Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Волго-Вятский институт (филиал) Университета
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
КАФЕДРА
ТРУДОВОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО КУРСУ «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
для студентов всех форм обучения
на 2013\2014, 2014\2015 учебные годы
КИРОВ 2014
Утверждена на заседании кафедры
Трудового и предпринимательского права
«_08_»__апреля___ 2014 года
Протокол № __3.________________
Методические материалы подготовлены Заслуженным юристом РФ, профессором, доктором юридических наук Э.Г. Тучковой
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
РФ — Российская Федерация.
Бюллетень Минтруда РФ — Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
|
|
БТИСЗ РФ — Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации.
БНА РФ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Ведомости РСФСР — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
Ведомости РФ — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
Пост. — Постановление.
РГ — Российская газета.
САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации.
Утв. — Утвержденные.
МСЭ — Учреждение медико-социальной экспертизы.
ВВЕДЕНИЕ
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалась относительно недавно.
В конце 70-х гг. XX века еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время функционирование данной отрасли стало реальностью и в условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, она приобрела особое значение. Нормы этой отрасли служат индикатором социальной политики государства, ибо они должны адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с рыночной экономикой, что обусловливает их чрезвычайную динамичность.
Нормы данной отрасли адресованы всему населению. Они сопровождают каждого человека с момента рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, смерть, безработица, нуждаемость в социальной поддержке в силу иных обстоятельств, не зависящих от самого человека.
|
|
Законодательство о социальной защите за последние годы существенно изменилось, его необходимо знать каждому человеку, а юристу тем более. Знание его позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальной защитой, адресованной человеку, и в случае необходимости защитить свои права.
Право на те или иные виды социального обеспечения в ряде случаев обусловлено трудовой деятельностью человека и реализуется непосредственно по месту его работы, причем независимо от организационно-правовых форм организации и видов собственности. Это обязывает юридические службы хорошо ориентироваться в нормах права социального обеспечения, что необходимо учитывать всем, кто готовит себя к будущей практической деятельности.
В отличие от многих других отраслей права в этой отрасли пока еще не принят кодификационный акт, в котором были бы закреплены общие положения отрасли. Продолжается формирование и системы законодательства о социальном обеспечении, которое чрезвычайно динамично и непрерывно меняется.
Право социального обеспечения как учебная дисциплина изучается в течение одного семестра. Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу. Студенты дневной и вечерней форм обучения могут по своему выбору выполнить по этой дисциплине курсовую работу. Завершается изучение данного курса сдачей экзамена.
ПРОГРАММА КУРСА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Понятие, предмет, метод, система права социального
обеспечения
Забота о престарелых, нетрудоспособных, семьях с детьми — одна из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина о праве каждого человека на социальное обеспечение. Роль государства в реализации этого права.
Формирование российской государственной системы социального обеспечения, перспективы ее развития в условиях рыночной экономики. Возрождение страховых начал в социальном обеспечении трудящихся.
Источники финансирования социального обеспечения. Финансовая система обязательного социального страхования. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, их правовые статусы. Единый социальный налог.
Формы социального обеспечения. Основы обязательного социального страхования. Обязательное пенсионное страхование; обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное медицинское страхование. Виды социального обеспечения.
Понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли и как научной дисциплины. Предмет, метод отрасли и научной дисциплины.
Система права социального обеспечения. Структура Общей и Особенной частей отрасли и научной дисциплины. Основные институты Общей и Особенной частей. Общая характеристика комплексных институтов Особенной части отрасли.
Тема 2. Принципы права социального обеспечения
Понятие и общая характеристика принципов правового регулирования социального обеспечения. Обусловленность правовых принципов политической и экономической системами общества.
Содержание принципов: всеобщность социального обеспечения; осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета; гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения; гарантированность уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.
|
|
Тема 3. Источники права социального обеспечения
Нормы международных актов как источники права социального обеспечения: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда; Конвенций МОТ; Европейской социальной хартии; Соглашений, заключаемых членами СНГ.
Конституция Российской Федерации о праве граждан на социальное обеспечение.
Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. о праве граждан на медицинскую помощь и лечение и его гарантиях.
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».
Федеральные законы, регулирующие пенсионное обеспечение: от 6 марта 2001 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Федеральные законы, регулирующие обеспечение граждан страховыми выплатами и социальными пособиями: от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О занятости населения в РФ» в ред. от 20 апреля 1996 г., от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», от 5 декабря 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей», от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
|
|
Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по социальному обслуживанию: от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» и другие, закрепляющие виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения.
Законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для ветеранов, инвалидов, семей с детьми: «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; от 15 января 1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» в ред. от 23 июля 2005 г.; от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий»; от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы» в ред. от 9 мая 2006 г.; Федеральный закон «О ветеранах» в ред. от 2 января 2000 г. Указанные выше законы следует изучить с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 г. и другими законами.
Законы субъектов Российской Федерации.
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Их место в системе источников права социального обеспечения.
Акты министерств и ведомств.
Акты органов местного самоуправления.
Локальные акты.
Классификация источников права социального обеспечения: по видам регулируемых ими общественных отношений; в зависимости от организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения.
Тема 4. История развития законодательства о социальном обеспечении
Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении в России до Октябрьской революции.
Первые декреты советской власти о социальном обеспечении.
Советское законодательство о социальном обеспечении до принятия Конституции СССР 1936 г.
Правовое регулирование социального обеспечения в СССР до принятия Конституции СССР 1977 г.
Развитие законодательства о социальном обеспечении в период, предшествовавший распаду СССР.
Формирование в России федеральной системы социального обеспечения и состояние законодательства о пенсионном обеспечении, об обеспечении населения социальными пособиями, компенсациями, субсидиями, услугами, льготами на современном этапе. Пенсионная реформа, реформа системы социального обслуживания населения.
Тема 5. Правоотношения в сфере социального обеспечения
Виды общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения. Материальные отношения, возникающие в связи: 1) с денежной формой социального обеспечения граждан (пенсиями; страховыми выплатами, возмещающими ущерб в связи с повреждением здоровья работника; пособиями; компенсационными выплатами, субсидиями, ежемесячной денежной выплатой), 2) с предоставлением социальных услуг престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, и безработным, включая отношения по предоставлению бесплатной медицинской и лекарственной помощи, а также льгот по системе социального обеспечения. Отношения процедурного и процессуального характера, тесно связанные с материальными отношениями и объективно необходимые для их нормального функционирования. Общая характеристика каждого из элементов правоотношений: субъектов правоотношения и их праводееспособности; содержания и объекта; оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
Виды пенсионных правоотношений.
Правоотношения по возмещению ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Правоотношения, возникающие в связи с обеспечением граждан различными пособиями, компенсационными выплатами и субсидиями, ежемесячной денежной выплатой.
Правоотношения по поводу предоставления гражданам соответствующих социальных услуг: медицинского обслуживания, бесплатной либо на льготных условиях лекарственной помощи, санаторно-курортного лечения; содержания престарелых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания, а детей — в детских учреждениях; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов и обеспечения их техническими средствами реабилитации; социальной помощи на дому; льгот и преимуществ инвалидам, пожилым и некоторым иным категориям граждан.
Процедурные правоотношения, возникающие в связи:
а) с установлением юридических фактов, объективно необходи-
мых для возникновения материальных правоотношений;
б) с реализацией права на тот или иной вид социального обес-
печения:
в) с жалобами по поводу реализации права на тот или иной вид
социального обеспечения и социального страхования.
Процессуальные правоотношения по поводу споров граждан по вопросам социального обеспечения и социального страхования.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема 6. Трудовой стаж
Понятие трудового стажа и его виды.
Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж. Понятие смешанного (общего) страхового стажа, его отличие от общего трудового стажа, правовые последствия. Периоды, засчитываемые в смешанный (общий) страховой стаж.
Специальный страховой стаж, с учетом которого назначаются досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет.
Специальный трудовой стаж и его юридическое значение. Выслуга лет военнослужащих как разновидность специального трудового стажа.
Исчисление общего, страхового (смешанного и специального) и специального трудового стажа.
Доказательства трудового стажа. Основные документы, подтверждающие трудовой стаж. Установление трудового стажа по свидетельским показаниям.
Тема 7. Пенсионная система России на современном этапе
Основные положения пенсионной реформы, осуществленной в 2001 г. Общая характеристика федеральных законов, закрепивших новую пенсионную систему. Элементы пенсионной системы: страховое и государственное пенсионное обеспечение. Финансирование страховых и государственных пенсий.
Понятие пенсии: трудовой и по государственному пенсионному обеспечению.
Круг лиц, обеспечиваемых трудовыми и государственными пенсиями. Виды пенсий. Право на одновременное получение двух пенсий.
Основные принципы определения размеров пенсий.
Структура трудовых пенсий: базовая, страховая и накопительная части трудовой пенсии.
Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав и прав застрахованных.
Тема 8. Пенсии по старости
Понятие пенсии по старости. Круг лиц, обеспечиваемых пенси-
ей по старости по федеральным законам «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. и «О государствен-
ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 де-
кабря 2001 г.
Пенсии по старости на общих основаниях. Досрочные пенсии по старости лицам, занятым на работах с особыми условиями труда и определенными видами профессиональной деятельности, назначаемые:
1) при пониженном, по сравнению с общим, пенсионном возрасте (спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований; занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; на работах с другими тяжелыми условиями труда; рабочим локомотивных бригад и другим работникам, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; лицам, занятым на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; рабочим и мастерам, непосредственно занятым на лесозаготовках и лесосплаве; плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; работникам, занятым непосредственным управлением полетами воздушных судов гражданской авиации; рабочим и служащим учреждений, исполняющих уголовные наказания, занятым на работах с осужденными; механизаторам комплексных бригад на погрузоч-но-разгрузочных работах в портах; водителям автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; работникам инженерно-технического состава, обслуживающим воздушные суда гражданской авиации; женщинам-механизаторам и женщинам — работницам текстильной промышленности);
2) независимо от возраста (лицам, занятым на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников; плавсоставу судов морского флота рыбной промышленности; летному составу гражданской авиации; лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях; лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах и театрально-зрелищных организациях).
Досрочные пенсии по старости следующим категориям граждан:
1) многодетным матерям и одному из родителей, опекуну инвалидов с детства; женщинам, родившим двух и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам;
2) инвалидам вследствие военной травмы;
3) инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени;
4) лилипутам и диспропорциональным карликам;
5) лицам, работавшим длительное время в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам;
6) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Условия назначения пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, размеры пенсии.
Размер базовой части трудовой пенсии. Дифференциация размера базовой части пенсии: липам, достигшим 80 лет; инвалидам; лицам, имеющим иждивенцев.
Размер страховой части трудовой пенсии и порядок его определения. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного и количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости — единственные критерии, с учетом которых определяется размер страховой части трудовой пенсии.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости, порядок его определения.
Тема 9. Пенсии за выслугу лет
Понятие пенсии за выслугу лет. Круг лиц, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет.
Условия назначения пенсий за выслугу лет: федеральным государственным служащим по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; военнослужащим — офицерам, прапорщикам, мичманам; гражданам, проходившим военную службу по контракту; лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; прокурорским работникам; сотрудникам таможенных органов; сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; летчикам-испытателям.
Размеры пенсий за выслугу лет.
Порядок выплаты пенсий за выслугу лет работающим пенсионерам.
Тема 10. Пенсии по инвалидности
Понятие инвалидности. Степени, причины инвалидности и их юридическое значение.
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов: из числа военнослужащих; участников Великой Отечественной войны; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности и его дифференциация в зависимости от степени инвалидности и наличия иждивенцев. Порядок определения страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного, количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости и нормативная продолжительность страхового стажа — критерии, на основе которых определяется размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Порядок исчисления нормативной продолжительности страхового стажа инвалида.
Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности и порядок ее определения.
Размеры пенсии по инвалидности: военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Выплата пенсии по инвалидности работающим пенсионерам.
Тема 11. Пенсии по случаю потери кормильца
Понятие пенсии по случаю потери кормильца.
Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу.
Условия назначения пенсии, относящиеся к членам семьи, потерявшей кормильца:
а) круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией;
б) понятие нетрудоспособности члена семьи. Члены семьи,
признаваемые нетрудоспособными в силу закона;
в) понятие иждивения. Случаи назначения пенсии членам
семьи, не находившимся на иждивении кормильца.
Специальные правила обеспечения пенсией по случаю потери кормильца семей: военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Ежемесячное денежное содержание членам семьи судьи Конституционного Суда РФ в случае его смерти (гибели). Ежемесячное пособие членам семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания.
Размеры базовой и страховой частей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, порядок их определения. Сумма расчетного Пенсионного капитала умершего кормильца, количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, нормативная продолжительность страхового стажа кормильца и количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на данную пенсию, — критерии, с учетом которых определяется страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Определение размера пенсии по случаю потери кормильца, получавшего пенсию по старости или по инвалидности.
Выплата средств, накопленных застрахованным и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в случае его смерти до назначения накопительной части трудовой пенсии по старости или по инвалидности.
Размеры пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Выплата пенсий по случаю потери кормильца работающим пенсионерам.
Тема 12. Пенсионное и дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий, социальные пенсии
Круг лиц, обеспечиваемых пенсиями на условиях, предусмотренных для военнослужащих.
Ежемесячное денежное содержание для судей.
Дополнительное пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации; лиц, занимавших государственные должности РФ.
Дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Дополнительное пенсионное обеспечение граждан из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы.
Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на государственную пенсию специалистам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Дополнительное материальное обеспечение участников Великой Отечественной войны и других категорий граждан.
Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Условия назначения социальной пенсии.
Размеры социальной пенсии.
Порядок выплаты социальной пенсии в период работы.
Тема 13. Назначение, перерасчет, индексация, выплата и доставка пенсий. Ответственность за достоверность документов. Разрешение споров по пенсионным вопросам
Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий. Индексация пенсий.
Сроки, с которых назначается пенсия либо изменяется ее размер. День обращения за пенсией.
Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии.
Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.
Сроки выплаты и доставки пенсии.
Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ.
Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии.
Удержания из трудовой пенсии.
Разрешение споров по пенсионным вопросам.
Тема 14. Возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Круг лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования. Права и обязанности застрахованного.
Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в случае смерти застрахованного.
Виды обеспечения по страхованию.
Размеры единовременной и ежемесячной страховых выплат.
Дополнительное материальное обеспечение пострадавших от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Назначение и выплата обеспечения по страхованию.
Обеспечение по обязательному социальному страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Тема 15. Пособия, компенсационные выплаты, субсидии. Государственная социальная помощь, ежемесячная денежная выплата
Понятие пособий и их классификация. Единовременные, ежемесячные и периодические пособия. Пособия, возмещающие утраченный заработок. Пособия, выплачиваемые в целях социальной поддержки.
Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, размер, срок выплаты. Основания для снижения размера пособия. Исчисление заработка для определения размера пособия.
Основания для отказа в назначении пособия.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Пособие по беременности и родам: круг лиц, обеспечиваемых пособием, условия назначения; период, за который оно выплачивается; размер, срок обращения.
Пособия на детей: единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячные пособия по уходу за ребенком и приемной семье на детей, находящихся на ее воспитании. Продолжительность выплаты. Размеры пособий, срок обращения.
Материнский капитал; родовой сертификат.
Пособие по безработице: условия назначения, размер, сроки выплаты. Случаи принятия решений о прекращении, приостановлении выплаты пособия по безработице или снижении его размера.
Ежемесячные пособия: супругам военнослужащих; детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву.
Социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы по уважительным причинам, но без права на пенсию.
Ежегодные пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в учебных заведениях профессионального образования.
Единовременные денежные пособия лицам, привлекавшимся к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, в случаях получения ими ранений или признания их инвалидами.
Единовременные пособия: потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых принято решение об осуществлении государственной защиты; осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы.
Пособие и компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений.
Социальное пособие на погребение: условия назначения, размер, порядок выплаты и срок обращения.
Ежемесячные компенсационные выплаты по системе социального обеспечения:
—родителям за содержание ребенка в образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
—находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
—студентам и аспирантам за время академического отпуска по медицинским показаниям;
—женам служащих органов внутренних дел, проживающим вместе с супругом в местности, где они не могут быть трудоустроены;
—трудоспособным неработающим гражданам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 18 лет, а также лицами, достигшими 80 лет;
—детям-сиротам;
—вынужденным-переселенцам и беженцам;
—пострадавшим от политических репрессий и впоследствии реабилитированным;
—гражданам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС;
—некоторым категориям служащих на организацию отдыха детей;
—гражданам, занятым на работах с химическим оружием;
—другим категориям граждан.
Материальная помощь: гражданам, принятым на прежнее место работы после прохождения военной службы по призыву; студентам, аспирантам, докторантам.
Государственная социальная помощь.
Ежемесячная денежная выплата.
Жилищные субсидии.
Тема 16. Медицинская помощь и лечение
Основные принципы охраны здоровья граждан. Обязательное медицинское страхование — одна из гарантий права граждан на бесплатную медицинскую помощь и лечение.
Права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов в области охраны здоровья.
Виды медико-социальной помощи: первичная медико-санитарная помощь; скорая медицинская помощь; специализированная медицинская помощь; медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Программа гарантированных государством бесплатных медицинских услуг.
Лекарственная помощь. Круг лиц, пользующихся лекарственной помощью бесплатно или на льготных условиях.
Санаторно-курортное лечение.
Тема 17. Социальное обслуживание
Общая характеристика системы социального обслуживания как одного из элементов общефедеральной системы социального обеспечения. Понятие и виды социального обслуживания.
Стационарное и полустационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания; социально-медицинское обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.
Виды гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Круг лиц из числа пожилых граждан и инвалидов, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Социальное обслуживание семей с детьми. Содержание детей в детских учреждениях — один из видов социального обеспечения семей с детьми и детей, лишенных родительской опеки.
Профессиональная реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации. Образование инвалидов, обеспечение их занятости и социально-бытовое обслуживание.
Транспортное обслуживание инвалидов.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
Тема 18. Льготы по системе социального обеспечения
Общая характеристика системы льгот как одного из способов, используемых государством в целях социальной поддержки населения. Монетизация льгот.
Круг лиц, пользующихся льготами по системе социального обеспечения:
—ликвидаторы аварии и граждане, пострадавшие от радиации;
—граждане, занятые на работах с химическим оружием;
—специалисты ядерного оружейного комплекса;
—ветераны, инвалиды и участники войны;
—инвалиды с детства;
—дети-сироты;
—семьи, имеющие детей-инвалидов;
—жертвы политических репрессий;
—бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
—Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы трех степеней и их семьи;
—Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой славы и их семьи.
Классификация льгот.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., Волтерс Клувер. 2005.
Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М., Проспект, 2007.
Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006.
Право социального обеспечения России. Практикум. М., Проспект. 2007.
Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М., 2003.
Дополнительная
Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства. М., 1998.
Азарова Е.Г. Проблемы применения пенсионного законодательства // Хозяйство и право. 2005. № 9.
Азарова Е.Г. Пленум Верховного Суда РФ о разрешении пенсионных споров // Хозяйство и право. 2006. № 4.
Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М., 1987. Гл. 1, §4; гл. II.
Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.
Антипьева Н.В. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности //Журнал российского права. 2004. № 2.
Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М.: Экономика, 2006.
Астрахан Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М., 1961.
Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971.
Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцова Е.Н.Экономика социального страхования. М., 1998.
Батыгин К.С. Право социального обеспечения: Общая часть: Учеб. пособие. М., 1998.
Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования. М.;Л., 1923.
Виноградова З.Д. Размер пособия по временной нетрудоспособности и основания его дифференциации // Трудовое право. 2006. № 4.
Геворкян А.Т. Европейская социальная хартия и ее реформа // Московский журнал международного права. 2002. № 2.
Забелин Л.В.Теоретические основы социального страхования. М., 1926.
Забелин Л.В. Теория социального обеспечения. М., 1924.
Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.
Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.
Кобзева СИ. К вопросу об источниках права социального обеспечения. Научные труды МГЮА. 2006. № 3.
Козлова Т.А. Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности // Трудовое право. 2006. № 1-2.
Комаровская СД. Социальное обеспечение в Великобритании. Издательство: КД Университет, 2006.
Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального страхования. Издательство: ИТК Дашков и К, 2006.
Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. М., 2005.
Лисица В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10.
Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и задача кодификации законодательства // Государство и право на рубеже веков. М., 2001.
Мачульская Е.Е. Современные представления о предмете права социального обеспечения //Вестник Московского университета.
2003. № 6.
Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие, практикум. М.,2006.
Миронова Т.К. Право и социальная защита. Издательство: Права человека, 2006.
Никитин С.М., Степанова М.П. Распределение доходов и социальная защита населения в развитых странах // Трудовое право.
2004. №12.
Орлов-Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России. М., 2005.
Полупанов М.И. К вопросу о понятии метода права социального обеспечения // Труды ВЮЗИ. 1978. Т. 62.
Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2005.
Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение // Государство и право. 2005. №5.
Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999.
Социальное страхование и социальная защита: Доклад Генерального директора Международного бюро труда МОТ. Ч. 1. Женева, 1993.
Тучкова Э.Г. Социально-экономические права человека в социальном государстве и проблемы кодификации законодательства России о социальном обеспечении // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения. М., 2003.
Тучкова Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Трудовое право и право социального обеспечения, актуальные проблемы. М., 2000.
Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения // Государство и право на рубеже веков. М., 2001.
Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2000.
Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, ОмГУ, 2003.
Федорова М.Ю. Вопросы социального страхования в коллективных договорах и соглашениях: теория и практика //Трудовое право. 2002. № 2.
Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. пособие. Вып. 1. Екатеринбург, 1996.
Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах восточной Европы: общие подходы и особенности //Трудовое право. 2003. № 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ
КУРСА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Понятие, предмет, метод, система права социального
обеспечения
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Международное сообщество исходит из того, что признание государством, обществом присущего всем членам человеческой семьи достоинства и равных, неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. При этом права человека должны охраняться властью закона.
Основным правом человека международное сообщество признает право на жизнь, которое гарантируется целой системой других прав, принадлежащих человеку. Одним из них признается право каждого как члена общества на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств существования по не зависящим от человека обстоятельствам.
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь со стороны общества.
Таким образом, забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого человека, потерявшего источник средств существования по не зависящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и находит свое правовое закрепление в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина.
Роль государств, участвующих в Международном пакте, чрезвычайно важна. Они обязуются гарантировать осуществление прав, закрепленных в пакте (включая право на социальное обеспечение), без какой бы то ни было дискриминации в зависимости от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности или социального происхождения, имущественного положения или иного обстоятельства.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291).
С возрождением государственности России объективно связан и процесс формирования российской государственной системы социальной защиты граждан. Она призвана гарантировать право каждого человека, проживающего на территории России, на социальное обеспечение не ниже того уровня, который закреплен в международных актах, ранее ратифицированных СССР. В то же время данная система явится фундаментом для комплекса общественных отношений, адекватно отражающих принципиально новый характер распределения совокупного общественного продукта, создаваемого уже в условиях рыночной экономики.
Экономика, сориентированная на рынок, предполагает функционирование не только рынка товаров, капитала, ценных бумаг, но и рынка труда. В связи с этим затраты на социальное обеспечение работника (в том числе переставшего быть таковым в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными) рассматриваются как один из элементов, формирующих стоимость рабочей силы.
Организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения наемных работников, выдержавшей испытание временем во всех странах с рыночной экономикой, остается обязательное социальное страхование. Суть его заключается в распределении социального риска потери заработка либо его снижения по не зависящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые отчисляют страховые платежи в целевые федеральные фонды социального страхования. Средства таких фондов не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. Расходы на социальное обеспечение работающих (либо несущих службу) частично финансируются и за счет ассигнований из государственного бюджета.
Обязательный (государственный) характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступлений платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.
Необходимо изучить Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», закрепивший принципы обязательного социального страхования, перечень социальных рисков и страховых случаев, а также виды социального обеспечения в порядке обязательного социального страхования.
С 1 января 2002 г. вступили в силу федеральные законы, которыми завершена пенсионная реформа в России. Одним из этих законов является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который устанавливает страховщика, страхователей и круг застрахованных (ст. 5—7 закона); закрепляет финансовую систему обязательного пенсионного страхования и порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Это внебюджетные кредитно-финансовые системы. Они образуются за счет единого социального налога, в том числе страховых платежей работодателей. Средства федеральных фондов социального страхования расходуются на выплату пенсий, пособий трудящимся, на получение медико-социальной помощи в порядке обязательного медицинского страхования.
Необходимо иметь в виду, что с 1.01.2001 г. вступила в силу часть II Налогового кодекса РФ, в котором предусмотрено введение единого социального налога во все указанные выше фонды (гл. 24). В Налоговом кодексе закреплены также и виды доходов, на которые начисляется указанный налог.
Другой централизованной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения является социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. В рамках данной формы социальное обеспечение предоставляется тем, кто не подлежит государственному социальному страхованию (например, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел, и их семей), а также тем, кто не трудится («еще» или «уже» нетрудоспособны), и вне всякой связи с трудовой деятельностью (предоставление социальных пенсий, комплекса социальных услуг пожилым, нетрудоспособным, семьям с детьми).
Кроме того, за счет бюджетных ассигнований финансируются также расходы на пенсионное обеспечение, предоставляемое на основании специальных нормативных актов (судьям, прокуроре -ко-следственным работникам, государственным служащим, депутатам). Это как бы смешанная форма социального обеспечения.
Наряду с централизованными, в настоящее время широкое распространение получают региональные и локальные формы социального обеспечения, когда общегосударственные гарантии социального обеспечения повышаются за счет финансовых средств, выделяемых по специальным программам на региональном, муниципальном уровнях и в каждой отдельной организации.
Раскрывая понятие государственной системы социального обеспечения, следует исходить из того, что это явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан. Это также и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения).
Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины требует четкого представления о предмете и методе, как отрасли, так и науки. Под отраслью понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, возникающих: а) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенсиями, пособиями, страховыми и компенсационными выплатами, субсидиями); б) в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг
(отношения по поводу медицинской помощи, лечения, социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных); в) по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения (отношения процедурного и процессуального характера). Дальнейшая конкретизация вопроса о предмете права социального обеспечения как отрасли права предполагает детальный анализ пенсионных отношений, отношений по поводу страховых выплат пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, каждого вида пособия, компенсации, субсидии, а также каждого вида социальной услуги. При этом важно показать, что нормальное функционирование материальных отношений обеспечивается предшествующими им (либо возникающими наряду с ними) отношениями процедурного либо процессуального характера.
Предмет науки в отличие от предмета отрасли значительно шире, ибо наука как система (совокупность) научных знаний, правовых взглядов, идей охватывает знания не только о содержании правовых норм данной отрасли, но и дает понятие самой отрасли, ее предмета, метода правового регулирования, системы; раскрывает все основные элементы правоотношений (основания их возникновения, изменения, прекращения, содержание, круг субъектов); содержит знания об истории развития отрасли и международном правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению, а также о законодательстве других стран.
Вопрос о методе правового регулирования данной отрасли — один из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему. Необходимо изложить общие положения основных концепций, имея в виду, что под методом правового регулирования общественных отношений той или иной отрасли.права понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем в целях наиболее оптимального их регулирования. Во-первых, необходимо уяснить, что право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем законодатель использует, главным образом, императивный способ их правового регулирования. Во-вторых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что Россия — федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Реализация этой компетенции выражается в сочетании централизованного с региональным и муниципальным способами установления прав и обязанностей субъектов. По мере экономической стабилизации все большее распространение получает и локальное нормативное регулирование. В-третьих, в приемах правового регулирования находят отражение и такие признаки, которые характерны только для данной отрасли права. К их числу относятся следующие: особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.
Система права социального обеспечения как отрасли — это научно обоснованная классификация ее правовых норм. Нужно показать, по какому критерию одни из них включаются в Общую часть, а другие — в Особенную; назвать основные институты. Сравнить систему науки с системой отрасли, показав комплексный характер многих институтов как отрасли, так и науки.
Тема 2. Принципы права социального обеспечения
Рассмотрение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политическими и экономическими системами государства.
Важно раскрыть содержание каждого из следующих принципов: всеобщность социального обеспечения; осуществление социального обеспечения, как за счет страховых платежей, так и за счет средств бюджета; гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально значимыми (старость, инвалидность, временная нетрудоспособность, потеря работы и заработка, смерть, рождение детей, потеря кормильца, вынужденное переселение и др.); многообразие видов социального обеспечения (обеспечение пенсиями, страховыми выплатами, пособиями, компенсационными выплатами, субсидиями; предоставление различного рода социальных услуг); соизмерение уровня социального обеспечения с прожиточным минимумом: в настоящее время данный принцип пока не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия по старости, пособие на детей, компенсационные выплаты и др.), однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень.жизни. Такая обязанность вытекает как из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека, ратифицированного СССР, так и из ст. 7 Конституции Российской Федерации; дифференциация условий и уровня социального обеспечения в зависимости от величины трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых факторов; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и реализации решений по вопросам социального обеспечения и защите их прав.
Тема 3. Источники права социального обеспечения
Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В российском праве основными его источниками являются нормативные акты. К актам, имеющим высшую юридическую силу, относятся, прежде всего, международные акты, ратифицированные Россией, и Конституция РФ. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст. 38); каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Необходимо также знать содержание ст. 37, 45, 53. В силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; нормы Конвенций МОТ, ратифицированных СССР или Российской Федерацией; нормы актов, принятых на уровне Совета Европы, соглашений, заключаемых странами СНГ по вопросам социального обеспечения; нормы других международных договоров, заключаемых Россией.
Среди источников данной отрасли есть и Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г., в которых закреплено право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, беременных женщин и женщин-матерей, инвалидов, несовершеннолетних. Основы устанавливают также и гарантии этого права. Особое место среди них занимают права граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи, а инвалидов — на бесплатную профессиональную переподготовку и трудоустройство.
Следующий уровень источников — это законы. Отличительной чертой источников права социального обеспечения на современном этапе является то, что многие отношения в данной сфере регулируются сейчас нормами именно законов. Это, например, федеральные законы от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»; от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний», Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.; федеральные законы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 200, г., «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г.; законы РФ: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., «О прожиточном минимуме» от 24 октября 1997 г., «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г., федеральные законы: «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г., «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. и другие. Изучая эти акты, необходимо иметь в виду, что в них вносились существенные изменения, в частности Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 г. и другими законами.
К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения.
Многие вопросы социальной защиты населения регулируются указами Президента РФ, в связи с чем они также выполняют роль источников права социального обеспечения. К их числу следует отнести указы Президента РФ: «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей» от 7 февраля 2000 г.; «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» от 18 февраля 2005 г.; «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» от 30 марта 2005 г.; «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 2 августа 2005 г.; «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» от 26 декабря 2006 г., и другие.
Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспечении граждан пособиями либо устанавливают дополнительные меры социальной защиты для определенных слоев населения, в связи с чем и выступают в качестве источников права социального обеспечения. Это, например, следующие постановления: «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» от 4 сентября 1991 г.; «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» от 6 сентября 1991 г.; «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» от 6 сентября 1991 г. Следует иметь в виду, что наряду с указанными списками с 1 ноября 1999 г. применяются и новые списки, утвержденные Правительством постановлениями № 1067 и № 1066 (СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4857,4856; 2000. № 13. Ст. 1377). Постановлениями Правительства РФ утверждены: Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, от 30 декабря 2006 г.; Инструкция по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования от 15 марта 1997 г. с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 2003. № 29. Ст. 2999). К данной группе источников права социального обеспечения относится также целый ряд других постановлений Правительства РФ по вопросам социального обеспечения.
Акты министерств — следующий уровень источников права социального обеспечения. К ним относятся акты, принятые Министерством труда и социального развития РФ, которое было образовано в связи со слиянием Минтруда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения РФ. Указанное министерство затем было преобразовано в Министерство,здравоохранения и социального развития РФ. Таким образом, оно осуществляет прежние функции ликвидированных министерств и ведомств, в связи с чем принимает акты как по вопросам труда, заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, так и по вопросам социального обеспечения. Это также акты других министерств. В ряде случаев на основании актов таких органов гражданам производятся социальные выплаты либо предоставляются социальные услуги.
Акты органов местного самоуправления и локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на муниципальном уровне, на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные к федеральным меры социальной поддержки граждан. К числу таких актов могут относиться территориальные соглашения, акты органов местного самоуправления, коллективные договоры.
Источники права социального обеспечения наряду с их классификацией по юридической силе можно классифицировать и по видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом случае необходимо выделять акты, регулирующие общественные отношения; а) по пенсионному обеспечению граждан; б) по обеспечению граждан страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пособиями, субсидиями и компенсационными выплатами; в) по предоставлению медицинской помощи и лечения, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения.
Источники могут быть классифицированы и по субъектам отношений. Это акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих граждан.
Правомерна классификация источников права социального обеспечения и в зависимости от организационно-правовых способов (форм) социального обеспечения. С учетом данного критерия классификации необходимо рассматривать отдельно акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социального страхования, и акты, регулирующие социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета, когда те или иные виды социального обеспечения предоставляются человеку вне всякой связи с его трудом (прошлым либо настоящим).
Тема 4. Правоотношения в сфере социального обеспечения
Давая характеристику правоотношений в сфере социального обеспечения, следует указывать, что они представляют собой определенную общественную связь между гражданами, с одной стороны, и органами госуда