Тема 4: Опрос как метод сбора информации

Опрос – это метод, предполагающий получение ответов на вопросы у большого числа людей относительно исследуемой проблемы.

Респондент - опрашиваемое лицо.

Интервьюер, анкетёр - лицо, проводящее опрос.

Виды опросов:

1. По режиму проведения:

1.1. Личный опрос (характеризуется личным контактом интервьюера и респондента).

По месту проведения выделяют:

  • на дому у респондента (возможность задать сложный вопрос, интимный; существует визуальный контакт);
  • на рабочем месте (является дорогим, так как необходимо найти согласие на интервью, назначить время);
  • в торговых центрах, улицах и т.д. (недорого).

По количеству опрашиваемых лиц личные опросы делятся:

  • индивидуальное личное интервью;
  • групповой личный опрос (опрашивается 6-10 респондентов).

1.2. Телефонный опрос (выбор телефонных номеров; выбор времени для звонка; определение процесса задавания вопросов; отчет о сделанных звонках). Обычно используют метод случайного выбора номера; опрос производится с 18 до 21 часа, в будни и выходные дни с 10 до 22. Данный опрос дает возможность проводить больше интервью в единицу времени. Недостатки: ограничение простыми вопросами; невозможность использования визуальных средств.

1.3. Почтовый опрос (определение списка визуальных участников и их адресов; рассылка анкет и ожидание их возврата). Преимущества: отсутствует влияние интервьюера при получении ответа; заполняется в удобное время. Недостатки: низкая отдача; возможность недопонимания; высокая стоимость.

1.4. Электронный опрос (по электронной почте, на сайтах Интернет). Преимущества: низкая стоимость, высокая скорость получения ответов; отсутствие влияния интервьюера. Недостатки: ограниченность респондентов, низкий процент ответов.

2. По количеству тем:

2.1. Однотемные (проводятся по одной тематике по заказу одного заказчика);

2.2. Многотемные (омнибус) исследования, включают блоки вопросов нескольких заказчиков по разным тематикам. Характеризуются меньшими затратами в расчете на одного заказчика, поскольку затраты делятся между заказчиками.

3. По многократности проведения:

3.1. Однократные (выбранные группы респондентов подвергаются однократному изучению по многим параметрам, для фиксированного момента времени) – поперечные;

3.2. Многократные (постоянная группа опрашиваемых, называемых панелью, неоднократно изучается по одной теме в течение определенного промежутка времени) - продольные.

Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации, либо эксперты, которые остаются постоянными. Преимущества многократного опроса заключаются в том, что появляется возможность сравнивать результаты последующих опросов с предыдущими, устанавливать тенденции и закономерности развития явлений.

Панели делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (до 5 лет). По способу поступления информации выделяют панели с непрерывно поступающей информацией и с периодически поступающей информацией.

4. В зависимости от структуры вопросов:

4.1. Структурированные (все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы) = анкетирование;

4.2. Неструктурированные (интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов).

5. По способу фиксирования ответов:

5.1. Ответы фиксируются интервьюером;

5.2. Саморегистрация респондентом;

5.3. Ответы фиксируются с помощью компьютера.

6. По обратной связи с исследователем:

6.1. Анкетирование - форма опроса, когда респондент отвечает на вопросы самостоятельно (письменно или интерактивно), не вступая в диалог с исследователем;

6.2. Интервью - это форма опроса в виде беседы, проводимой по определенному сценарию, разработанному исследователем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: