Смотри билет 5.3.
Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как разобраться в
этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений, воль, которые
инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно только при условии
перехода от индивидуальных действий к массовым, своеобразного "сведения"
индивидуального к социальному. Метод такого "сведения" основан на том, что
имеются общие, существенные, типические черты в бесконечном многообразии
человеческих поступков, стремлений, целей. Эти общие черты обнаруживаются
благодаря выявлению материальных общественных отношений, на основе которых
формируется социальная структура общества, а действия индивидов связываются с
действиями составляющих эту структуру больших социальных групп. При таком
подходе ни в какой мере не ущемляется ни уникальность человеческой личности,
ни ее роль в обществе. Напротив, на научную почву ставится объяснение
возможностей ее воздействия на ход истории. Но предпосылкой и обязательным
|
|
условием этого объяснения является, сведение индивидуального к социальному,
т.е. выделение больших социальных групп, состоящих конечно же из индивидов,
но вместе с тем не тождественных их простой сумме, обладающих своими особыми,
индивидуальными чертами и признаками. Все это открывает также путь для
теоретического исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.
Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его
"участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и
выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности
осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического
процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются только
те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое место в
обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе
за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В
прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность,
действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа может быть
субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие интересы, цели
действия, т.е. если она представляет некую целостность.
Основными социальными субъектами исторического процесса в послепервобытной
истории человечества являются общественные классы. Процесс социального
расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо
дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными
|
|
или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным
средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития
на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются
большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного
производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в
общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и
размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль
социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации,
когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда
возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими
силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не может
осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя вокруг себя
готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И чем глубже
преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В социально-
философском смысле народ как творец истории - это широкая общность,
соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению
заинтересованы в поступательном движении общества. В современном, во многом
взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества приобретает
новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении
всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического
процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы, понимание того, что
все люди находятся в "одной лодке", повышает роль человечества как единого и
высшего субъекта исторического действия.
Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе,
все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда
в памяти современников их потомков. Роль таких личностей, которых принято
считать выдающимися или историческими, столь велика и очевидна, что долгое
время философы лишь в них усматривали творческую силу и двигатель истории.
Создавая материалистическое понимание истории, основоположники марксизма
сосредоточивали главное внимание на том, что деятельность исторической
личности зависит от объективных условий, Правда они всегда при этом отмечали
и ее огромную роль в обществе. Личность не может изменить историю в масштабе
всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но в реальной
истории стран и народов личность может сделать чрезвычайно много.