Экологическая проблема, ее научные социально-философские и этико-

гуманистические аспекты.

Одним из глобальных проблем человечества стала проблема экологии. Уже в 19 в.

американский ученый Марш, проанализировав многообразные формы разрушения

человеком природного равновесия, сформулировал программу охраны природы.

Французские географы разработали концепцию географию человека, предмет

которой - изучение группы явлений, происходящих на планете и причастных к

деятельности человека. Развитие геохимии и биогеохимии выявило превращение

производственной деятельности человечества в могучий геохимический фактор,

что послужило основанием для выделения новой геологической эры -

антропогенной (русский геолог Павлов) или психозойской (американец Шухерт).

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере связано с новым взглядом на

геологические последствия социальной деятельности человечества. Экологическое

мышление находит свое выражение в различных выдвигаемых вариантах

переориентации технологии и производства. Одни из них связаны с настроениями

экологического пессимизма, с токи зрения которых первопричиной экологического

кризиса является сам по себе НТП, считающих необходимым резко ограничить либо

вообще приостановить технико- экономическое развитие. В других вариантах в

противовес этой пессимистической оценке будущего человечества и перспектив

природопользования выдвигаются проекты радикальной перестройки технологии,

избавления ее от просчетов, приведших к загрязнению окружающей среды,

создания новых технически средств и технических процессов (транспортировка,

энергетика), приемлемых с экологической точки зрения. Принципы соц. экологии

находят свое выражение и в экологической экономике, которая принимает в

расчет расходы не только на освоение, но и на охрану и восстановление

экосферы, подчеркивает важность не только критериев и прибыльности и

производительности, но и экологически обоснованности технических

нововведений, экологического контроля над планированием промышленности и

природопользования. Развитие соц. экологии послужило мощным импульсом

выдвижения перед человеком новых ценностей - сохранения экосистем, отношения

к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения к

живому и т.д. Тенденции к экологической переориентации этики обнаруживается в

различных этических концепциях: - учение А. Швейцера о благоговейном

отношении к жизни, - этика природы американского эколога Леопольда, -

космическая этика Циолковского, - этика любви к жизни, разработанная

советским биологом Филатовым и др. Проблемы соц. экологии принято относить к

наиболее острым и неотложным в числе глобальных проблем современности, от

решения которых зависят возможности выживания как самого человека, так и

всего живого на земле. Необходимым условием их решения является признание

приоритета общечеловеческих ценностей, утверждаемое новым мышлением, как

основы широкого международного сотрудничества различных соц., политических,

национальных, классовых и др. Сил в преодолении технических, экологических

опасностей, которыми чревата гонка вооружений, неконтролируемый НТП,

антропогенные воздействия на среду обитания человека. В целом исторически

развивающаяся деятельность человека в современных условиях обретает новую

размерность - она не может считаться действительно разумной, осмысленной и

целесообразной, если игнорирует требования и императивы, диктуемые экологией.

Научный аспект - как преобразовывать и использовать природу с максимальной

эффективностью не разрушая ее при этом? Социально-философский аспект - как

преобразовывать природу не разрушая человека? Этико-гуманистический - аспект

как преобразовывать природу не уничтожая другие формы жизни. Как вместо

человека потребляющего получить человека созидающего.

26.1 Христианский экзистенциализм Н. Бердяева.

Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) - русский философ - идеалист.

Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников. В

различные периоды его вдохновляли Кант, Маркс, Шопенгауэр, Ницше. Из русских

мыслителей заметное влияние оказали Михайловский, Достоевский, Соловьев и

другие. С начала ХХ в. был одним из главных идеологов богоискательства.

Ранний Бердяев пытался сочетать гуманизм Маркса с антропологическим

социализмом Михайловского и метафизикой неокантианства. Зрелые философские

воззрения Бердяева представляют собой одну из первых в Европе разновидностей

христианского экзистенциализма. Согласно экзистенциализму, задача философии -

заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия

(существования). Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою

судьбу, и он живет в чуждом ему мире: его бытие со всех сторон окружено

таинственными знаками, символами. Страх важнейшее понятие философии

экзистенциализма. Мир тем более страшен, что он бессмыслен и непостижим.

Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. И он не в силах их

предвидеть. Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы,

определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя

свободно выбирает. “Чувство вины за все совершающееся вокруг него - чувство

свободного человека” (Бердяев). Узник или раб тоже может быть “свободен “,

говорит Бердяев, соответствующим образом самоопределяя свое отношение к

своему положению. Отсюда вывод: задача человека заключается не в том, чтобы

изменить мир, а том чтобы изменить свое отношение к нему. Экзистенциализм

различают религиозный и атеистический. Именно к религиозному - и относится

Бердяев. Философия Бердяева антропоцентрична - проблема духовности, свободы и

творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его

философских размышлений. По Бердяеву “личность вообще первичнее бытия”, бытие

- воплощение причинности, необходимости, пассивности, духовное начало

свободное, активное, творческое. Понятие объективного мира Бердяев заменяет

термином “объективированный мир”, интерпретируя его как “объективацию

реальности”, порожденную субъективным духом. Частично признавая социальную

обособленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в человеке то,

что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением. Личность, по

Бердяеву прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление

человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято

лишь в ее отношении к богу. Интересным является то, что хотя он в свое время

был выслан из СССР (1922г.), он вместе с тем за рубежом выступал с позиций

защиты русской культуры, против различных видов русофобии. Бердяев

рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное

или мета историческое), он главным образом озабочен предсказанием того, как

“мета история входит в историю”, обоснованием приближения конца истории. Эти

мотивы особенно сильно проявились в его последних работах. Бердяев считал,

что философия хочет не только познания мира но и улучшения его. Мораль и

нравственность Бердяев строит на христианских заповедях. Пример: Даже если вы

вегетарианец вы в ответе за всех тех кто употребляет мясо. Если вы гражданин

воюющего государства вы в ответе за тех кого убили солдаты вашего

государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: