От автора

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ПЕТРОВ В.П.

ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НИЖНИЙ НОВГОРОД

ББК

Рецензенты

Владимиров А.А. доктор философских наук, профессор.

Табаков В.И. доктор философских наук, профессор

Петров В.П.

Философия: Учебное пособие для студентов. – Нижний Новгород: НФ МГЭИ, 2002. – 326 с.

ISBN

В учебном пособии рассматриваются сущностные проблемы, рекомендуемые для освоения студентам российских вузов Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии. Пособие отличается нетривиальным решением учебных задач, эксклюзивным построением и информационным насыщением текста, позволяющим самостоятельно формировать тезаурус в области философского знания. Содержание характеризуется современностью теоретических подходов и доступностью изложения научных взглядов как российских, так и зарубежных педагогических школ. Особый акцент сделан на философской школе профессора Л.А. Зеленова.

В инновационном ключе осуществлено методическое обеспечение учебного материала: представлены познавательные текстовые портреты мыслителей-философов, дан широкий ракурс литературной научно-педагогической парадигмы, конкретизированы вопросы для самоконтроля, приведен краткий словарь предметных понятий.

© Петров В.П.

© Нижегородский филиал Московского гуманитарно-экономического фапкультета

ОТ АВТОРА

Тысячелетиями люди задавали себе простой и одновременно архисложный философский вопрос: «Кто есть «Я»: «Человек»? «Как 'Я' – 'Он'» появился и существует в Мире, в системе мироздания и что есть само мироздание - Вселенная, космос, природа, универсум, в котором наличествуют и развиваются различные «а-био» и «био», а главное - «социо» сущности, в разнообразных сферах их бытия: лито-, атмо-, гидро -, биосфере, социуме. Откуда и как они появились? Казалось ответить на этот вопрос достаточно легко: мироздание - это весь окружающий нас видимый и невидимый мир; биоматерия - порождение естественных процессов взаимодействия неживого и осуществления жизнедеятельности на планете. Человек – объективный субъектно-объектный полюс, отразивший в себе собственно весь универсум. Человек - это все, что определяет и включает его природное и общественное бытие. Человек - это тот социальный феномен, который порождает и влияет на динамику всего сущего, как человеческого, так и внечеловеческого. Человек - это то главное, что порождено внечеловеческим и заставило его работать на себя. Эти онто- и гносеопроблемы становились сутью фундаментальных философских суждений и умозаключений. До сих пор однозначности в онто- и гносеовидении того, кто есть «человек», что составляет и определяет его сущность, его бытие, его пространство, его социальность, его психику, окончательные мотивы поведения и деятельности и т.д. нет, и это научно естественно, так как границ познания не существует. Но, определенный ответ на этот вопрос можно найти, идя путем философского осмысления актуальной и потенциальной действительности. В этом плане отметим тот важный факт, что философию «делают» люди - люди-мудрецы, незаурядные личности, пытливые и ищущие. Поэтому философия как наука - это еще и личностный фактор, она в определенной степени субъектна по сути своей. В зависимости от особенностей конкретной эпохи она имела свои плюсы и минусы (можно реально представить существенную разницу в мировоззрении, в деятельности, в мотивах поведения тех, кто жил во времена спартанского восстания или наполеоновское время, занимался наукой в античный период или в ХХ столетии).

Ныне реально процессуирует третье тысячелетие. Оно привнесло существенные изменения в пространственно-временные характеристики общественного бытия: естественные, научно-технические и непосредственно социальные, человеческие. В этом контексте философия, в целом гуманитарное и общественное знание, система образования становятся самостоятельным фактором глубоких общественных перемен. Высокообразованные люди должны являться не просто носителями лучших образцов русской национальной и мировой культуры, но и особым потенциалом общества, без которого оно становится неконкурентоспособным в современном мире.

Поэтому и современные студенты займут особую позицию в российском обществе. Они будут не только профессионально подготовленными, но и высокоинтеллектуальными, компетентными людьми, которые реально осознают философские законы природного, общественного и человеческого бытия, предметику личности и общества.

На это их и ориентирует данное учебное пособие, в котором реализован принцип поступательного освоения учебного материала: от простого к более сложному: онтологически, методологически, гносеологически, аксиологически и праксиологически насыщенному.

Содержание пособия характеризуется инновационностью. Автор дает многочисленные трактовки философских концепций, разнообразных научных точек зрения, иногда не известных широкой педагогической и студенческой аудитории. В частности, представлена и развёрнута теоретическая концепция Общероссийской академии человековедения., которая является системнообразующей в области философии. В целом студенты имеют возможность понять и включиться в живую ткань самой разнообразной философской научной мысли, а сам текст работы помогает разобраться с вариативностью мировоззренческих подходов, причем в тесной связи с бытием конкретных мыслителей и ученых. Можно отметить и тот факт, что предлагаемое учебное пособие несколько отличается от существующих пособий и учебников. Отличие в том, что его высокая персонифицированная насыщенность помогает не только осмыслить студенту и читателю человеческую сущность философского (мировоззренческого) фактора создания теорий и концепций, но и помогает включать персональный аспект в действие, сообразуя себя с исторической персоной того или иного времени.

Одновременно необходимо отметить тот факт, что в конце ХХ - начале XXI веков в России был выпущен целый ряд учебников и учебных пособий по философии, которые существенно обогатили возможности предметного и соотносительного изучения её в современном вузе. К числу приоритетных философских изданий целесообразно отнести «Систему философии» Л.А. Зеленова (Нижний Новгород, 1991), «Философию» под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова (Москва, 1997), «Социальную философию» С.Э. Крапивенского (Москва, 1998), «Философию» под редакцией В.П. Кохановского (Ростов-на-Дону, 1999), «Философию» А.Г. Спиркина (Москва, 2001), «Философию» А.А. Миголатьева (Москва, 2001) и ряд других. Знакомство с этой учебно-научной литературой несомненно расширит панораму философского знания студентов и читателей и вместе с предлагаемым учебным пособием будет способствовать повышению уровня их интеллекта, а также мировоззренческой ориентации в современном общественно-историческом процессе.

С уважением

Петров Вадим Петрович,

доктор философских наук, профессор;

Г Л А В А I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: