Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика
мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в
котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных
формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко диалектика
представлена у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как
подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал
первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди
элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление,
еще не свободна от образно - метафорической формы, в ней логическая обработка
понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.
В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из
всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Его
вклад в развитие диалектики исключителен. Это отмечали и Гегель и Ленин.
Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных понятиях. Это скорее
|
|
отдельные гениальные наблюдения, которые в большей или меньшей мере являются
угадыванием основных черт диалектики. К ним относится, в частности,
универсальность развития (его источником является борьба противоположностей).
Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет. Постоянный ход
развития он сравнивает с течением реки, в которую нельзя войти дважды.
Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана с его естественным
материализмом и глубоко пронизывает его. Рядом с однозначным подчеркиванием
материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого
материального принципа мы находим у Гераклита и мысль, подчеркивающую
бесконечность материи в историческом смысле и очевидное объяснение ее
несотворимости и неуничтожимости. Разнообразие проявлений существующего мира
объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной "праматерии". Одна
материя, согласно ему, "живет смертью" другой. Таким образом, Гераклит весьма
близко подходит к пониманию "творческого отрицания". Гераклитова философия
является вершиной стихийно диалектического понимания мира во всей античной
философии. Хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит,
разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого
из них не было такого универсального развития, какое было у Гераклита.
Философия элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) близка традициям
спонтанного, стихийного материализма, однако она отрицает "стихийную
|
|
диалектику" предшествующих философских школ. Полемика элеатов с диалектикой
Гераклита, хотя это и кажется парадоксальным, приводит к постижению реальных,
объективно существующих противоречий. Отрицание движения, выведение
противоречий из предпосылок его существования - в частности, в изложении
Зенона - становится стимулом дальнейшего развития диалектического мышления.
Большим вкладом элеатов является стремление к осмыслению действительности при
помощи понятийного аппарата. С помощью основных понятий тогдашние философы
стремились отразить, понять объективно существующий мир. В учении элеатов мы
встречаемся со сравнительно четким учением о бытии и определенными подходами
к вопросу о познаваемости мира.
Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно так же едино и
неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости
всех вещей чувственного мира. Бытие - это то, что можно познать только
разумом. Мышление и бытие - это одно и то же. Мышление - это способность
постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается
множественность, многообразие в вещах и явлениях. Осознание природы мышления
имело далеко идущие последствия для раздумий древнегреческих философов. Не
случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее у Платона и в его школе
понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения
единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.
Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название
апорий. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а
множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому
они не суть бытие. Впервые в истории человеческого мышления здесь обсуждаются
проблемы непрерывности и бесконечности. Апории Зенона сыграли важную роль как
в развитии античной диалектики, так и античной науки, особенно логики и
математики.