Формулировка и оформление вопросов

Необходимо обратить внимание на ряд моментов:

· в качестве вариантов должны быть указаны всевозможные ответы

(Неправильно: чем вы любите заниматься в свободное время: - смотрите телевизор; - другое)

· используемая лексика должна быть простой, прямой и знакомой всем респондентам;

(Состоите ли Вы в браке? – Ваше гражданское состояние?)

· используемые фразы и слова не должны иметь неоднозначное значение;

(часто, периодически, обычно). Сколько Вы уже ЗДЕСЬ живете?

· не должно быть двойных вопросов, не может ли респондент согласиться с одной частью вопроса, оставшись несогласным с другой;

Вы довольны ценой и качеством товара?

· не должно быть наводящих вопросов;

Комитет экспертов пришел к выводу о том, что… Одобряете ли Вы их мнение?

Это хорошая идея - принять закон требующий, чтобы люди пристегивались ремнями безопасности в автомобиле? Согласен, против, не знаю

· правильная длина вопроса. Рекомендуется использовать вопрос не более из 20 слов.

· все варианты ответа должны быть примерно одинаковой длины (чем длиннее вариант ответа, тем меньше вероятность его выбора, слишком сложно для обдумывания и осмысления)

· все варианты ответа должны располагаться на одной странице опросника, чтобы респондент мог визуально охватить весь набор вариантов;

· варианты ответа располагать по вертикали нежели в строчку

· предлагаемый набор ответов не должен даже частично пересекаться (неправильно: ваши затраты на косметику в месяц: до 1 тыс, от 1-2 тыс., от 2-5, свыше 5 тыс.)

Определение последовательности вопросов

Порядок вопросов должен поддерживать желание респондента сотрудничать и в максимальной степени облегчить задачу интервьюера.

1. Следует начинать опрос с легкого и безобидного вопроса: это позволит установить контакт с респондентом и даст ему уверенность том, что он в состоянии ответить на все вопросы исследователя.

2. Опрос должен плавно и логично переходить от одной темы к другой, резких смен тематики следует избегать. При переходе к новой теме следует использовать связующие предложения.

3. Начиная с общих вопросов, следует плавно переходить к конкретным.

4. Анкета должна заканчиваться паспортичкой.

Основные причины недостоверности информации:

  • сознательная неточность ответов респондентов;
  • неправильно заполненный опросник;
  • неправильно понятый вопрос;
  • неправильно понятый ответ.

Их можно уменьшить путем следования основным правилам разработки опросного листа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: