Общественного процесса

Непосредственно существуя как природное тело, человек подчиняется законам

существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы

развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие

человека. Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит

в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и

неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость

проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать,

контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом

соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых

обществом, историей, собственной волей индивида. Неуниверсальность же состоит

в том, что многие действия человека, которые могли бы определятся (и иногда

определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто

регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее

ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.

Существование человека - не внеприродное, но и не только природно-телесное.

Специфика его состоит в соединении - пересечении, взаимодействии - трех

относительно разных бытийственных измерений. Реально существует отдельный

человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это

первое измерение человеческого существования. Но одновременно человек

существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и

взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут - второе измерение

бытия человека. Человек существует и как социально-историческое существо

(третье измерение его существования). Все три измерения человеческого

существования, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания

каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от

сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством

природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового,

личностного и общественного. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы

существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание. Духовное - это

единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и

бессознательного (тоже многоразличные по конкретным формам своего

существования и проявления), включает знания, воплощающиеся,

материализующиеся в формах естественных языков искусственных знаково-

символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также

нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии

нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно

различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших

подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности

индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может

существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе,

объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное). Первый вид -

индивидуализированное бытие духовного - включает прежде всего сознание

индивида. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности мозга

и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность и

диалектика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоит, что

сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических

процессов, к ним принципиально не сводимы. Индивидуализированное духовное в

широком смысле слова включает и бессознательное. Бытие индивидуализированного

духовного - важнейшая сторона бытия индивида. Без нее невозможно человеческое

бытие, его диалектическое развитие. И что особенно важно,

индивидуализированное духовное "локализовано" в общественном человеке и по

своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также

бытием общества и развитием истории. Вот почему индивидуализированное и

внеиндуализированное духовное так тесно переплетены, способны "переливаться"

друг в друга. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности

конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить

"вовне". И тогда возникает духовное второе типа - объективированное

(внеиндивидуальное) духовное. Специфика объективированного бытия заключается

в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные

естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться

и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: