Введение. Доктор психологических наук, зав

М. Б. ПОЗИНА

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

МОСКВА

УДК 159.9

ББК 88.3

П 47

Рецензенты:

доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова, профессор Т. А. Ратанова;

доктор психологических наук, член Союза писателей, профессор В. Г. Ражников

  Позина М. Б.
  П 47 Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И. Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.

ISBN 5-901617- 05-3

ББК 88.3

  © Позина М. Б., 2001
ISBN 5-901617-05-3 © Университет Натальи Нестеровой

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ  
  РАЗДЕЛ 1  
  Предмет психологии и педагогики  
  Классические опыты (эксперименты) в истории психологии  
  Исследование и оценка личности  
  Психология личности  
  Теория мотивации Абрахама Маслоу  
  Я-концепция  
  Самооценка результатов деятельности  
  Методы измерения Я-концепции  
  Становление психических процессов  
  Внимание  
  Как работает наша память  
  Мышление и решение проблем  
  Интеллект  
  Ощущения  
  Темперамент  
  Характер  
  Психосоциальная классификация характеров  
  Темперамент ребенка в процессе обучения  
  Эмоции  
  Эмоциональный мир ребенка  
  Типичные ошибки семейного воспитания  
  Психологическая защита у взрослых и детей  
  РАЗДЕЛ 2  
  Психология групп  
  Неформальные подростковые группы  
  Девиантные субкультуры  
  Психология взаимодействия  
  Психология конфликта  
  Общение в семье  
  Ранние браки  
  РАЗДЕЛ 3 Самостоятельная работа с именным тезаурусом Тестовые задания для самопроверки Расширение понятийно-терминологического арсенала студента  
  ЛИТЕРАТУРА  

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебного пособия составлено с учетом требований, определяемых Государственным образовательным стандартом. В «Требованиях к знаниям и умениям по циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин» поставлены задачи:

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношениях с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, а также овладеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, методы и средства педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения педагогических задач.

В рамках курса предусмотрены семинарско-практические занятия, на которых студенты знакомятся с тестовыми методикам, используемыми в практической психологии, проводят деловые игры и тренинги, вырабатывая навыки взаимодействия с другими людьми.

Для развития общеучебных умений в течение года студенты осваивают методы и приемы работы с большими объемами информации, осваивают навыки продуктивного чтения и конспектирования, знакомятся с техниками эффективного запоминания.

Особое значение придается работе с новейшей литературой. В списке рекомендуемой литературы указаны современные источники, сопровождающие каркасный материал данного пособия.

Мы стремились организовать содержание таким образом, чтобы в нем была представлена интересная и полезная информация, независимо от выбранной специальности, возраста и семейного положения.

В пособии нет механического деления на курсы «Педагогика» и «Психология». Педагогический аспект представлен в каждом разделе темы. Педагогика немыслима без психологического знания, равно как и психологические проблемы развития, формирования и становления личности неотделимы от основных принципов педагогики.

Разделы курса включают теоретические положения и научную фактологию, извлеченную из многих источников информации. В процессе изучения предмета нужно не только овладеть элементами научных знаний по психологии и педагогике, но и, осмыслив прочитанное, увидеть и проанализировать свои проблемы в свете психологического знания, улучшить стратегии своего поведения и обучения, раскрыть свои потенциальные возможности. Изучение курса психологии в отличие от освоения других дисциплин должно способствовать стимулированию и ускорению личностного роста.

Область психолого-педагогического знания сегодня простирается от глубоко личных, например, семейных отношений, до широко обсуждаемых проблем, возникающих в недрах организационных и производственных структур.

Каждый человек, получающий высшее образование, рано или поздно становиться руководителем, координатором работы других людей. При этом так или иначе появляется педагогическая составляющая в деятельности. Уже «руководители низового звена проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими младшими начальниками и совсем мало со своим начальством» (Мескон М. и др. «Основы менеджмента». – М., 1993).

Тот, кто хочет работать над собой и развиваться, кто хочет добиться успеха и признания, кто хочет изменяться – должен уметь влиять на себя. Чаще всеговоздействиена человека осуществляется извне. Но важно найти в себе желание и силы запускать процессы самовоздействия. Чем выше человек хочет подняться в своем развитии, тем больших усилий это ему будет стоить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: