Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы,
космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса,
Анаксимандра, Анаксимена, представителей т.н. милетской школы (6 век до н.э.)
называли физиками (physis - природа). Направленность их интересов
определялась в первую очередь характером греческой мифологии, которая была
религией природы и одним из важнейших вопросов в которой был вопрос о
происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное
различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала,
из чего оно произошло.
У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Анаксимандра - апейрон
(“беспредельное”). Само же первоначало представляло не просто вещество, как
его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает
живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или
воздух - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное,
символическое значение.
У первых “физиков” философия мыслится как наука о причинах и началах всего
сущего. На место мифологического порождения у философов становится причина.