Стадия 3 (4-10-месяцев). Вторичные циркулярные реакции

Вторичные циркулярные реакции имеют место, когда малыш обнаруживает и воспроизводит какое-то интересное событие вне своего тела (Piaget, 1936, р, 154). Пиаже иногда называл вторичные циркулярные реакции «продлением интересных зрелищ» (p. 196). Он предполагал, что младенцы улыбаются и смеются, наблюдая относительно новое событие (р. 197). В то же время они, по-видимому, наслаждаются собственными возможно­стями, своей способностью вызывать какое-то событие снова и снова.

На стадии 3 малыши делают новые успехи. Как мы упоминали ра­нее, теперь они проявляют интерес к внешнему миру (например, к продлению интересных зрелищ). Соответственно они начинают луч­ше понимать постоянство внешних предметов. Если объекты падают, исчезая из их поля зрения, они теперь смотрят на то место, куда объект упал. Они могут также найти частично спрятанные объекты. Если они на время кладут объект в сторону (например, себе за спину), то могут, после короткой паузы, найти его. Они могут сделать это, когда объект был связан с их собственными действиями. Однако младенцы на этой стадии неспособны найти объекты, которые полностью спрятаны от них другими людьми (р. 13-48).

Стадия 4 (10-12 месяцев). Координация вторичных схем

Дей­ствия младенца становятся более дифференцированными: он науча­ется координировать две независимые схемы для достижения ре­зультата. Это новое достижение наиболее заметно, когда младенцы сталкиваются с какими-то препятствиями. У детей вырабатываются базовые категории воспри­ятия пространства и времени. Мы не можем поговорить с малыша­ми и спросить их о том, как они воспринимают пространство и вре­мя, но можем увидеть, как эти категории формируются посредством их действий.

На стадии 4 отмечаются первые проявления подлинного понимания постоянства объектов. Малыши могут теперь найти полнос­тью спрятанные объекты. Если мы полностью прикроем игрушку одеялом, малыш поднимет его и найдет игрушку (р. 51).

Но Пиаже обнаружил на этой стадии любопытное ограничение. Когда он прятал объект в точке А, его дети могли найти его, но когда он затем прятал тот же объект в точке Б, они снова пытались найти eгo в точке А — месте своего предыдущего успеха. Согласно терминологии Пиаже, они не могли проследить за рядом перестановок (движений от одного потайного места к другому) (р. 54).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: