double arrow

Власть – это возможность влиять на поведение других, распоряжаться ресурсами, принимать решения и т.д. Власть может относиться к отдельному лицу, группе, организации в целом

Власть – это социальный феномен, отражающий взаимодействие индивидов и групп, их влияние друг на друга. Власть может использоваться как менеджерами, так и подчиненными. Без власти нет организации.

Увеличение власти руководителя возможно только при повышении зависимости сотрудников от менеджера. И наоборот, повы­шение власти подчиненных над руководителем возможно только при повышении зависимости менеджера от работников. Если власть руководителя над подчиненными больше, чем власть подчиненных над руководителем, баланс власти нарушается, возникают связан­ные с ее применением проблемы, зреют конфликты.

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом - влияя на них.

Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

В любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие

Типы власти:

1) власть, основанная на принуждении;

2) власть, основанная на вознаграждении;

3) законная власть;

4) экспертная власть;

5) эталонная власть;

Власть, основанная на принуждении – когда подчиненный убежден, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо потребности. При этой форме власти необходим строгий контроль за подчиненным, т.к. подчиненный будет стремиться не качественно выполнять свою работу.

Власть, основанная на вознаграждении – руководитель имеет возможность удовлетворять потребности подчиненного в случае его качественной работы.

Законная власть – необходимо подчиняться из-за того, что он начальник по должностной вертикали.

Экспертная власть – руководитель является экспертом в данной области, имеет больший опыт, знания, поэтому ему и необходимо подчиняться.

Эталонная власть – власть основанная на харизме (личные качества руководителя, делающие его привлекательным в качестве лидера).

Руководитель часто пользуется одновременно несколькими типами власти.

Американская модель менеджмента рассматривает.8 типов власти в бизнес-структурах:

1. власть-принуждение

2. власть-наказание

3. власть-вознаграждение

4. власть закона

5. власть примера

6. власть знания

7. власть авторитета

8. власть личного обаяния

1-4 типы характерны для руководителей - формальных лидеров, а типы с 5-8 – для неформальных лидеров.

Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Воздействуя на подчиненных, руководитель должен стараться перевести

взаимоотношения с ними из области противодействия (изначально имеющей место в большинстве случаев) в область взаимодействия –партнерства. Такое взаимодействие достигается в том числе и прежде всего делегированием.

Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).

Достоинства делегирования:

– освобождение времени менеджера;

– возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);

– возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;

– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;

– средство развития навыков сотрудников;

– работа с кадровым резервом.

Недостатки делегирования:

– организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;

– имеется определенный риск.

Властные отношения иерархичны. М. Вебер считал, что каждая социальная группа может управляться только иерархически, многоступенчато, т.е. для каждой ступени характерны свои права и обязанности.

Для эффективного управления в условиях иерархической структуры должна быть неотвратимость наказания за нарушение орг. форм. Для японской модели возможно партнерство, когда персонал находится на определенном уровне социального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: