double arrow

Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным

С 80 – 90-х годов прошлого века в России провозглашен курс на формирование и государственную поддержку малого инновационного бизнеса как более способного к активным радикальным новшествам.

Крупные предприятия, желая удержать уже завоеванные позиции на рынке и в производстве, идут по пути модификации и улучшения традиционно выпускаемой продукции, ориентируются на рост прибыли и расширение рынков. Малые фирмы способствуют появлению новых видов продукции, по сути, создают новые рынки (компьютер, застежка-молния, аэрозольный баллончик, вертолет, целлофан, кинескоп, инсулин, и т.д.), более динамичны в изменяющихся рыночных условиях, работают с большей эффективностью. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в 2 раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные.

Чаще всего малые инновационные фирмы (МИФ) ориентируются на реализацию побочных решений и результатов подработок крупных фирм, на выполнение рискованных мелких разработок, разработок на стыке наук, инициативных разработок.

Таблица 3.2

Сравнительная характеристика малых и крупных фирм

при реализации нововведений

Параметр Малые фирмы Крупные фирмы
достоинства недостатки достоинства недостатки
Персонал Инициативность, работа в команде, сильная мотивация Необходимость совмещения функций или привлечение внешних специалистов Распределение функций, разделение труда Возможна чрезмерная специализация, слабая мотивация
Финансы Ниже капиталоемкость, накладные расходы Трудности привлечения внешних инвестиций, высокая степень риска Возможность крупного самофинансирования, привлечение внешних инвестиций Максимизация прибыли за счет эффектного масштаба, а не радикальности новшеств
Менеджмент Совпадение формального и неформального лидерства, личный пример Возможен недостаток опыта руководства Опыт профессионального руководства Бюрократизм, недоучет человеческого фактора
Коммуникации Оперативность и отсутствие искажений в передаче информации внутри фирмы Ограниченность внешних связей
Продолжение табл. 3.2
Развитые внешние коммуникации

Многоступенчатые внутренние коммуникации
Маркетинг Быстрая реакция на изменение рыночной конъюнктуры Отсутствие собственной сбытовой сети, второстепенные роли в ценообразовании Развитая система сбыта, сервиса, активная ценовая политика Ориентация на стабильность спроса, замедленная реакция на его изменение
Новизна разработок Ориентация на радикальные новшества (эффект Эрроу)   -   - Ориентация на модификации (улучшения)
Длительность инновационного цикла Высокая скорость инноваций   -   - Длительный период согласований

Несомненные преимущества малых предприятий в инновационной сфере заставляют крупный бизнес сотрудничать с ними. Организационным механизмом такого сотрудничества могут служить:

- кооперационные связи малых предприятий с крупными (рыночная интеграция);

- участие крупного бизнеса в формировании самостоятельных малых фирм путем создания корпоративных прибыльных инкубаторов бизнеса, венчурного финансирования;

- создание автономных малых предприятий в рамках крупных путем выделения или поглощения;

- одновременное использование нескольких форм взаимодействия (рыночной интеграции и автономных подразделений, рыночной интеграции и инкубирования).

Для создания МИФ необходимы следующие условия:

- коммерческая идея, отражающая суть нововведения;

- общественная потребность в данном нововведении (спрос);

- предприниматель, готовый реализовать идею (несомненно, приветствуется и наличие формированной команды);

- капитал.

Разнообразие видов малых инновационных фирм представлено на рис. 3.1.

 
 


           
 
Самостоятельные, в т.ч. внешний венчур
 
Автономные инновационные подразделения крупных предприятий (внутренний венчур)
 
«Спин-офф»
 


Рис. 3.1. Виды малых инновационных фирм

Самостоятельная малая инновационная фирма образуется в случае привлечения собственного капитала учредителей или банковского кредита. Подобный вид МИФ получил широкое распространение в мире в 70 – 80-е годы прошлого века. Инженеры, ученые, работавшие в крупных лабораториях, научных центрах, университетах, оставляли свою работу и создавали МИФ, желая самостоятельно воплощать возникшие идеи в жизнь. Такая фирма обычно проходит весь инновационный цикл (от НИОКР до производства и сбыта нового продукта). Зачастую после налаживания производства организаторы продают фирму, чтобы реализовать себя в новом проекте.

В том случае, если для создания МИФ используется венчурный капитал (рискокапитал), такую фирму называют внешним венчуром. В подобных организациях достоинства малого бизнеса (гибкость, мобильность, ориентация на …) проявляются особенно ярко.

Внутренние венчуры – автономные инновационные подразделения корпораций – получили развитие в 90-е годы XX в. в начале XXI в. стали преобладающим видом малого инновационного бизнеса в наукоемких отраслях экономики. Крупные компании, стремясь предотвратить уход собственных талантливых специалистов и привлечь классных ученых и инженеров со стороны, берут на себя техническую и финансовую помощь в формировании МИФ. При этом материнская компания рассчитывает на участие в прибыли МИФ. Решение о её создании принимается в том случае, если не совпадают интересы МИФ и материнской компании, а коммерческий потенциал проекта спрогнозирован достаточно точно. После завершения работ внутренний венчур может прекратить свою деятельность, может выйти из-под опеки материнской компании и превратиться во внешний венчур, может поглотиться материнской компанией.

«Спин-офф» (от англ. «Spin-off») – малые фирмы, выделившиеся из состава научных промышленных организаций для коммерческого гражданского использования военных и космических разработок.

Такие фирмы могут функционировать лишь при активной государственной поддержке (информационной, финансовой, организационной, образовательной, юридической).

Для развития малого инновационного бизнеса необходимы следующие условия:

- стабильная экономическая обстановка в стране;

- наличие платежеспособного спроса на новые технологии, продукты и услуги;

- развитая система венчурного финансирования;

- высокий уровень научно-технического потенциала инновационной культуры в стране;

- законодательное регулирование деятельности МИФ, технопарковых структур, венчурных фондов.

Существует несколько форм кооперации малого и крупного бизнеса:

- работа по заказам крупных фирм (рыночная интеграция);

- создание мелких новаторских фирм самим крупным предприятием (выделение);

- включение ранее самостоятельных мелких фирм в состав крупных (поглощение);

- одновременное использование механизмов поглощения и рыночной интеграции (веерная организация).

Малый инновационный бизнес не может существовать без активной целенаправленной поддержки со стороны государства. В экономически развитых странах сложились следующие формы поддержки малых инновационных предприятий:

- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (США, Франция и др.);

- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);

- дотации (практически во всех развитых странах);

- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Великобритания, Франция, Швеция, Голландия и др.);

- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение влияет на экономию энергии (Австрия);

- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных (Германия, Голландия).

Правительство России ежегодно разрабатывает Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства. Аналогичные программы принимаются и на региональном уровне. Однако в Российской Федерации всего менее 10 % ВВП приходится на долю малых предприятий (более 50 % – в США). Одной из причин подобной ситуации является неразвитость инновационной инфраструктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: