Стадия 5 (12-18 месяцев). Третичные циркулярные реакции

На стадии 3 младенцы совершают однократное действие для до­стижения однократного результата — продления интересного зрели­ща. На стадии 4 они совершают два независимых действия для дости­жения однократного результата. Теперь, на стадии 5, они эксперимен­тируют с различными действиями с целью наблюдения различных результатов.

Подобным же образом, один 12-месячный мальчик сидел в ван­ной, наблюдая, как из крана льется вода. Он подставил руку под кран и заметил, что вода брызгает в разные стороны. Он повторил это дей­ствие дважды, продлевая интересное зрелище (стадия 3). Но затем он стал менять положение руки, иногда поднося ее ближе, а иногда отодвигая от крана и наблюдая, как вода брызжет под разными уг­лами. Он варьировал свои действия, чтобы посмотреть, какие но­вые, непохожие результаты последуют.

Стоит отметить, что младенцы научались совершенно самостоя­тельно, без каких-либо подсказок со стороны взрослых. Они фор­мировали свои схемы исключительно из врожденного любопытства к окружающему миру.

На стадии 5 дети могут проследить за рядом перестановок, если видят, как мы их выполняем. За невидимыми перестановками мла­денцы способны проследить только на стадии 6. К примеру, только на шестой стадии Жаклин смогла, проделав окольный путь вокруг дивана, найти мяч, который закатился под диван. Она смогла сде­лать это потому, что теперь обладала способностью мысленно пред­ставить себе траекторию мяча, даже когда он был невидим (р. 231).

Согласно Пиаже, подобные окольные действия очень важны. Они показывают, что ребенок выработал ощущение пространства, кото­рое обладает характеристиками математической модели, называе­мой группой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: