Проблема истины в философии и науке

1. Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом,

воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки

зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Основу

диалектико-материалистической концепции истины образует учение об

абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины.

Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины

разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную

истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью

описывает окружающий мир. Относительная истина неполное сов- падение объекта

и знаний о нем. 2. Объективная истина - независимое от человека и

человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство

человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от

сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. 3.

Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма,

характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:

1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе

развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено,

уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется

неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие

представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому

научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного,

исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие

элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться,

заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед

в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы

абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной

истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина. 4.

Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении

конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины

от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность

тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены

условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних

углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно,

например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина

всегда конкретна. 5. Критерий истины - средство проверки того или иного

утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины

является общественная практика. Опытные научные теории получают свою

фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в

революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если

теория успешно применяется на практике, это означает, что она является

относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут

быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках

получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением,

измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто

практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление

истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете

опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной

теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

26.3 Социальная форма движения материи и ее специфика.

Определение. Под движением материи нужно понимать не только механическое

перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения

состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Опираясь на

достижения естественных наук и на философское понимание движения как способа

существования материи, диалектический материализм классифицирует виды

движения материи, выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм.

Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу.

Он выделил такие формы: механическую, химическую, биологическую, социальную.

Эта классификация сохраняет свое значение и поныне, хотя, разумеется, в связи

с достижениями современной науки она существенно обогатилось. Одной из

важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка

общественных процессов как социальной формы движения материи. Выделяя в

общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический

материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает

их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга

эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они

взаимодействуют, благодаря чему только и существует общество как особый

уровень организации материи. Общество - не просто материал, а одухотворенная

материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект

истории. Поскольку он есть разумное общественное существо, которому присуща

внутренняя духовная жизнь, и поскольку его действия носят целенаправленный

характер, поскольку социальная форма движения в субъектно-объектных

отношениях, то есть в отношениях к окружающему миру, объективной реальности.

В этом и заключается специфика социальной формы движения материи, ее коренное

отличие от всех иных форм движения. Человеческое сознание, обеспечивая

отражение человеческого бытия и проектирования его возможных будущих

состояний, активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи,

овладевая массами людей, направляют их деятельность, а в процессе этой

деятельности перестраивается само общество. Не случайно Маркс подчеркивал,

что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Следовательно,

когда речь идет о социальном движении материи, имеется в виду не просто

взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое

предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого

сознания и в котором сознание принимает активное участие. Сознание, как

идеальная реальность, не существует вне и независимо от ткани общественной

жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее

аспекта обеспечивая функционирование и развитие общества как целого. Учитывая

эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял

человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым он

как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без

развития индивидуального и общественного сознания. Сейчас более принято

выделять три формы 1 Физическую (механическая + химическая т.е. форма

движения неживой материи) 2 Биологическая (растения + животные) 3

Социальная (человек)

27.1 Диалектико-материалистическая философия Маркса, Энгельса.

Теоретическими источниками диалектико-материалистической философии Маркса-

Энгельса является немецкая классическая философия, английская классическая

политическая экономия и французский утопический социализм. Непосредственными

предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские

взгляды, были Гегель и Фейербах. Диалектические идеи Гегеля в переработанном

виде послужили философским источникам формирования материалистической

диалектики. В своей критике идеалистических воззрений Гегеля основоположники

марксизма опирались на всю материалистическую традицию, и прежде всего на

материализм Фейербаха. Диалектический материализм и есть результат коренной

творческой переработки того и другого на основе нового осмысления социальной и

природной реальности. Диалектический материализм - философское направление,

изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к

миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-

практической и духовно-теоретической деятельности. Основными системообразующими

принципами диалектического материализма являются: 1) принцип единства и

целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя

все проявления, все формы действительности от объективной действительности

(материя) и до субъективной действительности (мышление); 2) принцип

материальности мира, утверждающий что материя первична по отношению к сознанию,

отражается в нем и определяет его содержание; 3) принцип познаваемости мира,

исходящий из того, что окружающий мир познаваем и мерой его познанности,

определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является

общественно- производственная практика; 4) принцип развития, обобщающий

исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и

технических наук и на этой основе утверждающий, то все явления в мире и мир в

целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник

которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к

отрицанию одних состояний и образованию принципиально других новых качественных

явлений и принципов; 5) принцип преобразования мира, согласно которому

историческая цель развитие общества состоит в достижении свобод, обеспечивающей

всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее

творческих способностей на основе коренного преобразования общества и

достижения социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип

партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между

философскими концепциями и мировоззрением человечества с одной стороны и

социальной структурой общества - с другой стороны. Итак Маркс и Энгельс на

основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата данных наук вскрыли

диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и

человеческого общества. Они достроили материализм <доверху>, применили

его к объяснению истории общества и тем самым создали и исторический

материализм. Это имело огромное революционное значение как для науки об

обществе так и для всей общественной практики. Было создано целостное учение о

законах развития природы, общества и мышления - философия диалектического и

исторического материализма. Идеи Маркса в рассмотрении Фрома (оппонент Маркса

) 1. Ничто человеческое мне не чуждо 2. Подвергай все сомнению 3. Истина

приводит к освобождению Новое в философии от Маркса (по Егорову) 1. Изменение

понимания предмета философии (Ф. это наука со своим предметом и методом) 2.

Изменение социальной функции Ф. (Ф. должна быть достоянием всех людей. Она

должна играть активную роль не только в духовной но и в материальной жизни

общества) 3. Изменение содержание самой Ф. а. Введение практики в теорию

познания б. Объединение материализма и идеализма (установление для

материализма диалектического метода для идеализма метафизического) в.

Материалистическое понимание истории 4. Открытие методологической роли Ф. (Ф.

должна изменить мир)

27.2 Научное познание, ее специфические признаки. Научное и обыденное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: