Показатели и признаки личностно - профессиональной готовности педагога

Внешние проявления сущностных личностных отношений педагога, воспринимаемые людьми (детьми, родителями, представителями общественности) и вызывающие соответственно характеру этих проявлений определенные поведенческие реакции и действия и ситуационные обстоятельства, решительно влияют на ход педагогической ситуации, а в итоге, следовательно, на общий результат воспитания. Это реальные отношения, непосредственно вплетенные в контекст профессиональной деятельности педагога, а следовательно, в контекст воспитательного процесса.

Реальные проявления отношений - показатели имеющихся в личностной системе ценностных отношений. Эти образования (их называют качествами) целиком зависит от сформированного отношения и не могут быть специально автономно созданы вне сферы ценностных отношений. Эти качества могут служить показателями ценностного содержания личностной структуры педагога.

С одной стороны, показатели - лишь внешнее проявление внутреннего отношения, а значит, полностью зависимы и обусловлены актуальным отношением. А с другой стороны, как нечто внешнее, эти показатели могут подвергаться воздействиям извне и корректироваться сторонним влиянием.

Если не игнорировать потенциальную возможность влиять на отношение через внешнюю форму его проявления, то открывается дорога для корректирования и развития внутреннего отношения через внешние его показатели — обозначается путь воспитательного влияния на личность педагога-профессионала, помимо целенаправленного формирования сущностных отношений, - через внешние конкретные поведенческие формы. Как известно, такой путь «через внешнее на внутреннее» возможен и продуктивен.

Выявление внешних показателей имеет три аспекта рассмотрения: диагностический; процессуально-операционный и содержательный. Определив показатели, мы открываем дорогу:

§ целенаправленного влияния на личностное развитие педагога,

§ целенаправленного выявления профессионально-личностной пригодности специалиста к работе с детьми,

§ а также целенаправленной организации профессионального обучения педагога, обеспеченного уровнем личностной развитости.

Извлечение данных показателей производится из системы критериальных признаков, определенных ключевым образованием личностной структуры педагога.

Гуманистическое отношение к ребенку обеспечивается и проявляется внешне через:

§ интерес к внутреннему миру ребенка,

§ заботу о его счастливой жизни,

§ уважение неповторимой индивидуальности ребенка как человека.

Такое сочетание неслучайно, ибо оно отражает рациональную, эмоциональную и практическо-действенную формы целостного гуманистического отношения. Признание ребенка как «человека, разумного», «человека творческого» и «человека морального», никак не исключает щадящего отношения к подрастающему человеку, входящему в сложные общественные отношения и высокую мировую культуру, учета драматической ситуации социального развития личности ребенка.

Ответственное отношение к профессиональному труду обеспечивается

§ добросовестным исполнением профессиональных обязанностей,

§ постоянным творческим поиском новых методик и технологий, ориентированных на успех развития ребенка и его социально-психологическое благополучие,

§ неустанным профессиональным совершенствованием педагогического мастерства.

Данные качества гарантируют высокий профессионализм работы педагога, ибо они определяют процессуально-операционную сторону деятельности педагога, методическую и технологическую стороны производимых педагогических воздействий, а также методологический уровень организуемого труда.

Достоинство личностного «Я» педагога слагается из таких реальных проявлений, как

§ гордость, основанная на признании своих человеческих и профессиональных свойств и качеств,

§ скромность, проистекающая из признания достоинств окружающих людей, в том числе воспитанников,

§ доброжелательность, направленная в адрес любого человека независимо от его звания, должности, места, возраста и социального положения, - то, что обозначается часто в житейско-обыденной жизни «простота», а в психологии — «открытость».

Достоинство педагога лежит в основании складывающихся взаимоотношений с детьми, представляет детям наглядный образ отношения человека к самому себе, создает жизненный опыт реальных взаимоотношений подрастающих детей с окружающими людьми, является фактором инициирования спокойного свободного проявления ребенком своего «Я».

Профессиональная солидарность по отношению к коллегам выражается в:

§ коллективистской ответственности за общее профессиональное дело воспитания детей,

§ товарищеской помощи и всемерном содействии общему успеху,

§ профессиональной деликатности по отношению к коллегам, выстраивающим свою работу с детьми в индивидуально-личностной модификации, несущей в себе все черты персональной исключительности коллеги-педагога.

Такие качества педагога позволяют формировать в учебно-воспитательном учреждении и каждой отдельной группе благоприятный социально-психологический климат, способствуют наилучшей социализации ребенка, содействуют наилучшей продуктивности предметной деятельности детей, а также предполагают возможность рождения педагогических новаций и педагогического творчества.

Гражданская позиция педагога имеет такие проявления:

§ признание и исполнение социальных норм жизни,

§ соблюдение конституционных законов государства, а также

§ безусловную деятельную любовь к отечеству.

Такие личностные образования создают условия для расширения воспитательной среды ребенка, вовлечения его в социальную событийность, осознания детьми своей постоянной причастности к общественной жизни и сопереживания детьми успехам и достижениям родины и всего человечества.

Уважительное отношение педагога к жизни реализуется:

§ в умении воспринимать присутствие жизни в огромной многоцветной палитре жизненных проявлений,

§ в умении защищать жизнь от посягательств на ее существование,

§ в содействии процветанию жизни на основаниях истины, добра и красоты.

Помимо того, что подобные качества педагога предоставляют детям яркий образ отношения к жизни как ценности, их наличие в структуре личности педагога позволяет детям незаметно и постоянно восходить на философическую платформу восприятия жизни, полюблять жизнь и бережно относиться к жизни природы и человека.

Духовная направленность на осмысление вечных проблем жизни имеет своим выражением

§ сложившееся мировоззрение педагога,

§ личностное признание («присвоение») наивысших ценностей,

§ уважение инакомыслия как данности, а инокомыслящих как имеющих право на свободный выбор индивидуальностей.

При данных личностных качествах педагог способен одухотворять предметную деятельность детей, восходить с ними на ценностное восприятие окружающей действительности, производить свободный и сознательный выбор, приучая детей отдавать отчет в собственных действиях, поведении, а в итоге, и собственной жизни.

Совокупность выявленных личностных качеств педагога (потенциальных, актуальных, реальных) носит общий характер и никак не ущемляет свободы индивидуального проявления его личности.

Более того, восхождение личности педагога на уровень гуманистического отношения к человеку как отношения ключевого в профессиональной деятельности максимально расширяет границы профессионального творчества педагога, допуская самую различную опытно-экспериментальную работу, ибо границы гуманистического отношения к ребенку естественно обрисовываются и сохраняются.

Крепкая взаимная зависимость и взаимная обусловленность данных качеств позволяют квалифицировать представленное как систему личностных социально-психологических образований, выполняющую роль решающего условия успешной профессиональной деятельности педагога,

Вопросы для углубленного осмысления

1. Укажите ценности, которые для вас безусловны. Расположите их по мере значимости. А теперь посмотрите, на каком месте оказались ценности «человек» и «жизнь».

2. Вам говорят о некотором недостатке вашего характера. Постарайтесь «распредметить» данный недостаток — найти скрытое в его содержании отношение к какому-либо объекту. Какова личностная значимость выявленного вами объекта? Вот только теперь можно размышлять, надо ли избавляться от недостатка.

3. Был ли в вашей школьной жизни педагог, которого вы очень ценили, считая его «настоящим педагогом»? Какими качествами он обладал? Мысленно исключите данные качества из его профессиональной деятельности — сохранит ли данный педагог для вас прежнюю значимость?

4. Вы вошли в учебную аудиторию. Сейчас сюда придут ваши товарищи, а затем — преподаватель. Оглядитесь: что вы могли бы сделать «здесь и сейчас», чтобы улучшить обстановку?

5. Когда все вокруг говорят, что жизнь омерзительна и несправедлива, что отвечаете вы? Представьте, что рядом находятся ваши ученики, — что говорите в такой ситуации? Удается ли вам быть предельно искренним?

6. Вспомните, о чем шел накануне разговор в вашей компании? Затрагивались ли вечные вопросы жизни человека или беседа замыкалась на анекдотах? И как вы себя чувствовали в том или ином случае?

7. Назовите потенциальные ценностные отношения вашей личности, а теперь определите, какие из них актуальны в вашей реальной жизни.

8. Почему все-таки ставится вопрос о личностной готовности педагога к профессиональной деятельности? Ведь такой вопрос не ставится для других профессионалов? И - когда возникает вопрос о сочетании личностного и профессионального?

9. Замечали ли вы, что на слово «учитель» окружающие как-то по-особенному реагируют? Проверьте еще раз качество реакции: в чем ее отличие от реакции, допустим, на слова «артист», «врач», шофер», «чиновник»?

10. Если вам скажут, что профессия педагога тяжелейшая и что только безумцы могут избирать такую профессию, что вы скажете в ответ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: