Формы организации инновационной деятельности

Системы управления принято разделять командную и демократическую. Первая представляет собой весьма надежную систему управления для обеспечения четкого функционирования уже известных стабильных производственно-хозяйственных процессов. В таком качестве она обладает рядом присущих ей свойств вне зависимости от характера и статуса социально-экономической системы, в которой существует.

Свойства организации, основанной на командной системе управления:

- организация основана на формальном разделении труда;

- организация использует преимущественно собственные материально-техническую базу и штаты;

- общие цели разлагаются на частные подзадачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач;

- задачи задаются жестко для выполнения конечной цели;

- организация строится по иерархическому принципу, в ней преобладают вертикальные потоки информации;

- деятельность работников регламентируется формализованными правилами;

- контроль и наиболее важная информация концентрируются ближе к вершине организационной иерархии: Федеральное агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД» и дороги. Такая система управления характерна для ОАО «РЖД».

Однако по мере роста заинтересованности предприятий и организаций в усилении инновационной деятельности, необходим переход к демократической системе управления или принятия отдельных элементов этой системы.

Свойства организации, основанной на демократической системе управления:

- в организации отсутствует жесткое распределение целей, индивидуальных задач и сфер ответственности, происходит их постоянное перераспределение, корректировка;

- в организационных структурах иерархия нарушается, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи;

- управление конкретными частными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом звене организации;

- регламентация работ низкая, делается ставка на инициативу исполнителей;

- главное в организации – развитие личных качеств работников, их творческого потенциала, что является залогом качественного выполнения работ.

Такая классификация систем управления базируется либо на максимальной формальной организованности, либо на максимальной активизации человеческого фактора. Применительно к нуждам научно-технического развития подобное разделение также основано на различиях в свойствах инновационных и стабильных процессов.

Поэтому сторонники демократической системы управления, полагаясь на ее самоорганизацию, считают, что она может обеспечить в конечном счете осуществление всех видов инновационной деятельности.

Опыт показал достаточную эффективность командных структур не только для обеспечения стабильных, но и некоторой части инновационных процессов. На разных этапах инновационного процесса оказываются эффективными и различные типы систем управления: чем ближе инновационный процесс к завершению, а соответственно, чем большие массивы экономических ресурсов приходится приводить в действие, тем более эффективной становится командная система управления и менее эффективной – демократическая, и наоборот.

Четко действующая на основе формальных систем планирования и контроля командная система управления и сегодня остается основной при реализации уже созданного научно-технического задела, доведенная до серийного производства новой продукции или внедрения новой промышленной технологии.

Однако общая тенденция состоит в том, что современный этап научно-технической революции характеризуется более активным применением элементов демократической системы управления на всех уровнях хозяйствования. Это связано во многом с повышением роли начальных этапов инновационных процессов: генерацией новых идей, предложением новых принципов организации производства, которые в наибольшей степени придают гибкость промышленным и транспортным компаниям.

В реальной жизни командная и демократическая системы управления в чистом виде практически не встречаются. Они сосуществуют, взаимодополняют друг друга, накладываются одна на другую.

Согласно современному подходу для выяснения эффективности определенной системы управления и ее места в данной форме организации необходим ситуационный анализ той хозяйственной системы, которая осуществляет нововведение, а также ее внешней среды, целей, производственно-технической основы, занятого персонала. Инновационная деятельность во многом отражает предъявляемые этими составляющими требования. Так, состояние внешней среды характеризуется сегодня значительными изменениями в структуре и динамике движения общественных потребностей, возникновением новых потребностей, обострением на этой основе конкуренции в предложении новых товаров и услуг.

Все большее значение приобретает научно-техническая субсреда, в которой аннулируются нереализованные научные идеи, технические и технологические решения. В этих условиях корректируются пути достижения целей хозяйственных организаций, а реализация их интересов становится возможной через интенсивную инновационную деятельность.

Последняя предопределяется производственно-технологической основой конкретной хозяйственной организации – используемыми ресурсами, выпускаемой продукцией, применяемой технологией, сложившейся организационной структурой.

Интенсивность инновационной деятельности определяется также характеристиками занятого персонала: профессионально-квалификационными, социально-культурными и ценностными ориентациями и мотивацией. Все эти составляющие и обусловливают применение конкретной формы организации инновационной деятельности в хозяйственной системе: тип системы управления, характер финансирования, состав и способы взаимодействия участников инновационных процессов.

Несмотря на огромное многообразие конкретных форм организации инновационной деятельности в экономике России, представляется, что, по различию задач, решаемых в ходе научно-технического развития, можно выделить две их формы: административно-хозяйственную и инициативную.

Административно-хозяйственная форма базируется на устойчивой производственно-технологической основе, стабильных целях и стратегиях, наиболее приспособлена к относительно неизменной внешней среде. Она наиболее пригодна для преимущественно эволюционного создания и планомерного использования накопленного научно-технического потенциала. В России эта форма реализуется преимущественно в крупных научно - технических центрах, таких как ОАО «РЖД».

Инициативная форма организации инновационных процессов ориентирована на человеческий фактор, максимальное использование «человеческого потенциала», действующего в условиях неопределенной динамичной научно-технической среды. Она представляет собой инфраструктурную составляющую индивидуальной научно-технической деятельности, т.е. сеть финансовой, материально-технической, консультативной, информационной поддержки индивидуально выступающих и независимых групп изобретателей, ученых, инженеров, предпринимателей, мелких инновационных предприятий.

В организации, построенной по административно-хозяйственному принципу, возможна как командная, так и демократическая системы управления. Если организация решает рутинные задачи, эффективна командная система управления; если новаторские, то эффективна демократическая система управления. Однако, если командная система применяется к организации, решающей новаторские задачи, инновационный процесс тормозится.

Любой инновационный проект содержит определенную степень риска. Проект может оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным, чем намечалось. Как показывают исследования, для разных отраслей, разных видов инноваций характерно то, что вероятность успеха на рынке ниже, чем вероятность собственно технического успеха инновации. Рыночный успех зависит не только от научно-технического достижения, но и от эффективности маркетинговой деятельности, конкурентных позиций фирмы на рынке.

Виды рисков, связанных с новым продуктом или услугой:

- рыночные – изменение конъюнктуры рынка для продукции или услуг данного проекта (изменение спроса и предложения);

- экономические - недостаточная степень точности оценки ресурсов или затрат, уровня инфляции и др.;

- экологические – непредвиденное законодательное ужесточение экологических нормативов в процессе реализации проекта или недостаточная степень учета природоохранных требований;

- технические – недостаточная степень точности анализа надежности используемых в проекте технологий;

- политические – изменение политики государственного регулирования в части налогообложения, амортизации; возникновение политической нестабильности.

Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые железнодорожные предприятия, дорога, ОАО РЖД, Федеральное агентство ж.д. транспорта могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала.

Инновационный потенциал предприятия железнодорожного транспорта – это мера его готовности к реализации инновационных задач при существующем ресурсном обеспечении, с учетом планируемого изменения его состояния в будущем.

Развитие потенциала обеспечивает развитие предприятия и его подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие предприятия рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. От состояния инновационного потенциала зависят выбор и реализация инновационной стратегии, поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.

Развитие инновационного потенциала организации как целостной системы может осуществляться только через развитие компонентов ее внутренней среды. Поэтому необходим анализ внутренней среды.

Практика требует наличие двух схем анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обосновании инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. Хотя такой анализ является трудоемким, он дает системную и полезную информацию.

Ограничение в сроках, дефицит специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному кругу параметров.

Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:

- должны использоваться знания системного анализа исследуемого объекта;

- необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы;

- информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной.

Внутреннее состояние системы описывается структурными параметрами, которые делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов и организационного потенциала, а также к управляющему воздействию.

Что касается персонала предприятия, то здесь к ресурсным параметрам можно отнести квалификацию, сотрудничество, навыки и опыт, средний возраст коллектива, а к функциональным параметрам: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения. Кооперации; учет личных характеристик сотрудников и руководителей и др.

Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели.

В структуре внешней среды предприятия выделяют макросреду и микросреду.

В макросреде выделяют четыре стратегические сферы: социальная, технологическая, экономическая и политическая. Их влияние на микросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа.

Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ним взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

При оценке инновационного микроклимата объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом – их влияние на инновационные цели и стратегии, т.е. определение инновационного макроклимата.

При оценке инновационного микроклимата объектом анализа являются микросреды, а предметом – их влияние на инновационный потенциал, т.е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния (микросреда) представляется совокупностью стратегических зон.

Глава 2 Инновационная политика на железнодорожном транспорте

2.1. Инновационная политика

Россия осуществляет переход к постиндустриальному обществу, основу которого составляет инновационная экономика (экономика знаний). У России, имеющей хорошо развитую и структурированную систему фундаментальных исследований, институты, работающие в области прикладных технологий, и наукоемкую промышленность, имеются возможности идти по этому направлению. Однако в этом случае на государственном уровне необходима выработка принципиально новой экономической политики, приоритетами которой должны стать образование, наука, высокотехнологичное производство.

В настоящее время страны мира с рыночной экономикой развиваются по 3-м направлениям: сырьевая экономика, инвестиционная экономика и инновационная экономика.

Сырьевая экономика. Более точно должна быть на­звана как экономика, базирующаяся на таких факторах производства, как сырье, материалы и овеществленный капитал (средства производства). Природные ресурсы при этом являются основным источником богатства. Технологии формируются и развиваются во внутренних хозяйственных циклах. Основные страте­гии бизнеса связаны с достижением эффекта масштаба и ценовой конкуренцией. Активно осуществляется про­цесс формализации знаний как система развивающих­ся теорий. Доминирующей организационной структу­рой становится бюрократия.

Инвестиционная экономика. Технология выходит из внутренних хозяйственных циклов и становится основным фактором экономического развития. Эффективное предприятие в эффективной среде становится основным источником богатства. Его роль - адаптировать технологию, произвести на ее основе товар и продать его на рынке. Движущим фактором становится финансовый капитал и финансовые рынки. Основная стратегия бизнеса - стратегия дифференциации, то есть непрерывного совершенствований товара.Бюрократические организационные структуры усложняются, возникают матричные структуры управления и активно развивается управление проектами. Процесс формализации знаний достигает своего расцвета. Вместе с тем знания материализуются в технологиях, начинают защищаться патентами и вовлекаться в экономические процессы.

Инновационная экономика. Знания выходят из внут­рихозяйственные циклов и становятся самостоятельным продуктом - образуют новый сектор экономики. Вмес­те с социальным капиталом они становятся основным источником благосостояния. Базовые стратегии бизнеса связаны с инновациями. Природные ресурсы уже не создают конкурентных преимуществ для стран и не имеют существенного значения для экономического развития стран.

Учитывая вышеизложенное, можно выделить шесть основных компонентов совокупного капитала, необходимого для развития:

- труд;

- природные и производственные ресурсы;

- финансы;

- инвестиционный климат;

- социальный капитал;

- знания.

Для развития сырьевой экономики необходимы лишь первые два, для инвестиционной – первые четыре, для инвестиционной – все шесть (табл. 4).

Таблица 1.4

Формы капитала, необходимые для развития экономики страны.

Сырьевая экономика Инвестиционная экономика Инновационная экономика
- труд; - природные и производственные ресурсы; - труд; - природные и производственные ресурсы; - финансы; - инвестиционный климат; - труд; - природные и производственные ресурсы; - финансы; - инвестиционный климат; - социальный капитал; - знания.

В настоящее время инновационная политика Россиинашла свое отражение в двух документах - «Основы политикиРоссийской Федерации в области развития науки и технологийна период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в марте 2002 г., и«Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы до 2010 года», утвержденные в августе 2005 г.председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым.

В этихдокументах цели государственной политики определены как переход к инновационному пути развития страны на основе избран­ных приоритетов и формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым отнесены: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

При этом определено, что фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества, а формирование национальной инновационной системы - неотъемлемая часть экономической политики государства.

Как положительный фактор следует отметить, что фундаментальная наука признана полноправным участником инновационного процесса, а это полностью соответствует политике переходак экономике знаний. Особый интерес представляет определение политики Российской Федерации в области развития инновационной системы как составной части государственной научно-технической и промышленной политики.

Постановлением Правительства Российской Федерации воктябре 2004 года утверждена новая редакция федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. Целью Программы является развитие ииспользование научно-технологическогопотенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики. Важнейшими задачами программы являются:

- определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций;

- развитие системы реализации научных и технологических приоритетов, в том числе в области создания критических технологий, финансируемых из федерального бюджета, опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики;

- разработка механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов на создании и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства и связанными с приоритетными направлениями развития науки и техники.

- содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу;

- оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности.

К методам и средствам государственной инновационной политики можно отнести такие направления инновационной политики, как:

- корректировка налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательств;

- регулирование передачи технологии;

- система контрактных взаимоотношений;

- снятие ряда ограничений по охране окружающей среды;

- поддержка мелкого инновационного бизнеса.

Эти мероприятия инновационной политики могут послужить толчком к дальнейшему увеличению разнообразных форм инновационной деятельности, к формированию своего рода организационного плюрализма.

В российской инновационной политике должны разделяться меры, направленные на крупный и мелкий бизнес. Мелкий инновационный бизнес должен рассматриваться в качестве одного из важнейших двигателей научно-технического прогресса, т.к. мелкий бизнес в большей степени, чем крупный, зависит от государственной экономической политики. Главное отличие здесь заключаться в том, что поддержка крупного бизнеса это регулирование деятельности уже функционирующих фирм, поощрение использования на НИОКР собственных средств. Для мелкого инновационного бизнеса гораздо более важным является стимулирование возникновения и поддержки на начальных этапах жизни новых компаний, формирование сети поддержки их предпринимательской деятельности.

Главное направление государственной инвестиционной политики в отношении крупной промышленности и транспорта состоит в стимулировании привлечения средств самих компаний для реализации нововведений. Достаточно традиционными являются налоговые и амортизационные мероприятия. С их помощью государство регулирует накопление капитала в частной промышленности и транспорте, стимулирует вложения в ведение собственных НИОКР, обновление техники, и таким образом развивает административно-хозяйственную форму организации инновационных процессов. Для выполнения крупномасштабных задач развития науки и техники требующих больших объемов экономических ресурсов, необходима кооперация промышленности, транспорта и университетов, образование межотраслевых научно-технических центров, способных решать крупномасштабные задачи научно-технического развития.

Большое значение с начала 2000 годов правительство придает стимулированию развития контрактных отношений между крупным и мелким бизнесом, особенно в сфере НИОКР.

Инновационная политика предусматривает следующие направления капитальных вложений:

- в реконструкцию и техническое перевооружение действующих транспортных предприятий,

- развитие научной и опытно-экспериментальной базы по приоритетным направлениям (электронизация, механизация и автоматизация тяжелых вредных погрузочно-разгрузочных работ);

- автоматизацию и информатизацию управленческого труда;

- диагностические устройства;

- энерго- и ресурсосберегающие технологии;

- компьютерные программы.

Инновационная политика на железнодорожном транспорте исходит из интенсивного освоения инноваций. Инновационная модель развития транспорта базируется на стратегической инновационной политике. Она призвана обеспечить приоритет инновациям, позволяющим кардинально изменить инвестиционную активность транспортных предприятий в сторону ее роста, ускорить научно-технический прогресс и на этой основе повысить конкурентоспособность национальных перевозок и качество транспортных услуг.

Инновационная деятельность на транспорте должна развиваться преимущественно по тем направлениям, которые определяют уровень его технического развития и которые в значительной мере определяют качество работы и производительность труда в отрасли. В первую очередь это те направления, где наблюдается техническое отставание отечественного транспорта от транспорта зарубежных стран. Решение задач по развитию транспорта страны должно иметь целью обеспечение наиболее полного и эффективного удовлетворения потребностей в перевозках пассажиров и грузов и включать следующие направления инновационной деятельности:

- улучшение структуры транспортного комплекса страны;

- развитие транспортной сети, повышение ее пропускной способности;

- повышение грузоподъемности и скорости движения транспортных средств;

- совершенствование структуры парка и создание новых видов и типов специализированного грузового подвижного состава;

- совершенствование силовых установок и энергетики;

- совершенствование и повышение надежности транспортных средств, снижение затрат на их техническое обслуживание и ремонт;

- создание высокоскоростного экологически безвредного транспорта;

- механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: