Протокол № __3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Волго-Вятский институт (филиал) Университета

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

КАФЕДРА

ТРУДОВОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО КУРСУ «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

для студентов всех форм обучения
на 2013\2014, 2014\2015 учебные годы

КИРОВ 2014

Утверждена на заседании кафедры

Трудового и предпринимательского права

«_08_»__апреля___ 2014 года

Протокол № __3.________________

Методические материалы подготовлены Заслуженным юристом РФ, профессором, доктором юридических наук Э.Г. Тучковой

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

РФ — Российская Федерация.

Бюллетень Минтруда РФ — Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

БТИСЗ РФ — Бюллетень трудового и социального законода­тельства Российской Федерации.

БНА РФ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Ведомости РСФСР — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

Ведомости РФ — Ведомости Съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.

Пост. — Постановление.

РГ — Российская газета.

САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства Рос­сийской Федерации.

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации.

Утв. — Утвержденные.

МСЭ — Учреждение медико-социальной экспертизы.


ВВЕДЕНИЕ

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалась относительно недавно.

В конце 70-х гг. XX века еще велись научные дискуссии о поня­тии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирова­ния. В настоящее время функционирование данной отрасли стало реальностью и в условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, она при­обрела особое значение. Нормы этой отрасли служат индикатором социальной политики государства, ибо они должны адекватно ре­агировать на все социальные риски, неизбежно связанные с ры­ночной экономикой, что обусловливает их чрезвычайную дина­мичность.

Нормы данной отрасли адресованы всему населению. Они соп­ровождают каждого человека с момента рождения и до конца жиз­ни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, смерть, безработица, нуждаемость в социальной поддержке в силу иных обстоятельств, не зависящих от самого человека.

Законодательство о социальной защите за последние годы су­щественно изменилось, его необходимо знать каждому человеку, а юристу тем более. Знание его позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальной защитой, адресованной челове­ку, и в случае необходимости защитить свои права.

Право на те или иные виды социального обеспечения в ряде случаев обусловлено трудовой деятельностью человека и реализу­ется непосредственно по месту его работы, причем независимо от организационно-правовых форм организации и видов собствен­ности. Это обязывает юридические службы хорошо ориентиро­ваться в нормах права социального обеспечения, что необходимо учитывать всем, кто готовит себя к будущей практической дея­тельности.

В отличие от многих других отраслей права в этой отрасли пока еще не принят кодификационный акт, в котором были бы закреп­лены общие положения отрасли. Продолжается формирование и системы законодательства о социальном обеспечении, которое чрезвычайно динамично и непрерывно меняется.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина изу­чается в течение одного семестра. Студенты заочной формы обуче­ния выполняют контрольную работу. Студенты дневной и вечер­ней форм обучения могут по своему выбору выполнить по этой дисциплине курсовую работу. Завершается изучение данного кур­са сдачей экзамена.

ПРОГРАММА КУРСА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Понятие, предмет, метод, система права социального

обеспечения

Забота о престарелых, нетрудоспособных, семьях с детьми — одна из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах челове­ка и гражданина о праве каждого человека на социальное обеспе­чение. Роль государства в реализации этого права.

Формирование российской государственной системы социаль­ного обеспечения, перспективы ее развития в условиях рыночной экономики. Возрождение страховых начал в социальном обеспе­чении трудящихся.

Источники финансирования социального обеспечения. Фи­нансовая система обязательного социального страхования. Пенси­онный фонд, Фонд социального страхования Российской Федера­ции, их правовые статусы. Единый социальный налог.

Формы социального обеспечения. Основы обязательного соци­ального страхования. Обязательное пенсионное страхование; обя­зательное социальное страхование: от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное меди­цинское страхование. Виды социального обеспечения.

Понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли и как научной дисциплины. Предмет, метод отрасли и на­учной дисциплины.

Система права социального обеспечения. Структура Общей и Особенной частей отрасли и научной дисциплины. Основные инс­титуты Общей и Особенной частей. Общая характеристика комп­лексных институтов Особенной части отрасли.

Тема 2. Принципы права социального обеспечения

Понятие и общая характеристика принципов правового регули­рования социального обеспечения. Обусловленность правовых принципов политической и экономической системами общества.

Содержание принципов: всеобщность социального обеспече­ния; осуществление социального обеспечения за счет средств фон­дов социального страхования и средств государственного бюдже­та; гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально значимыми; многообразие видов социаль­ного обеспечения; гарантированность уровня социального обеспе­чения не ниже прожиточного минимума; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Тема 3. Источники права социального обеспечения

Нормы международных актов как источники права социально­го обеспечения: Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах человека и гражданина; Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда; Конвенций МОТ; Европейской социальной хартии; Соглашений, заключаемых членами СНГ.

Конституция Российской Федерации о праве граждан на соци­альное обеспечение.

Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. о праве граждан на медицинскую помощь и лече­ние и его гарантиях.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязатель­ного социального страхования».

Федеральные законы, регулирующие пенсионное обеспечение: от 6 марта 2001 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на посто­янное жительство за пределы Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе­дерации», от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противо­пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Федеральные законы, регулирующие обеспечение граждан страховыми выплатами и социальными пособиями: от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имею­щим детей», «О занятости населения в РФ» в ред. от 20 апреля 1996 г., от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», от 5 декаб­ря 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей», от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхо­ванию», от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государ­ственной поддержки семей, имеющих детей».

Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по социальному обслуживанию: от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 10 декаб­ря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной по­мощи» и другие, закрепляющие виды социальных услуг, предос­тавляемых гражданам по системе социального обеспечения.

Законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для ветеранов, инвалидов, семей с детьми: «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; от 15 января 1993 г. «О статусе Ге­роев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кава­леров ордена Славы» в ред. от 23 июля 2005 г.; от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий»; от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы» в ред. от 9 мая 2006 г.; Федеральный закон «О ветеранах» в ред. от 2 января 2000 г. Указанные выше законы следует изучить с учетом изменений, внесен­ных Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 г. и другими зако­нами.

Законы субъектов Российской Федерации.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Их место в системе источников права социального обеспечения.

Акты министерств и ведомств.

Акты органов местного самоуправления.

Локальные акты.

Классификация источников права социального обеспечения: по видам регулируемых ими общественных отношений; в зависи­мости от организационно-правовых способов осуществления со­циального обеспечения.

Тема 4. История развития законодательства о социальном обеспечении

Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении в России до Октябрьской революции.

Первые декреты советской власти о социальном обеспечении.

Советское законодательство о социальном обеспечении до при­нятия Конституции СССР 1936 г.

Правовое регулирование социального обеспечения в СССР до принятия Конституции СССР 1977 г.

Развитие законодательства о социальном обеспечении в пери­од, предшествовавший распаду СССР.

Формирование в России федеральной системы социального обеспечения и состояние законодательства о пенсионном обеспе­чении, об обеспечении населения социальными пособиями, ком­пенсациями, субсидиями, услугами, льготами на современном этапе. Пенсионная реформа, реформа системы социального обс­луживания населения.

Тема 5. Правоотношения в сфере социального обеспечения

Виды общественных отношений, регулируемых правом соци­ального обеспечения. Материальные отношения, возникающие в связи: 1) с денежной формой социального обеспечения граждан (пенсиями; страховыми выплатами, возмещающими ущерб в свя­зи с повреждением здоровья работника; пособиями; компенсаци­онными выплатами, субсидиями, ежемесячной денежной выпла­той), 2) с предоставлением социальных услуг престарелым, нетру­доспособным, семьям, имеющим детей, и безработным, включая отношения по предоставлению бесплатной медицинской и лекар­ственной помощи, а также льгот по системе социального обеспе­чения. Отношения процедурного и процессуального характера, тесно связанные с материальными отношениями и объективно не­обходимые для их нормального функционирования. Общая харак­теристика каждого из элементов правоотношений: субъектов пра­воотношения и их праводееспособности; содержания и объекта; оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Виды пенсионных правоотношений.

Правоотношения по возмещению ущерба в порядке обязатель­ного социального страхования от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний.

Правоотношения, возникающие в связи с обеспечением граж­дан различными пособиями, компенсационными выплатами и субсидиями, ежемесячной денежной выплатой.

Правоотношения по поводу предоставления гражданам соответ­ствующих социальных услуг: медицинского обслуживания, бесп­латной либо на льготных условиях лекарственной помощи, сана­торно-курортного лечения; содержания престарелых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания, а детей — в детских уч­реждениях; профессионального обучения и трудоустройства инва­лидов и обеспечения их техническими средствами реабилитации; социальной помощи на дому; льгот и преимуществ инвалидам, по­жилым и некоторым иным категориям граждан.

Процедурные правоотношения, возникающие в связи:

а) с установлением юридических фактов, объективно необходи-
мых для возникновения материальных правоотношений;

б) с реализацией права на тот или иной вид социального обес-
печения:

в) с жалобами по поводу реализации права на тот или иной вид
социального обеспечения и социального страхования.

Процессуальные правоотношения по поводу споров граждан по вопросам социального обеспечения и социального страхования.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 6. Трудовой стаж

Понятие трудового стажа и его виды.

Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включае­мые в общий трудовой стаж. Понятие смешанного (общего) стра­хового стажа, его отличие от общего трудового стажа, правовые последствия. Периоды, засчитываемые в смешанный (общий) страховой стаж.

Специальный страховой стаж, с учетом которого назначаются досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет.

Специальный трудовой стаж и его юридическое значение. Выс­луга лет военнослужащих как разновидность специального трудо­вого стажа.

Исчисление общего, страхового (смешанного и специального) и специального трудового стажа.

Доказательства трудового стажа. Основные документы, подтвер­ждающие трудовой стаж. Установление трудового стажа по свиде­тельским показаниям.

Тема 7. Пенсионная система России на современном этапе

Основные положения пенсионной реформы, осуществленной в 2001 г. Общая характеристика федеральных законов, закрепивших новую пенсионную систему. Элементы пенсионной системы: страховое и государственное пенсионное обеспечение. Финанси­рование страховых и государственных пенсий.

Понятие пенсии: трудовой и по государственному пенсионно­му обеспечению.

Круг лиц, обеспечиваемых трудовыми и государственными пенсиями. Виды пенсий. Право на одновременное получение двух пенсий.

Основные принципы определения размеров пенсий.

Структура трудовых пенсий: базовая, страховая и накопитель­ная части трудовой пенсии.

Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав и прав застрахованных.

Тема 8. Пенсии по старости

Понятие пенсии по старости. Круг лиц, обеспечиваемых пенси-
ей по старости по федеральным законам «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. и «О государствен-
ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 де-
кабря 2001 г.

Пенсии по старости на общих основаниях. Досрочные пенсии по старости лицам, занятым на работах с особыми условиями тру­да и определенными видами профессиональной деятельности, назначаемые:

1) при пониженном, по сравнению с общим, пенсионном воз­расте (спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирова­ний; занятым на подземных работах, на работах с вредными усло­виями труда и в горячих цехах; на работах с другими тяжелыми ус­ловиями труда; рабочим локомотивных бригад и другим работни­кам, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; лицам, занятым на полевых геоло­горазведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизи­ческих, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; рабочим и мастерам, непосредственно занятым на лесозаготовках и лесосплаве; плавсоставу судов морс­кого, речного флота и флота рыбной промышленности; работни­кам, занятым непосредственным управлением полетами воздуш­ных судов гражданской авиации; рабочим и служащим учрежде­ний, исполняющих уголовные наказания, занятым на работах с осужденными; механизаторам комплексных бригад на погрузоч-но-разгрузочных работах в портах; водителям автобусов, троллей­бусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршру­тах; работникам инженерно-технического состава, обслуживаю­щим воздушные суда гражданской авиации; женщинам-механиза­торам и женщинам — работницам текстильной промышленности);

2) независимо от возраста (лицам, занятым на подземных и отк­рытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полез­ных ископаемых и на строительстве шахт и рудников; плавсоставу судов морского флота рыбной промышленности; летному составу гражданской авиации; лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в госу­дарственных и муниципальных учреждениях; лицам, осуществляв­шим творческую деятельность на сцене в государственных и муни­ципальных театрах и театрально-зрелищных организациях).

Досрочные пенсии по старости следующим категориям граждан:

1) многодетным матерям и одному из родителей, опекуну инва­лидов с детства; женщинам, родившим двух и более детей, рабо­тавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам;

2) инвалидам вследствие военной травмы;

3) инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени;

4) лилипутам и диспропорциональным карликам;

5) лицам, работавшим длительное время в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам;

6) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве олене­водов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Условия назначения пенсии по старости гражданам, пострадав­шим в результате радиационных или техногенных катастроф, раз­меры пенсии.

Размер базовой части трудовой пенсии. Дифференциация раз­мера базовой части пенсии: липам, достигшим 80 лет; инвалидам; лицам, имеющим иждивенцев.

Размер страховой части трудовой пенсии и порядок его опреде­ления. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного и количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пен­сии по старости — единственные критерии, с учетом которых оп­ределяется размер страховой части трудовой пенсии.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости, по­рядок его определения.

Тема 9. Пенсии за выслугу лет

Понятие пенсии за выслугу лет. Круг лиц, обеспечиваемых пен­сией за выслугу лет.

Условия назначения пенсий за выслугу лет: федеральным госу­дарственным служащим по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российс­кой Федерации»; военнослужащим — офицерам, прапорщикам, мичманам; гражданам, проходившим военную службу по контрак­ту; лицам рядового и начальствующего состава органов внутрен­них дел; прокурорским работникам; сотрудникам таможенных ор­ганов; сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнитель­ной системы по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, орга­нах по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; летчикам-испытателям.

Размеры пенсий за выслугу лет.

Порядок выплаты пенсий за выслугу лет работающим пенсио­нерам.

Тема 10. Пенсии по инвалидности

Понятие инвалидности. Степени, причины инвалидности и их юридическое значение.

Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.

Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов: из чис­ла военнослужащих; участников Великой Отечественной войны; граждан, пострадавших в результате радиационных или техноген­ных катастроф.

Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности и его дифференциация в зависимости от степени инвалидности и нали­чия иждивенцев. Порядок определения страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Сумма расчетного пенсионного капита­ла застрахованного, количество месяцев ожидаемого периода вып­латы трудовой пенсии по старости и нормативная продолжитель­ность страхового стажа — критерии, на основе которых определя­ется размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Порядок исчисления нормативной продолжительности страхово­го стажа инвалида.

Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности и по­рядок ее определения.

Размеры пенсии по инвалидности: военнослужащим; участни­кам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Выплата пенсии по инвалидности работающим пенсионерам.

Тема 11. Пенсии по случаю потери кормильца

Понятие пенсии по случаю потери кормильца.

Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу.

Условия назначения пенсии, относящиеся к членам семьи, по­терявшей кормильца:

а) круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией;

б) понятие нетрудоспособности члена семьи. Члены семьи,
признаваемые нетрудоспособными в силу закона;

в) понятие иждивения. Случаи назначения пенсии членам
семьи, не находившимся на иждивении кормильца.

Специальные правила обеспечения пенсией по случаю потери кормильца семей: военнослужащих; граждан, пострадавших в ре­зультате радиационных или техногенных катастроф. Ежемесячное денежное содержание членам семьи судьи Конституционного Су­да РФ в случае его смерти (гибели). Ежемесячное пособие членам семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государ­ственной Думы Федерального Собрания.

Размеры базовой и страховой частей трудовой пенсии по слу­чаю потери кормильца, порядок их определения. Сумма расчетно­го Пенсионного капитала умершего кормильца, количество меся­цев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, норматив­ная продолжительность страхового стажа кормильца и количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на данную пенсию, — критерии, с учетом которых определя­ется страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормиль­ца. Определение размера пенсии по случаю потери кормильца, по­лучавшего пенсию по старости или по инвалидности.

Выплата средств, накопленных застрахованным и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в случае его смерти до назначения накопительной части трудовой пенсии по старости или по инвалидности.

Размеры пенсии по случаю потери кормильца семьям военнос­лужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.

Выплата пенсий по случаю потери кормильца работающим пенсионерам.

Тема 12. Пенсионное и дополнительное материальное обеспече­ние отдельных категорий, социальные пенсии

Круг лиц, обеспечиваемых пенсиями на условиях, предусмот­ренных для военнослужащих.

Ежемесячное денежное содержание для судей.

Дополнительное пенсионное обеспечение депутатов Государ­ственной Думы и членов Совета Федерации; лиц, занимавших го­сударственные должности РФ.

Дополнительное социальное обеспечение членов летных эки­пажей воздушных судов гражданской авиации.

Дополнительное пенсионное обеспечение граждан из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граж­дан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Рос­сийской Федерацией.

Дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям Советского Союза, Героям Российской Феде­рации и полным кавалерам ордена Славы.

Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на государственную пенсию специалис­там ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Дополнительное материальное обеспечение участников Вели­кой Отечественной войны и других категорий граждан.

Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Условия наз­начения социальной пенсии.

Размеры социальной пенсии.

Порядок выплаты социальной пенсии в период работы.

Тема 13. Назначение, перерасчет, индексация, выплата и достав­ка пенсий. Ответственность за достоверность документов. Разрешение споров по пенсионным вопросам

Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий. Индекса­ция пенсий.

Сроки, с которых назначается пенсия либо изменяется ее раз­мер. День обращения за пенсией.

Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии.

Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.

Сроки выплаты и доставки пенсии.

Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное житель­ство за пределы территории РФ.

Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии.

Удержания из трудовой пенсии.

Разрешение споров по пенсионным вопросам.

Тема 14. Возмещение ущерба в порядке обязательного социально­го страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Круг лиц, подлежащих данному виду обязательного социально­го страхования. Права и обязанности застрахованного.

Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в случае смерти застрахованного.

Виды обеспечения по страхованию.

Размеры единовременной и ежемесячной страховых выплат.

Дополнительное материальное обеспечение пострадавших от несчастного случая на производстве или профессионального забо­левания.

Назначение и выплата обеспечения по страхованию.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное мес­то жительства за пределы Российской Федерации.

Тема 15. Пособия, компенсационные выплаты, субсидии. Государственная социальная помощь, ежемесячная денежная выплата

Понятие пособий и их классификация. Единовременные, еже­месячные и периодические пособия. Пособия, возмещающие ут­раченный заработок. Пособия, выплачиваемые в целях социаль­ной поддержки.

Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначе­ния, размер, срок выплаты. Основания для снижения размера по­собия. Исчисление заработка для определения размера пособия.

Основания для отказа в назначении пособия.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в меди­цинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Пособие по беременности и родам: круг лиц, обеспечиваемых пособием, условия назначения; период, за который оно выплачи­вается; размер, срок обращения.

Пособия на детей: единовременные пособия при рождении ре­бенка и при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесяч­ные пособия по уходу за ребенком и приемной семье на детей, на­ходящихся на ее воспитании. Продолжительность выплаты. Раз­меры пособий, срок обращения.

Материнский капитал; родовой сертификат.

Пособие по безработице: условия назначения, размер, сроки вып­латы. Случаи принятия решений о прекращении, приостановлении выплаты пособия по безработице или снижении его размера.

Ежемесячные пособия: супругам военнослужащих; детям от­дельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву.

Социальное пособие военнослужащим по контракту, уволен­ным с военной службы по уважительным причинам, но без права на пенсию.

Ежегодные пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в учебных заведениях про­фессионального образования.

Единовременные денежные пособия лицам, привлекавшимся к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероп­риятий по борьбе с терроризмом, в случаях получения ими ране­ний или признания их инвалидами.

Единовременные пособия: потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых принято решение об осуществлении государственной защиты; осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы.

Пособие и компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений.

Социальное пособие на погребение: условия назначения, раз­мер, порядок выплаты и срок обращения.

Ежемесячные компенсационные выплаты по системе социаль­ного обеспечения:

—родителям за содержание ребенка в образовательном учреж­дении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

—находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет;

—студентам и аспирантам за время академического отпуска по медицинским показаниям;

—женам служащих органов внутренних дел, проживающим вмес­те с супругом в местности, где они не могут быть трудоустроены;

—трудоспособным неработающим гражданам, осуществляю­щим уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 18 лет, а также лицами, достигшими 80 лет;

—детям-сиротам;

—вынужденным-переселенцам и беженцам;

—пострадавшим от политических репрессий и впоследствии реабилитированным;

—гражданам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС;

—некоторым категориям служащих на организацию отдыха де­тей;

—гражданам, занятым на работах с химическим оружием;

—другим категориям граждан.

Материальная помощь: гражданам, принятым на прежнее мес­то работы после прохождения военной службы по призыву; сту­дентам, аспирантам, докторантам.

Государственная социальная помощь.

Ежемесячная денежная выплата.

Жилищные субсидии.

Тема 16. Медицинская помощь и лечение

Основные принципы охраны здоровья граждан. Обязательное медицинское страхование — одна из гарантий права граждан на бесплатную медицинскую помощь и лечение.

Права семьи, беременных женщин и матерей, несовершенно­летних, инвалидов в области охраны здоровья.

Виды медико-социальной помощи: первичная медико-сани­тарная помощь; скорая медицинская помощь; специализирован­ная медицинская помощь; медико-социальная помощь гражда­нам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболе­ваниями, представляющими опасность для окружающих.

Программа гарантированных государством бесплатных меди­цинских услуг.

Лекарственная помощь. Круг лиц, пользующихся лекарствен­ной помощью бесплатно или на льготных условиях.

Санаторно-курортное лечение.

Тема 17. Социальное обслуживание

Общая характеристика системы социального обслуживания как одного из элементов общефедеральной системы социального обеспечения. Понятие и виды социального обслуживания.

Стационарное и полустационарное обслуживание в учреждени­ях социального обслуживания; социально-медицинское обслужи­вание на дому, срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.

Виды гарантированных государством социальных услуг, пре­доставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государ­ственными и муниципальными учреждениями социального обслу­живания. Круг лиц из числа пожилых граждан и инвалидов, кото­рым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Социальное обслуживание семей с детьми. Содержание детей в детских учреждениях — один из видов социального обеспечения семей с детьми и детей, лишенных родительской опеки.

Профессиональная реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации. Образование инвалидов, обеспечение их занятости и социально-бытовое обслуживание.

Транспортное обслуживание инвалидов.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилита­ции.

Тема 18. Льготы по системе социального обеспечения

Общая характеристика системы льгот как одного из способов, используемых государством в целях социальной поддержки насе­ления. Монетизация льгот.

Круг лиц, пользующихся льготами по системе социального обеспечения:

—ликвидаторы аварии и граждане, пострадавшие от радиации;

—граждане, занятые на работах с химическим оружием;

—специалисты ядерного оружейного комплекса;

—ветераны, инвалиды и участники войны;

—инвалиды с детства;

—дети-сироты;

—семьи, имеющие детей-инвалидов;

—жертвы политических репрессий;

—бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;

—Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы трех сте­пеней и их семьи;

—Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой славы и их семьи.

Классификация льгот.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., Волтерс Клувер. 2005.

Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М., Проспект, 2007.

Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Фи­липповой. М., 2006.

Право социального обеспечения России. Практикум. М., Прос­пект. 2007.

Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М., 2003.

Дополнительная

Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концеп­ции развития российского законодательства. М., 1998.

Азарова Е.Г. Проблемы применения пенсионного законода­тельства // Хозяйство и право. 2005. № 9.

Азарова Е.Г. Пленум Верховного Суда РФ о разрешении пенси­онных споров // Хозяйство и право. 2006. № 4.

Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР: Учеб­ник. М., 1987. Гл. 1, §4; гл. II.

Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование: Учебное пособие для сту­дентов высших учебных заведений. М., 2002.

Антипьева Н.В. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности //Журнал российского права. 2004. № 2.

Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского со­юза. История, организация, финансирование, проблемы. М.: Эко­номика, 2006.

Астрахан Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М., 1961.

Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971.

Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцова Е.Н.Экономика социаль­ного страхования. М., 1998.

Батыгин К.С. Право социального обеспечения: Общая часть: Учеб. пособие. М., 1998.

Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования. М.;Л., 1923.

Виноградова З.Д. Размер пособия по временной нетрудоспо­собности и основания его дифференциации // Трудовое право. 2006. № 4.

Геворкян А.Т. Европейская социальная хартия и ее реформа // Московский журнал международного права. 2002. № 2.

Забелин Л.В.Теоретические основы социального страхования. М., 1926.

Забелин Л.В. Теория социального обеспечения. М., 1924.

Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.

Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.

Кобзева СИ. К вопросу об источниках права социального обес­печения. Научные труды МГЮА. 2006. № 3.

Козлова Т.А. Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности // Трудовое право. 2006. № 1-2.

Комаровская СД. Социальное обеспечение в Великобритании. Издательство: КД Университет, 2006.

Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирова­ние социального страхования. Издательство: ИТК Дашков и К, 2006.

Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельнос­ти Российской Федерации по социальной защите населения. М., 2005.

Лисица В.Н. Об основных направлениях кодификации законо­дательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10.

Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и задача кодификации законодательства // Государство и право на рубеже веков. М., 2001.

Мачульская Е.Е. Современные представления о предмете права социального обеспечения //Вестник Московского университета.

2003. № 6.

Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обес­печения: Учебное пособие, практикум. М.,2006.

Миронова Т.К. Право и социальная защита. Издательство: Права человека, 2006.

Никитин С.М., Степанова М.П. Распределение доходов и соци­альная защита населения в развитых странах // Трудовое право.

2004. №12.

Орлов-Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России. М., 2005.

Полупанов М.И. К вопросу о понятии метода права социально­го обеспечения // Труды ВЮЗИ. 1978. Т. 62.

Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2005.

Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституци­онных прав граждан на пенсионное обеспечение // Государство и право. 2005. №5.

Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие. Екате­ринбург, 1999.

Социальное страхование и социальная защита: Доклад Гене­рального директора Международного бюро труда МОТ. Ч. 1. Же­нева, 1993.

Тучкова Э.Г. Социально-экономические права человека в со­циальном государстве и проблемы кодификации законодательства России о социальном обеспечении // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения. М., 2003.

Тучкова Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспече­ния России (правовые проблемы) // Трудовое право и право соци­ального обеспечения, актуальные проблемы. М., 2000.

Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социально­го обеспечения // Государство и право на рубеже веков. М., 2001.

Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы право­вого регулирования. Омск, 2000.

Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулиро­вания социального страхования. Омск, ОмГУ, 2003.

Федорова М.Ю. Вопросы социального страхования в коллек­тивных договорах и соглашениях: теория и практика //Трудовое право. 2002. № 2.

Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российс­кой Федерации: Учеб. пособие. Вып. 1. Екатеринбург, 1996.

Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах восточной Европы: общие подходы и осо­бенности //Трудовое право. 2003. № 2.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

КУРСА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Понятие, предмет, метод, система права социального

обеспечения

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоин­стве и правах. Международное сообщество исходит из того, что признание государством, обществом присущего всем членам чело­веческой семьи достоинства и равных, неотъемлемых прав являет­ся основой свободы, справедливости и всеобщего мира. При этом права человека должны охраняться властью закона.

Основным правом человека международное сообщество признает право на жизнь, которое гарантируется целой системой других прав, принадлежащих человеку. Одним из них признается право каждого как члена общества на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалиднос­ти, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств существования по не зависящим от человека обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь со стороны общества.

Таким образом, забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого человека, потерявшего источник средств су­ществования по не зависящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и на­ходит свое правовое закрепление в таких актах, как Всеобщая декла­рация прав человека (1948) и Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах человека и гражданина.

Роль государств, участвующих в Международном пакте, чрез­вычайно важна. Они обязуются гарантировать осуществление прав, закрепленных в пакте (включая право на социальное обеспе­чение), без какой бы то ни было дискриминации в зависимости от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убежде­ний, национальности или социального происхождения, имущест­венного положения или иного обстоятельства.

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах человека и гражданина был ратифицирован Прези­диумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291).

С возрождением государственности России объективно связан и процесс формирования российской государственной системы социальной защиты граждан. Она призвана гарантировать право каждого человека, проживающего на территории России, на соци­альное обеспечение не ниже того уровня, который закреплен в международных актах, ранее ратифицированных СССР. В то же время данная система явится фундаментом для комплекса общест­венных отношений, адекватно отражающих принципиально но­вый характер распределения совокупного общественного продук­та, создаваемого уже в условиях рыночной экономики.

Экономика, сориентированная на рынок, предполагает функ­ционирование не только рынка товаров, капитала, ценных бумаг, но и рынка труда. В связи с этим затраты на социальное обеспече­ние работника (в том числе переставшего быть таковым в силу обс­тоятельств, признаваемых обществом социально уважительными) рассматриваются как один из элементов, формирующих стои­мость рабочей силы.

Организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения наемных работников, выдержавшей испытание време­нем во всех странах с рыночной экономикой, остается обязательное социальное страхование. Суть его заключается в распределении со­циального риска потери заработка либо его снижения по не завися­щим от работника обстоятельствам на работодателей и самих рабо­тающих, которые отчисляют страховые платежи в целевые феде­ральные фонды социального страхования. Средства таких фондов не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для фи­нансирования которых они созданы. Расходы на социальное обес­печение работающих (либо несущих службу) частично финансиру­ются и за счет ассигнований из государственного бюджета.

Обязательный (государственный) характер социального стра­хования выражается, во-первых, в обязательности страховых пла­тежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступлений платежей; в-третьих, в обеспече­нии трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законода­тельством.

Необходимо изучить Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», закрепив­ший принципы обязательного социального страхования, перечень социальных рисков и страховых случаев, а также виды социально­го обеспечения в порядке обязательного социального страхования.

С 1 января 2002 г. вступили в силу федеральные законы, кото­рыми завершена пенсионная реформа в России. Одним из этих за­конов является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обя­зательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который устанавливает страховщика, страхователей и круг застра­хованных (ст. 5—7 закона); закрепляет финансовую систему обяза­тельного пенсионного страхования и порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Это внебюджет­ные кредитно-финансовые системы. Они образуются за счет еди­ного социального налога, в том числе страховых платежей работо­дателей. Средства федеральных фондов социального страхования расходуются на выплату пенсий, пособий трудящимся, на получе­ние медико-социальной помощи в порядке обязательного меди­цинского страхования.

Необходимо иметь в виду, что с 1.01.2001 г. вступила в силу часть II Налогового кодекса РФ, в котором предусмотрено введе­ние единого социального налога во все указанные выше фонды (гл. 24). В Налоговом кодексе закреплены также и виды доходов, на которые начисляется указанный налог.

Другой централизованной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения является социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. В рамках данной формы социальное обеспечение пре­доставляется тем, кто не подлежит государственному социальному страхованию (например, пенсионное обеспечение лиц, проходив­ших военную службу и службу в органах внутренних дел, и их се­мей), а также тем, кто не трудится («еще» или «уже» нетрудоспо­собны), и вне всякой связи с трудовой деятельностью (предостав­ление социальных пенсий, комплекса социальных услуг пожилым, нетрудоспособным, семьям с детьми).

Кроме того, за счет бюджетных ассигнований финансируются также расходы на пенсионное обеспечение, предоставляемое на основании специальных нормативных актов (судьям, прокуроре -ко-следственным работникам, государственным служащим, депу­татам). Это как бы смешанная форма социального обеспечения.

Наряду с централизованными, в настоящее время широкое распространение получают региональные и локальные формы со­циального обеспечения, когда общегосударственные гарантии со­циального обеспечения повышаются за счет финансовых средств, выделяемых по специальным программам на региональном, муни­ципальном уровнях и в каждой отдельной организации.

Раскрывая понятие государственной системы социального обеспечения, следует исходить из того, что это явление многоаспе­ктное. Это не только комплекс социально-экономических мер, га­рантирующих социальную защиту граждан. Это также и комплекс­ное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений к раз­личным отраслям права (финансовому, государственному, адми­нистративному, праву социального обеспечения).

Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины требует четкого представления о предмете и методе, как отрасли, так и науки. Под отраслью понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, возникающих: а) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенсиями, пособиями, страховыми и компенсационными выплатами, субсидиями); б) в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг

(отношения по поводу медицинской помощи, лечения, социаль­ного обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с деть­ми, безработных); в) по поводу установления юридических фак­тов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социально­го обеспечения (отношения процедурного и процессуального ха­рактера). Дальнейшая конкретизация вопроса о предмете права социального обеспечения как отрасли права предполагает деталь­ный анализ пенсионных отношений, отношений по поводу стра­ховых выплат пострадавшим от несчастного случая на производ­стве или профессионального заболевания, каждого вида пособия, компенсации, субсидии, а также каждого вида социальной услуги. При этом важно показать, что нормальное функционирование ма­териальных отношений обеспечивается предшествующими им (либо возникающими наряду с ними) отношениями процедурного либо процессуального характера.

Предмет науки в отличие от предмета отрасли значительно ши­ре, ибо наука как система (совокупность) научных знаний, право­вых взглядов, идей охватывает знания не только о содержании пра­вовых норм данной отрасли, но и дает понятие самой отрасли, ее предмета, метода правового регулирования, системы; раскрывает все основные элементы правоотношений (основания их возник­новения, изменения, прекращения, содержание, круг субъектов); содержит знания об истории развития отрасли и международном правовом регулировании общественных отношений по социаль­ному обеспечению, а также о законодательстве других стран.

Вопрос о методе правового регулирования данной отрасли — один из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему. Необходимо изложить общие положения основных кон­цепций, имея в виду, что под методом правового регулирования об­щественных отношений той или иной отрасли.права понимается со­вокупность приемов и способов, используемых законодателем в це­лях наиболее оптимального их регулирования. Во-первых, необхо­димо уяснить, что право социального обеспечения относится к чис­лу публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем за­конодатель использует, главным образом, императивный способ их правового регулирования. Во-вторых, специфика приемов регули­рования обусловлена тем, что Россия — федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отне­сено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Реализация этой компетенции выражается в сочетании централизованного с региональным и муниципальным способами установления прав и обязанностей субъектов. По мере экономичес­кой стабилизации все большее распространение получает и локаль­ное нормативное регулирование. В-третьих, в приемах правового регулирования находят отражение и такие признаки, которые ха­рактерны только для данной отрасли права. К их числу относятся следующие: особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридичес­ких фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный харак­тер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санк­ций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и спо­соба защиты нарушенного права.

Система права социального обеспечения как отрасли — это науч­но обоснованная классификация ее правовых норм. Нужно пока­зать, по какому критерию одни из них включаются в Общую часть, а другие — в Особенную; назвать основные институты. Сравнить систему науки с системой отрасли, показав комплексный характер многих институтов как отрасли, так и науки.

Тема 2. Принципы права социального обеспечения

Рассмотрение вопроса о принципах права социального обеспе­чения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов по­литическими и экономическими системами государства.

Важно раскрыть содержание каждого из следующих принци­пов: всеобщность социального обеспечения; осуществление соци­ального обеспечения, как за счет страховых платежей, так и за счет средств бюджета; гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально значимыми (старость, инва­лидность, временная нетрудоспособность, потеря работы и зара­ботка, смерть, рождение детей, потеря кормильца, вынужденное переселение и др.); многообразие видов социального обеспечения (обеспечение пенсиями, страховыми выплатами, пособиями, ком­пенсационными выплатами, субсидиями; предоставление различ­ного рода социальных услуг); соизмерение уровня социального обеспечения с прожиточным минимумом: в настоящее время дан­ный принцип пока не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере, такого уровня не достигает (например, минимальная пен­сия по старости, пособие на детей, компенсационные выплаты и др.), однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень.жизни. Такая обязанность вытекает как из Международного пакта об эко­номических, социальных и культурных правах человека, рати­фицированного СССР, так и из ст. 7 Конституции Российской Фе­дерации; дифференциация условий и уровня социального обеспе­чения в зависимости от величины трудового вклада, причин нуж­даемости и иных социально значимых факторов; участие общест­венных объединений, представляющих интересы граждан, в разра­ботке, принятии и реализации решений по вопросам социального обеспечения и защите их прав.

Тема 3. Источники права социального обеспечения

Под источниками права понимаются внешние формы выраже­ния правотворческой деятельности государства, с помощью кото­рой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В российском праве основными его источниками являются норма­тивные акты. К актам, имеющим высшую юридическую силу, от­носятся, прежде всего, международные акты, ратифицированные Россией, и Конституция РФ. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7); со­циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалиднос­ти, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в госу­дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст. 38); каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Необходимо также знать содержание ст. 37, 45, 53. В силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права и международные договоры РФ являются сос­тавной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром РФ установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора. Следо­вательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федера­ции. К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Международного пакта об экономических, со­циальных и культурных правах человека и гражданина; нормы Конвенций МОТ, ратифицированных СССР или Российской Фе­дерацией; нормы актов, принятых на уровне Совета Европы, соглашений, заключаемых странами СНГ по вопросам социально­го обеспечения; нормы других международных договоров, заклю­чаемых Россией.

Среди источников данной отрасли есть и Основы законодатель­ства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г., в кото­рых закреплено право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, беременных женщин и женщин-матерей, инвалидов, несо­вершеннолетних. Основы устанавливают также и гарантии этого права. Особое место среди них занимают права граждан на бесп­латное получение различных видов медико-социальной помощи, а инвалидов — на бесплатную профессиональную переподготовку и трудоустройство.

Следующий уровень источников — это законы. Отличительной чертой источников права социального обеспечения на современ­ном этапе является то, что многие отношения в данной сфере регулируются сейчас нормами именно законов. Это, например, фе­деральные законы от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»; от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний», Закон РФ «О пенсионном обес­печении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, ор­ганах по контролю за оборотом наркотических средств и психот­ропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнитель­ной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.; федеральные зако­ны: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 де­кабря 200, г., «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г.; за­коны РФ: «О государственных пособиях гражданам, имеющим де­тей» от 19 мая 1995 г., «О социальном обслуживании граждан по­жилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., «О прожиточном минимуме» от 24 октября 1997 г., «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г., федеральные законы: «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г., «Об обеспечении пособи­ями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. и другие. Изучая эти акты, необходимо иметь в виду, что в них вносились существенные из­менения, в частности Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 г. и другими законами.

К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов федерации, предусматривающие зако­нодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев насе­ления.

Многие вопросы социальной защиты населения регулируются указами Президента РФ, в связи с чем они также выполняют роль ис­точников права социального обеспечения. К их числу следует отнес­ти указы Президента РФ: «Об обеспечении деятельности Конститу­ционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей» от 7 февраля 2000 г.; «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» от 18 февраля 2005 г.; «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граж­дан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» от 30 марта 2005 г.; «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие во­енной травмы» от 2 августа 2005 г.; «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» от 26 декабря 2006 г., и другие.

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок при­менения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспече­нии граждан пособиями либо устанавливают дополнительные ме­ры социальной защиты для определенных слоев населения, в свя­зи с чем и выступают в качестве источников права социального обеспечения. Это, например, следующие постановления: «Об ут­верждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пен­сию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-тех­нического состава, а также службы управления воздушным движе­нием» от 4 сентября 1991 г.; «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятель­ность которых в школах и других учреждениях для детей дает пра­во на пенсию за выслугу лет» от 6 сентября 1991 г.; «Об утвержде­нии списка профессий и должностей работников здравоохране­ния, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населе­ния дает право на пенсию за выслугу лет» от 6 сентября 1991 г. Сле­дует иметь в виду, что наряду с указанными списками с 1 ноября 1999 г. применяются и новые списки, утвержденные Правитель­ством постановлениями № 1067 и № 1066 (СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4857,4856; 2000. № 13. Ст. 1377). Постановлениями Правитель­ства РФ утверждены: Положение о назначении и выплате государ­ственных пособий гражданам, имеющим детей, от 30 декабря 2006 г.; Инструкция по организации индивидуального (персонифициро­ванного) учета для целей государственного пенсионного страхо­вания от 15 марта 1997 г. с последующими изменениями и допол­нениями (СЗ РФ. 2003. № 29. Ст. 2999). К данной группе источни­ков права социального обеспечения относится также целый ряд других постановлений Правительства РФ по вопросам социально­го обеспечения.

Акты министерств — следующий уровень источников права со­циального обеспечения. К ним относятся акты, принятые Минис­терством труда и социального развития РФ, которое было образо­вано в связи со слиянием Минтруда РФ, Министерства социаль­ной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости насе­ления РФ. Указанное министерство затем было преобразовано в Министерство,здравоохранения и социального развития РФ. Та­ким образом, оно осуществляет прежние функции ликвидирован­ных министерств и ведомств, в связи с чем принимает акты как по вопросам труда, заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, так и по вопросам социального обеспечения. Это также акты других министерств. В ряде случаев на основании актов таких органов гражданам производятся социальные выплаты либо пре­доставляются социальные услуги.

Акты органов местного самоуправления и локальные акты как ис­точники права социального обеспечения приобретают важное зна­чение на современном этапе, когда формируется рыночная эконо­мика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на муниципальном уровне, на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные к фе­деральным меры социальной поддержки граждан. К числу таких актов могут относиться территориальные соглашения, акты орга­нов местного самоуправления, коллективные договоры.

Источники права социального обеспечения наряду с их класси­фикацией по юридической силе можно классифицировать и по видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом слу­чае необходимо выделять акты, регулирующие общественные от­ношения; а) по пенсионному обеспечению граждан; б) по обеспе­чению граждан страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пособиями, субсидиями и ком­пенсационными выплатами; в) по предоставлению медицинской помощи и лечения, социальных услуг и льгот по системе социаль­ного обеспечения.

Источники могут быть классифицированы и по субъектам от­ношений. Это акты, регулирующие социальное обеспечение по­жилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малои­мущих граждан.

Правомерна классификация источников права социального обеспечения и в зависимости от организационно-правовых спосо­бов (форм) социального обеспечения. С учетом данного критерия классификации необходимо рассматривать отдельно акты, регули­рующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обя­зательного социального страхования, и акты, регулирующие соци­альное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета, когда те или иные виды социального обеспечения пре­доставляются человеку вне всякой связи с его трудом (прошлым либо настоящим).

Тема 4. Правоотношения в сфере социального обеспечения

Давая характеристику правоотношений в сфере социального обеспечения, следует указывать, что они представляют собой оп­ределенную общественную связь между гражданами, с одной сто­роны, и органами госуда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: