На стадии 3 младенцы совершают однократное действие для достижения однократного результата — продления интересного зрелища. На стадии 4 они совершают два независимых действия для достижения однократного результата. Теперь, на стадии 5, они экспериментируют с различными действиями с целью наблюдения различных результатов.
Подобным же образом, один 12-месячный мальчик сидел в ванной, наблюдая, как из крана льется вода. Он подставил руку под кран и заметил, что вода брызгает в разные стороны. Он повторил это действие дважды, продлевая интересное зрелище (стадия 3). Но затем он стал менять положение руки, иногда поднося ее ближе, а иногда отодвигая от крана и наблюдая, как вода брызжет под разными углами. Он варьировал свои действия, чтобы посмотреть, какие новые, непохожие результаты последуют.
Стоит отметить, что младенцы научались совершенно самостоятельно, без каких-либо подсказок со стороны взрослых. Они формировали свои схемы исключительно из врожденного любопытства к окружающему миру.
|
|
На стадии 5 дети могут проследить за рядом перестановок, если видят, как мы их выполняем. За невидимыми перестановками младенцы способны проследить только на стадии 6. К примеру, только на шестой стадии Жаклин смогла, проделав окольный путь вокруг дивана, найти мяч, который закатился под диван. Она смогла сделать это потому, что теперь обладала способностью мысленно представить себе траекторию мяча, даже когда он был невидим (р. 231).
Согласно Пиаже, подобные окольные действия очень важны. Они показывают, что ребенок выработал ощущение пространства, которое обладает характеристиками математической модели, называемой группой.