Модели общества (технократические, технофобские, информационные)

Футурология (лат. Futurum - будущее и греч. Logos - учение, слово) -

представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая

перспективы социальных процессов. Термин “футурология” предложил в 1943 г.

нем. Социолог О.Флехтхейм, имея ввиду некую надклассовую “философию

будущего”, противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие

распространилось на западе в смысле “истории будущего”, “науки о будущем”,

признанной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных

дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются многими

науками, термин “Ф.”, ввиду его многозначности и неопределенности, с конца

60-х гг. вытесняется понятием “исследование будущего”, которое охватывает

теорию и практику прогнозирования. В буржуазной Ф. Выделяются

апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. течения. В 60-х гг.

господствовало первое, выдвинувшее теорию “постиндустриального общества”

(Белл, Г.Кан, Арон, Б. де Жувенель). Реформисты выступали с позиций теории

конвергенции (Ф. Бааде, Ф.Полак, И, Галтунг), леворадикалы доказывали

неизбежность катастрофы “западной цивилизации” пред лицом НТР (А.Уоскоу и

др.). С конца 60-х гг. буржуазная Ф. Переживает кризис, в ходе которого

сначала выдвинулось течение, доказывающее неизбежность “глобальной

катастрофы” при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с

конца 70-х гг., - течение, отстаивающее необходимость перехода к “новой

цивилизации”. Ведущее влияние в буржуазной Ф. 70-х гг. приобрел Римский клуб,

по инициативе которого развернулось т. называемое Глобальное моделирование

перспектив человечества на основе использования ЭВМ.

Технократическая модель рисует будущее общество как очень сложный но все же

конечной сложности механизм действия которого можно предсказать однозначно.

Техника здесь решает все, чем больше техники тем выше становится

благосостояние людей тем легче им жить. Неудачи последнего времени,

техногенные аварии и т.д. объясняется невысоким уровнем развития техники и

неспособностью людей эффективно ее использовать вследствие малой грамотности.

Технофобская модель (Боязнь техники) отрицает прямую зависимость между

ростом мощи техники и ростом качества жизни человека. Скорее

гипертрофированно-развитая техника и сейчас является основной причиной

несчастий человечества.

Информационная модель рисует будущее в котором обрабатывающее оборудование

достигнет такого уровня совершенства, что потребуется совсем немного

человеческого труда для производства средств производства (роботы будут

изготавливать новые образцы техники при минимальном участии человека). В

связи с этим центр тяжести будет перемещаться в сферу умственного труда в

котором решающее значение приобретает обмен информацией

(научной, управленческой, и т.д.)

Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории,

ее закономерностями, основным направлением развития человечества и

историческим познанием. В современной буржуазной Ф.И. особым влиянием

пользуются концепции Тойнби и Шпенглера. Буржуазные философы обычно

рассматривают историю как иррациональный поток событий, лишенный внутренней

логики, как хаотическое чередование случайностей, отвергают причинность,

закономерности в истории и социальный прогресс. В их воззрениях преобладает

дух пессимизма и агностицизма.

Философия истории может рассматриваться в контексте исторического развития

общественного способа производства. Тогда можно предложить такую

классификацию:

/ То флер /

1. Земледельческая

2. Индустриальная

3. Постиндустриальная или Информационная

Термин информационная цивилизация впервые предложил японец Масуда в работе:

"Постиндустриальное общество как информационное общество".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: