Гельвеций, Гольбах

Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы. Человек

неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и остальная

природа. Гельвеций не смог понять специфичности человека и человеческого

общества. Гельвеций основывает главные принципы своей этики. Он отвергает

религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием нравственности

является “польза”. Однако он трактует “пользу” не индивидуалистически, в

смысле достижения наживы индивидом, но по отношению ко всему обществу.

Основу добродетельного поведения он видит в достижении согласия между

индивидуальными и собственными интересами. Общество, по Гельвецию,-

совокупность индивидов. Общественный интерес является у него совокупным

интересом решающего большинства членов общества.

Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других

материалистов находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически

буржуазии. Общество возникает из “хозяйских семей”. Гражданином для него

выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного

правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он

считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую

очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем

иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует ликвидации

частной собственности, а лишь “равномерного разделения”.

Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания. Оно имеет

для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и правильно

ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в том, что

всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их законов и

слишком неравным разделением богатства характеризует идеалистический подход

большинства французских материалистов к решению социальной проблематики.

Законы согласно ему определяют реальное бытие.

Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает философию

воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система.

Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: