Для того, чтобы определить общие и отличительные черты правовых норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.
Виды правовых норм:
1. Отправные (исходные, учредительные) – определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закрепляют правовые категории и понятия:
а) нормы – начала – конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства.
б) нормы – принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.
в) Определительно – установочные – предписания, определяющие цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия.
г) нормы – дефиниции - предписания, содержащие определения правовых понятий и категорий.
д) коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий (пробелы, противоречия в праве) либо устанавливающие порядок разрешения между правовыми нормами.
2. Нормы – правила поведения – нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений:
а) п о функциям права:
- регулятивные;
- охранительные.
б) п о отраслям права:
- нормы конституционного права;
- нормы гражданского права;
- нормы уголовного права;
- нормы иных отраслей права.
в) п о методу правового регулирования:
- императивные;
- диспозитивные;
- поощрительные;
- рекомендательные.
г) п о содержанию предписаний:
- управомочивающие – нормы – разрешения, закрепляют субъективные права граждан;
- обязывающие – нормы, содержащие предписания, закрепляющие юридические обязанности;
- запрещающие – нормы, закрепляющие юридические запреты.
д) п о юридической силе:
- нормы законов;
- нормы подзаконных актов.
е) п о сфере действия:
- федеральные;
- субъектов федерации;
- органов местного самоуправления;
- локальные.
ж) п о кругу лиц:
- нормы общего действия;
- специальные.
Источники (формы) права
Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.