М. Б. ПОЗИНА
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
МОСКВА
УДК 159.9
ББК 88.3
П 47
Рецензенты:
доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова, профессор Т. А. Ратанова;
доктор психологических наук, член Союза писателей, профессор В. Г. Ражников
Позина М. Б. | |
П 47 | Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И. Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с. |
ISBN 5-901617- 05-3
ББК 88.3
© Позина М. Б., 2001 | |
ISBN 5-901617-05-3 | © Университет Натальи Нестеровой |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
РАЗДЕЛ 1 | ||
Предмет психологии и педагогики | ||
Классические опыты (эксперименты) в истории психологии | ||
Исследование и оценка личности | ||
Психология личности | ||
Теория мотивации Абрахама Маслоу | ||
Я-концепция | ||
Самооценка результатов деятельности | ||
Методы измерения Я-концепции | ||
Становление психических процессов | ||
Внимание | ||
Как работает наша память | ||
Мышление и решение проблем | ||
Интеллект | ||
Ощущения | ||
Темперамент | ||
Характер | ||
Психосоциальная классификация характеров | ||
Темперамент ребенка в процессе обучения | ||
Эмоции | ||
Эмоциональный мир ребенка | ||
Типичные ошибки семейного воспитания | ||
Психологическая защита у взрослых и детей | ||
РАЗДЕЛ 2 | ||
Психология групп | ||
Неформальные подростковые группы | ||
Девиантные субкультуры | ||
Психология взаимодействия | ||
Психология конфликта | ||
Общение в семье | ||
Ранние браки | ||
РАЗДЕЛ 3 Самостоятельная работа с именным тезаурусом Тестовые задания для самопроверки Расширение понятийно-терминологического арсенала студента | ||
ЛИТЕРАТУРА |
ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебного пособия составлено с учетом требований, определяемых Государственным образовательным стандартом. В «Требованиях к знаниям и умениям по циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин» поставлены задачи:
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношениях с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, а также овладеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы, методы и средства педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения педагогических задач.
В рамках курса предусмотрены семинарско-практические занятия, на которых студенты знакомятся с тестовыми методикам, используемыми в практической психологии, проводят деловые игры и тренинги, вырабатывая навыки взаимодействия с другими людьми.
Для развития общеучебных умений в течение года студенты осваивают методы и приемы работы с большими объемами информации, осваивают навыки продуктивного чтения и конспектирования, знакомятся с техниками эффективного запоминания.
Особое значение придается работе с новейшей литературой. В списке рекомендуемой литературы указаны современные источники, сопровождающие каркасный материал данного пособия.
Мы стремились организовать содержание таким образом, чтобы в нем была представлена интересная и полезная информация, независимо от выбранной специальности, возраста и семейного положения.
В пособии нет механического деления на курсы «Педагогика» и «Психология». Педагогический аспект представлен в каждом разделе темы. Педагогика немыслима без психологического знания, равно как и психологические проблемы развития, формирования и становления личности неотделимы от основных принципов педагогики.
Разделы курса включают теоретические положения и научную фактологию, извлеченную из многих источников информации. В процессе изучения предмета нужно не только овладеть элементами научных знаний по психологии и педагогике, но и, осмыслив прочитанное, увидеть и проанализировать свои проблемы в свете психологического знания, улучшить стратегии своего поведения и обучения, раскрыть свои потенциальные возможности. Изучение курса психологии в отличие от освоения других дисциплин должно способствовать стимулированию и ускорению личностного роста.
Область психолого-педагогического знания сегодня простирается от глубоко личных, например, семейных отношений, до широко обсуждаемых проблем, возникающих в недрах организационных и производственных структур.
Каждый человек, получающий высшее образование, рано или поздно становиться руководителем, координатором работы других людей. При этом так или иначе появляется педагогическая составляющая в деятельности. Уже «руководители низового звена проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими младшими начальниками и совсем мало со своим начальством» (Мескон М. и др. «Основы менеджмента». – М., 1993).
Тот, кто хочет работать над собой и развиваться, кто хочет добиться успеха и признания, кто хочет изменяться – должен уметь влиять на себя. Чаще всеговоздействиена человека осуществляется извне. Но важно найти в себе желание и силы запускать процессы самовоздействия. Чем выше человек хочет подняться в своем развитии, тем больших усилий это ему будет стоить.