Действующие силы истории. Личность как субъект исторического процесса

Смотри билет 5.3.

Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как разобраться в

этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений, воль, которые

инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно только при условии

перехода от индивидуальных действий к массовым, своеобразного "сведения"

индивидуального к социальному. Метод такого "сведения" основан на том, что

имеются общие, существенные, типические черты в бесконечном многообразии

человеческих поступков, стремлений, целей. Эти общие черты обнаруживаются

благодаря выявлению материальных общественных отношений, на основе которых

формируется социальная структура общества, а действия индивидов связываются с

действиями составляющих эту структуру больших социальных групп. При таком

подходе ни в какой мере не ущемляется ни уникальность человеческой личности,

ни ее роль в обществе. Напротив, на научную почву ставится объяснение

возможностей ее воздействия на ход истории. Но предпосылкой и обязательным

условием этого объяснения является, сведение индивидуального к социальному,

т.е. выделение больших социальных групп, состоящих конечно же из индивидов,

но вместе с тем не тождественных их простой сумме, обладающих своими особыми,

индивидуальными чертами и признаками. Все это открывает также путь для

теоретического исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его

"участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и

выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности

осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического

процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются только

те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое место в

обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе

за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В

прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность,

действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа может быть

субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие интересы, цели

действия, т.е. если она представляет некую целостность.

Основными социальными субъектами исторического процесса в послепервобытной

истории человечества являются общественные классы. Процесс социального

расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо

дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными

или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным

средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития

на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются

большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного

производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в

общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и

размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль

социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации,

когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда

возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими

силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не может

осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя вокруг себя

готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И чем глубже

преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В социально-

философском смысле народ как творец истории - это широкая общность,

соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению

заинтересованы в поступательном движении общества. В современном, во многом

взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества приобретает

новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении

всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического

процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы, понимание того, что

все люди находятся в "одной лодке", повышает роль человечества как единого и

высшего субъекта исторического действия.

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе,

все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда

в памяти современников их потомков. Роль таких личностей, которых принято

считать выдающимися или историческими, столь велика и очевидна, что долгое

время философы лишь в них усматривали творческую силу и двигатель истории.

Создавая материалистическое понимание истории, основоположники марксизма

сосредоточивали главное внимание на том, что деятельность исторической

личности зависит от объективных условий, Правда они всегда при этом отмечали

и ее огромную роль в обществе. Личность не может изменить историю в масштабе

всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но в реальной

истории стран и народов личность может сделать чрезвычайно много.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: