double arrow

Антропологический материализм Фейербаха. Социальная философия

В середине 19 в. с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг

Фейербах. Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в

1839году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть

не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому

их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии

лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание стремление

раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии

Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые

составляют сущность религиозного сознания. Религия и идеалистическая

философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой

сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в

действительности принадлежат самому человеку. Так возникает трудноискоренимая

иллюзия: подлинный творец бога - человек - рассматривается как творение бога,

ставится в зависимость от последнего и, таким образом, лишается свободы и

самостоятельности. Фейербах говорит, что необходимо понять, что человек - не

творение бога, а часть - и при том наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха неслучайно характеризуется как антропологический. Он

существенно отличается от материализма 18 в. В центре внимания Фейербаха - не

отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а

человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого

понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при

которой человек рассматривается прежде всего, как духовное существо. Согласно

Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого

“Я”; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного.

Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и

отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, как у

Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Маркс, признавая важное

историческое значение материализма Фейербаха, особенно его критику религии, в

то же время отмечал, что у Фейербаха “человеческая сущность может

рассматриваться только как “род”, как внутренняя, немая всеобщность,

связующая множество индивидов природными узами”. Согласно Марксу, человек

является историческим и социальным существом, а потому его сущность “ не есть

абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений”. А поскольку общественная жизнь

людей является по существу практичной, поскольку Фейербах, отвлекающийся как

раз от социально-исторического определения человека, упускает из виду именно

роль практики как и в ходе исторической жизни человека, так и в процессе

познания. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи не доволен

абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Только

то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняния -

обладает по Фейербаху подлинной реальностью. Антропологический принцип

Фейербаха в теории познания выражается в том, то он по-новому интерпретирует

само понятие “объект”. По Фейербаху понятие объекта первоначально формируется

в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека -

есть другой человек. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь

отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви - к другим людям. “Человек

и природа неотъемлемы по Фейербаху. Человек у Фейербаха - это лишь

представитель рода человечества, это не античный человек, а немая

всеобщность”. Человек - это гносеологический Робинзон. Он получает информацию

из природы, перерабатывает и делает выводы. Человек у Фейербаха абстрактен.

Социальную сущность человека он не определяет. Выводы: 1) У Фейербаха

философия не только антропологическая, но и метафизическая. Он отрицает

немецкий классический идеализм. 2) Новое отношение к религии: - плод бессилия

человека. - отчужденная сущность человека. 3) Отношение к любви, вместо

религии у него стала любовь. Человек не может быть монологом он должен стать

на позиции диалога.

25.2 Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

Знание - отражение объективных характеристик действительности в сознании

человека. Понятие “знание” и “информация” часто отождествляются. Знание - это

всегда информация, но не всякая информация - знание. В превращении информации

в знание участвуют целый ряд закономерностей, регулируемых деятельность

мозга. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только

отдельных индивидов. Большинство философских систем выделяли 2 основных этапа

познания: - чувственное познание (эмпирическое знание); - рациональное

познание (теоретическое знание). Сторонниками рационального познания

являются Декарт, Спиноза, Конт, Гегель. Сторонники эмпиризма признали,

напротив, чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших

знаний. (Гоббс, Локк). Если вне знания, размышляли рационалисты, формируется

лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов,

то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с

помощью органов чувств. Спор этот и до сих пор не утратил своей остроты. Он

приобрел особое значение с развитием исследований по созданию "искусственного

интеллекта". Структуру знания (диал. материал. философии) можно представить

так: 1) Субъект познания - мыслящий человек. 2) Язык - система символов

(словарь) и правил их комбинируя в форме предложений (грамматика, синтаксис).

3) Система правил деятельности с определенными объектами. 4) Правила

соотнесения языковых выражений (понятий и предложений) с различными объектами

или видами действий. 5) Действия (операция и процедуры), соответствующие

правилам пункта 3. 6) Система соответствующих объектов, обозначаемых

определенными языковыми символами. Именно социально-историческая

ограниченность, различные предрассудки и предубеждения мешали мыслителям

прошлого осознать решающую роль практической деятельности человека в

образовании и развитии знания. Опалектический материализм понимает под

практикой совокупность всех видов социально-значимой преобразующей

деятельности людей, основой которой является предметно-оруд. производственная

деятельность. Поскольку деятельность в этом смысле исторически меняется и

зависит от форм общественной организации, развития орудий труда,

производственных отношений и культуры в целом, поскольку и характер и

содержание соответствующих знаний также изменяется и развивается, подчиняясь

всем законам диалектики и принципам развития. Из этого следует, что

общественно- производственная практика - источник и основа всех наших знаний.

Важнейший тезис марксистско-ленинской гносеологии, который, однако, не должен

быть абсолютизирован, состоит в утверждении следующего факта: для познания

объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной

системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятия материальных

объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или

чувственным познанием. Ленин рассматривал ощущение как простейший исходный

элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Вообще

чувственное познание делится на: - ощущение, - восприятие, - представление.

Ощущение - это непосредственное реагирование. Ленин говорил, что ощущение

дает субъективный образ объективного мира. Восприятие - образ отражающий

целостный облик предмета. Представление - целостный образ предмета, который

не действует сейчас на нас, а подействовал на нас когда-то, и мы можем

представить этот образ. Процесс восприятия - процесс активный и по-своему

творческий. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать части, которые в

данный момент непосредственно не ощущаются. Благодаря многократной работе

механизма восприятия мы в нашем сознании можем удерживать целостный образ

предмета и тогда когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае

функционирует более сложная форма чувственного познания - представление. К

чувственному познанию можно отнести и эмоции (гнев, страх, любовь, ненависть,

симпатия). Чувственное познание во многом формирует и организует язык: через

язык осуществляется подключение отдельных фактов чувственно- эмпирического

опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и

отношениях того реального мира, в котором живет и действует человек.

Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий

зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание

понятий освоено данным человеком. Само понятие является результатом

исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных

общностей людей, социальных групп. Реально значимыми понятия являются тогда,

когда они соединяются с осознанием возможностей их практического

использования для реальных потребностей, для изменения, преобразования

предметов и т.д. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения,

постоянно сопоставляется с реальной практикой, проверяется, уточняется.

Рациональное познание (абстрактно) - понятие, суждение, умозаключение.

Суждение - всякое высказывание, мнение об определенном предмете, явлении. По

своей форме суждение обычно представляет собой связь 2-х понятий. Именно в

форме суждений ставятся научные проблемы. Соединяя одно суждение с другим,

т.е. рассуждая, человек приходит к тем или иным выводам, получает новое

знание. Умозаключение представляет собой такой логический процесс, в ходе

которого из 1-го или нескольких суждений, называемых посылками, выводится на

основании определенных правил логики новое суждение, называемое заключением

или следствием. Умозаключение есть основной метод получения нового знания.

Чувственное познание это познание которое дает знание о мире с помощью

наблюдения, опыта, научного эксперимента. Рациональное познание дает знание о

мире с помощью абстрактного мыс- ленного эксперимента который основывается на

эмпирических фактах и по- рождает гипотезу которая объясняет эти факты.

Правильность гипотезы проверяется экспериментом, практикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: