Философия образования М. Монтессори (1870-1952)

Теория развития

Мария Монтессори разработала определенные теоретические положе­ния, в основе которых лежали идеи Руссо. По ее мнению, те, кто считает, что дети таковы, какими мы их сделали, ошибаются, так как дети учатся сами по своим возрастным ориентирам (Montessori, 1936, р. 22; 1949, р. 17). Так же как Руссо, она утверждала, что дети думают и обучаются не так, как взрослые.

Центральным компонентом теории Монтессори является концеп­ция периодов чувствительности. Периоды чувствительности сходны с критическими периодами; это генетически запрограммированные от­резки времени, когда ребенок особенно жаждет и способен овладеть определенными навыками. Например, существуют периоды чувстви­тельности для овладения языком и для начала использования рук. Именно в это время ребенок старается изо всех сил, совершенствуя эти навыки. И «если ребенку не дают заниматься тем, чем он хочет, имен­но во время, запланированное самой природой, особые способности к овладению определенным навыком пропадут, что отрицательно скажет­ся на всем ходе развития ребенка» (Montessori, 1949, р. 95).

Период чувствительности к порядку

В первый период, который продолжается первые три года жизни, ребенок ощущает сильное стремление к упорядочиванию предметов. Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться, ему начинает нравиться ставить предметы на место. Если книга или ручка лежат не там, где обычно, ребенок решительно возвращает их на мес­то. И даже до того, как дети начинают передвигаться, они часто рас­страиваются, если видят вещь не на своем месте. Взрослым такие реакции ребенка, которые довольно обычны, кажутся капризами. Это потому, что у взрослых стремление к порядку лежит в другой плоскости. Для взрослого порядок обеспечивает определенную степень внешнего комфорта, но для ребенка он жизненно важен.

Период чувствительности к деталям

В возрасте от 1 до 2 лет дети концентрируют свое внимание на деталях. Например, они замечают мелких насекомых, мелкие части украшений. Или, если им показывают картинки, кажется, что они не замечают крупных и важных с точки зрения взрослого объектов, а фокусируются вместо этого на крошечных деталях на заднем плане. Это внимание к деталям говорит о перемене в психическом развитии ребенка. Если раньше его привлекали объекты и яркие цвета, то теперь он старается воспринимать действительность во всех деталях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: