- Начало: Достоевский, Толстой, Соловьев.
Эти писатели выдвинули и сформулировали идею о связи прогресса с христианской
нравственностью. Только то может быть принято обществом что прошло чистилище
нравственности.
- Предельный гуманизм.
Знаменитое непротивление злу насилием. / Толстой /
Все достижения прогресса за слезу ребенка. / Достоевский/
- Вето на любой прогресс, если он связан с насилием над человеком.
Насилие понимается как превращение человека в производственную машину за счет
удушения уникальной, божественной души.
- Литература: жанр антиутопии.
Будущее основано на любви и искусстве и потому прекрасно. Пример: сны Веры
Павловны. Чернышевский "Что делать"
- Сверхнационалистический характер философствования.
Включение всего человечества в ожидаемый прогресс прекрасного будущего.
- Постижение сущего дается лишь цельной жизнью духа, лишь в полноте жизни.
Полностью православно-христианский подход к человеку и его месту в природе.
Есть Бог, есть человек и божественное предназначение последнего. Выполнить
это предназначение его задача. Задача решается обращением к Богу, вере,
христианской нравственности.
- Антипод русской философии - европейский рационализм - Гегель.
- Русский иррационализм (вера, православие) VS западный (воля) -> деление на
славянофилов и западников.
- Славянофилы (Киреевский, Хомяков) - самобытный путь развития России.
Земельная община и артель. Западные приобретения - скорее вред, так как
оплачены потерей целостности человеческой личности.
- Западники (Герцен, Грановский, Боткин) - Россия с петровских времен
привязана к западу. Прогресс не может обойти Россию, прогресс поможет нам
выбраться из отсталости.
- Примат христианского откровения, веры над рациональным знанием.
- Философия всеединства (Соловьев). Теория цельного знания. Сверхрационализм.
Цельность - характеристика и свойство человеческой души, отличающая человека
от животных. Это состояние души, придающее ей цельность, - сердце, любовь..
Спасение в человеке человеческого через жертву эгоизма. = жертва основного
принципа западного прогресса.
33.2. Методы теоретического познания. Гипотезы и теории.
Философские методы (диалектический, метафизический) - Общенаучные (системный,
структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование,
формализация) - Частнонаучные (метод теории упругости - Физика твердого
тела) - Дисциплинарные (метод расчета на прочность в сопромате) - Методы
междисциплинарного исследования(принцип подобия процессов разной физической
природы) Научные методы теоретического познания: - формализация,
аксиоматический подход, гипотетико-дедуктивный метод Общелогические методы: -
анализ, абстрагирование, идеализация, индукция, аналогия, моделирование,
системный подход Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, которое
сформулировано на основе ряда фактов, а его истинное значение неопределенно и
нуждается в доказательстве. - Вероятностный характер. - В ходе доказательства
одни гипотезы становятся теорией, а другие отбрасываются, превращаются в
заблуждения. - Новые гипотезы выдвигаются на основе проверок старых, даже
если они были отрицательными. Теория - наиболее развитая форма научного
знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей
определенной области действительности. Основные элементы структуры теории: -
исходные основания - фундаментальные принципы, понятия, законы, аксиомы и
т.п. - идеализированный объект данной теории. - логика и методология,
применяемые для ее построения. - философские установки и ценностные факторы.
- совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений. -
ключевой элемент теории - закон. Теория - система законов. Функции теории:
синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная,
практическая. Синтетическая - осуществить сбор знаний о проблеме.
Объяснительная - объяснить проблему исходя из современного уровня знаний о
мире. Методологичкская - выработать метод решения проблемы (который может
быть использован и в других дисциплинах) Предсказательная - предсказать
события которые могут произойти исходя из начальных условий которые даны.
Практическая - использовать новые знания для улучшения качества жизни людей.