Становление диалектики в античной философии(Гераклит и элеаты)

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика

мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в

котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных

формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко диалектика

представлена у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как

подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал

первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди

элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление,

еще не свободна от образно - метафорической формы, в ней логическая обработка

понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из

всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Его

вклад в развитие диалектики исключителен. Это отмечали и Гегель и Ленин.

Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных понятиях. Это скорее

отдельные гениальные наблюдения, которые в большей или меньшей мере являются

угадыванием основных черт диалектики. К ним относится, в частности,

универсальность развития (его источником является борьба противоположностей).

Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет. Постоянный ход

развития он сравнивает с течением реки, в которую нельзя войти дважды.

Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана с его естественным

материализмом и глубоко пронизывает его. Рядом с однозначным подчеркиванием

материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого

материального принципа мы находим у Гераклита и мысль, подчеркивающую

бесконечность материи в историческом смысле и очевидное объяснение ее

несотворимости и неуничтожимости. Разнообразие проявлений существующего мира

объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной "праматерии". Одна

материя, согласно ему, "живет смертью" другой. Таким образом, Гераклит весьма

близко подходит к пониманию "творческого отрицания". Гераклитова философия

является вершиной стихийно диалектического понимания мира во всей античной

философии. Хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит,

разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого

из них не было такого универсального развития, какое было у Гераклита.

Философия элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) близка традициям

спонтанного, стихийного материализма, однако она отрицает "стихийную

диалектику" предшествующих философских школ. Полемика элеатов с диалектикой

Гераклита, хотя это и кажется парадоксальным, приводит к постижению реальных,

объективно существующих противоречий. Отрицание движения, выведение

противоречий из предпосылок его существования - в частности, в изложении

Зенона - становится стимулом дальнейшего развития диалектического мышления.

Большим вкладом элеатов является стремление к осмыслению действительности при

помощи понятийного аппарата. С помощью основных понятий тогдашние философы

стремились отразить, понять объективно существующий мир. В учении элеатов мы

встречаемся со сравнительно четким учением о бытии и определенными подходами

к вопросу о познаваемости мира.

Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно так же едино и

неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости

всех вещей чувственного мира. Бытие - это то, что можно познать только

разумом. Мышление и бытие - это одно и то же. Мышление - это способность

постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается

множественность, многообразие в вещах и явлениях. Осознание природы мышления

имело далеко идущие последствия для раздумий древнегреческих философов. Не

случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее у Платона и в его школе

понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения

единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название

апорий. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а

множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому

они не суть бытие. Впервые в истории человеческого мышления здесь обсуждаются

проблемы непрерывности и бесконечности. Апории Зенона сыграли важную роль как

в развитии античной диалектики, так и античной науки, особенно логики и

математики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: