Французский материализм 18 века. Учение о природе, теория познания

(Дидро, Гольбах)

Во второй половине 18 века своих вершин достигает материалистические

тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их

философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими

воззрениями.

Существуют два направления французского материализма: одно ведет

происхождение от Декарта, другое от Локка. Первый механистический

материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле

слова. Последние направление - французский образовательный элемент и ведет

прямо к социализму.

Философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями механистических

материалистов своего времени. Он считает мир объективным и материальным.

Материя и движение, согласно ему, являются единственной существующей

реальностью. Присутствует идея о материальном единстве и бесконечности мира.

Важнейший элемент - концепция постоянного развития. Как и другие материалисты

он отвергает любые вмешательства “извне” в развитие материального мира. В

единый процесс развития мира он помещает и человека.

Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление согласно

его взглядам, не является свойством всей материи. Впервые вся материя

наделена лишь общим свойством “чувствовать” способностью к ощущениям.

Дидро занимался и методологическими вопросами и проблематикой систематизации

наук. И хотя он исходным источником познания считает чувства, но признает

значение работы ума, т.е. мышления, и подчеркивает их взаимосвязь. Мышление,

которое отрывается от фактов, легко впадает в пустые спекуляции, также как и

накопление фактов без их рациональной обработки ведет скорее к хаосу, чем к

углублению познания. Дидро выступает с критикой теологии и фатализма. Впервые

выдвинул идею материального трансформизма. Как философ он достигает глубины в

то время как Гольбах систематичности.

Д’Аламбер подчеркивает главную роль чувственного познания. Как

непосредственные знания, так и знания, приобретенные размышлением,

информируют нас о двух вещах: о существовании нас самих и о существовании

вещей внешнего объективного мира.

Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу

наших ощущений- внешний мир. Одновременно он подчеркивает что, материя

находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник

движения находится в самой материи. Высказывал идеи о невозможности познания

сущности движения и материи. Впервые теория происхождения жизни на земле

(идея материального транформизма). Диалектический характер происхождения

человека. Создание философии воспитания. Человек самовоспроизводящаяся

машина.

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание

детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут

быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс и

человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно, и

всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также

константными законами. Движение протекает закономерно и является

универсальным, природа или мир как целое подчинены универсальным

закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с однозначной

необходимостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: