Революционаризм и реформизм как типы политического менталитета

Последовательно пользуясь основными законами диалектического материализма,

общество неизбежно находит импульсы своего развития и движения в себе самом,

в порождаемых им противоречиях, что находит объяснение в законе единства и

борьбы противоположностей, который гласит: развитие объективной реальности и

процесс ее познания, все формы человеческой активности осуществляются путем

раздвоения единого на различное и противоположное, а взаимодействие

противоположных сил, с одной стороны, характеризует определенную систему как

единое целое, а с другой - составляет внутренний импульс ее развития.

Жизненный путь всех конкретных систем проходит через драматическое испытание

противоречиями.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и

противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или

между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Предельным случаем противоречия является конфликт. Сами по себе противоречия

без их разрешения не приводят к развитию, они являются его необходимым, но не

достаточным условием. Противоречие как источник развития действенно только

вместе с его разрешением.

Существует два главных типа развития объектов на основе заложенных в них

противоречий, а также обусловленные ими два главных способа разрешения

последних: антагонистический и гармонический. Понятие гармонии предполагает

стремление к разумному компромиссу и полное слияние на основе некоторого

общего начала, доходящее до полного слияния. Антагонистические

противоположности, образуя единство, обладают вместе с тем относительной

самостоятельностью: они качественно и количественно неравнозначны, играют

разную роль в составе целого, при этом одна из сторон нередко задает тон в

процессе развития, будучи ведущей силой. Это отчетливо видно на примере

развития общества и формы его существования - государства.

Государство - это организация политической власти экономически

господствующего класса. Поскольку этот класс выступает от имени всего

общества, постольку его политическая организация есть и форма организации

общества в целом и постольку его деятельность включает два момента:

выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из противоположности

интересам народа.

Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность объективных

условий, отражающих экономический и политический кризис данного общественного

строя и определяющее возможность социальной революции. Реформизм - отрицание

политической борьбы, способной привести к обвалу системы, проповедует

сотрудничество классов.

Оба подхода имеют преимущества и недостатки.

Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь

сопровождается большими человеческими жертвами.

Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго.

Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм т.е.

граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость

разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному

развитию.

Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот. Несколько

слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений политический

менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в обществе. Грубо

говоря это обоснованное понимание пути развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: