом Варфоломеем I и высказан посланцу Л. Кравчука, бывшему вице-премьеру Н. Жулинскому: «Такой институции, как УПЦ — Киевский патриархат, в Православии не существует, а Филарета никто не считает архиереем». Это «неканоническая группировка» того же Московского Патриархата, воглавляемая расстриженным за преступление перед церковью монахом. Даже когда Украинская Православная Церковь станет автокефальной, филаретовцы все равно останутся неканонической группировкой, только уже канонического Киевского патриархата.

Одна из главных целей раскола в Украине заключалась в том, чтобы подменить сугубо церковные характеристики религиозной организации (благодатная — неблагодатная, каноническая — не каноническая, ведущая к спасению — ведущая к гибели и т. д.) внецерковными, политическими (наша — не наша, украинская — московская и т. д.). Даже возник термин «московское православие», хотя никто не может объяснить, чем же оно отличается от житомирского или хмельницкого. Беда, правда, заключается в том, что УПЦ никогда себя Московским Патриархатом не именовала, а потому надо было каким-то образом зафиксировать оппозицию по линии «наша — не наша» в сознании верующих. Эту проблему Филарет легко разрешил при помощи контролируемых им газет и телевидения, которые даже в официальной информации стали именовать Православную Церковь Украины — УПЦ-МП, а филаретовцев — УПЦ-КП.

И тут филаретовцы тоже удачно воспользовались политической конъюнктурой. Сложные взаимоотношения правящих кланов Украины и России привели к тому, что положительные или даже благожелательные репортажи по национальному телевидению о политике Москвы стали чрезвычайно редкими. Напротив, Москва — вечная угроза независимости, территориальной целостности и т. д. При таких обстоятельствах всякое упоминание о «Московской Церкви в Украине» действовало на политиков-радикалов, как красная тряпка на быка. Недаром большая их часть — от боевиков и до номенклатурной интеллигенции — группируется вокруг Филарета.

Ведь по какой, собственно, схеме филаретовцы захватывали православные храмы? К городской или сельской церкви подъезжали филаретовские нардепы, казачки или унсовцы, собирали «вече — и обращались к миру: «Вы за какую церковь? За нашу или московскую?» Люди, разумеется, были в недоумении, поскольку полагали, что церковь, в которую ходили деды-прадеды, всегда была «нашей». Они за нее и голосовали. Тут же боевики разгоняли старую «двадцатку», выволакивали из церкви «московского» священника, на место которого водворяли филаретовца.

Правда, очень часто прихожане грудью вставали на защиту своего пастыря и в схватках доставалось и боевикам, и нардепам. Вопреки распространяемым филаретовцами мнениям, верующие твердо стоят за свою каноническую Православную Церковь. УПЦ — это отнюдь не удел русскоязычных или русифицированных регионов, крупнейшие епархии православия Украины как раз находятся в тех областях, где сохранились глубокие религиозные традиции — на западе и в центре Украины: общин УПЦ, скажем, в Винницкой области — 590, в Хмельницкой — 576, в Волынской — 475, Закарпатской — 473, Ровенской — 434 (в то время как, например, в Донецкой — 189, Запорожской — 119, Харьковской — 154).

В продолжение своей политики на разделение православия и народа УПЦ-КП, единственная из 65 религиозных организаций Украины, использует державный флаг страны как свой. Под государственными стягами филаретовцы штурмуют храмы, ими они бьют милицию, как это было на похоронах Владимира (Романюка). Всякое столкновение УПЦ-КП с правоохранительными органами заканчивается моральным поражением последних: филаретовское телевидение настойчиво показывает кадры, где разъяренные омоновцы вырывают и топчут не что-нибудь, а государственный флаг. Зритель цепенеет от ужаса, а Филарет лишний раз доказывает, что кто против него, тот против независимости Украинской державы.

Этим же и объясняется и настойчивое желание раскольников расправиться со своими оппонентами при помощи державы, именем державы, вместе с державой. Обвинение Украинской Православной Церкви в антиукраинской, антигосударственной деятельности является едва ли не общим местом всех выступлений защитников и глашатаев УПЦ-КП. Желание использовать государство как аппарат насилия в борьбе со своими идеологическими оппонентами такое же древнее, как этот мир. Еще иудейские старейшины настучали Пилату об антигосударственной, антиримской деятельности Христа и руками римских легионеров расправились со своим противником. Ныне захлестнувшее Украину доносительство приняло характер эпидемии.

Профиларетовские организации — УНСО, казачки Мулявы, «Просвіта» и т. д. столь яростно стали отбирать хлеб у СБУ, разоблачая Украинскую Православную Церковь, что председатель Службы безопасности Украины В. Радченко вынужден был публично заявить: его ведомство не располагает фактами причастности ни одной из украинских церквей к антигосударственной деятельности. Эх, не то нынче СБУ! Вот когда в нем состоял «товарищ Антонов», он же Филарет, факты об антигосударственной и антисоветской деятельности религиозных организаций и отдельных священников и общин находились всегда!

Говорят, психология сексота состоит в том, что ежели раз донесешь — будет тянуть всю жизнь. Сегодня от поэтов, депутатов, журналистов уже никто не требует стучать почаще и погромче. Нет же, натура пуще неволи. Доносительством занимаются уже на общественных началах.

В 1996 году в Тернополе состоялась некая «международная, научная» конференция: «Почаевский монастырь в контексте истории и духовной жизни народа». Это собрание приняло обращение к Президенту Украины, в котором указывалось, что православная святыня, оказывается, на самом деле «в годы царизма ни разу не встала на защиту украинства», и такой же оставалась в годы освободительного движения, как и во времена сталинизма и фашизма. Находясь ныне в структуре УПЦ (Московского Патриархата!), продолжает ту же линию. Как раньше она не выполняла распоряжения и «универсалы» правительства, так и ныне не празднует национальных праздников, в том числе и дня рождения Т. Шевченко. Словом, монахи в ОУН не участвовали, в коммунистов не стреляли и с крестным ходом на шевченковские торжества не выходили. А потому от Президента Украины как гаранта Конституции требуется защитить украинский народ от «святых отцов» монастыря, которые духовно унижают украинский народ. Читаешь — и не веришь своим глазам. Готовая передовица «Правды» 30-х годов. Ежов и Берия прослезились бы от умиления. С такими помощниками можно полстраны отправить в казематы с чистой совестью!

Подобными форумами нас не перестают радовать и филаретовцы столицы. После крестного хода насельников Лавры к Президенту Украины они не преминули организовать собрание, в котором заклеймили православную Лавру антигосударственным «гадюшником» и т. д.

Недавно в Киеве состоялся съезд Союза писателей Киевского патриархата, как охарактеризовали его злоязычные литераторы. В президиуме съезда — Филарет. Надо же, ни дать ни взять — Лев Толстой украинской литературы! Тоже под анафемой ходит. Чем прославился на литературной ниве расстриженный монах? Уж не своими ли шедеврами в жанре секретных доносов, мастерство которых ведомо лишь кураторам КГБ да таким же, как и сам Филарет, «мастерам пера»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: