Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы. Человек
неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и остальная
природа. Гельвеций не смог понять специфичности человека и человеческого
общества. Гельвеций основывает главные принципы своей этики. Он отвергает
религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием нравственности
является “польза”. Однако он трактует “пользу” не индивидуалистически, в
смысле достижения наживы индивидом, но по отношению ко всему обществу.
Основу добродетельного поведения он видит в достижении согласия между
индивидуальными и собственными интересами. Общество, по Гельвецию,-
совокупность индивидов. Общественный интерес является у него совокупным
интересом решающего большинства членов общества.
Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других
материалистов находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически
буржуазии. Общество возникает из “хозяйских семей”. Гражданином для него
выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного
правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он
считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую
очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем
иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует ликвидации
частной собственности, а лишь “равномерного разделения”.
Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания. Оно имеет
для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и правильно
ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в том, что
всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их законов и
слишком неравным разделением богатства характеризует идеалистический подход
большинства французских материалистов к решению социальной проблематики.
Законы согласно ему определяют реальное бытие.
Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает философию
воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система.
Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность сознания.